Файл: Профессии будущего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа №110 г. Челябинска"

Индивидуальный проект

Тема «Профессии будущего»

Тип проекта: информационный

Челябинск, 2022

Оглавление


Введение 5

I. Поисково-исследовательский этап 6

1.1. Понятие профессия 6

1.2. Профессии будущего 7

1.3. Учебные заведения, которые готовят специалистов будущего 13

Сфера медицины и биотехнологий 13

Какие ЕГЭ сдавать:  13

Где получить базовое образование: 13

Какие ЕГЭ сдавать: 14

Где учиться маркетингу: 14

Какие ЕГЭ сдавать: 15

ТОП-профессий будущего: 15

игропедагог; 15

коучер; 15

организатор проектного обучения; 15

тренер по mind-фитнесу; 15

координатор образовательных онлайн-платформ; 15

разработчик инструментов обучения состояния сознания 15

Где учиться: 15

В искусстве теперь кроме навыков академического рисунка необходимо уметь работать в различных графических программах, например, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Sketch, Figma. Также сейчас распространена тату-индустрия, и создание эстетичных эскизов. Fashion-индустрия никогда не перестанет быть востребованной, однако наличие творческих способностей приветствуется. 16

Какие ЕГЭ сдавать:  16

ТОП-профессий будущего: 17

motion-дизайнер; 17

графический дизайнер; 17

архитектор виртуальности; 17

продюсер смыслового поля; 17

гейм-дизайнер; 17

арт-оценщик 17

Где учиться: 17

Высшая школа экономики, Москва; 17

Британская высшая школа дизайна, Москва; 17

Московский государственный университет культуры и искусств; 17

Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко; 17

Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова; 17

Российский государственный гуманитарный университет (факультет истории искусства); 17

Российская государственная специализированная академия искусств; 17

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова. 17

Какие ЕГЭ сдавать:  17

ТОП-профессий будущего: 18

Где учиться: 18

Какие ЕГЭ сдавать:  19

ТОП-профессий будущего: 19

Где учиться: 19

ТОП-профессий будущего: 20

Какие ЕГЭ сдавать:  20

русский язык; 20

математика; 20

информатика; 20

физика. 20

Где учиться: 20

Московский физико-технический институт (МФТИ); 20

Национальный исследовательский ядерный институт МИФИ; 21

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); 21

Университет Иннополис (г. Казань); 21

Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (ВМК МГУ); 21

Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ); 21

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (НГТУ); 21

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ); 21

Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА); 21

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). 21

2.1. Проведение социологического опроса для выявления уровня знаний учащихся о современных профессиях. 23

2.2. Составление буклета «Профессии будущего» 24

Заключение 26

Литература 27

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 28

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 31

31

31


Введение


Вопрос о будущей профессии – серьёзная проблема. Кем только не мечтают стать люди: космонавтами, пожарными, врачами, певцами… Профессий существует много, главное – не ошибиться в своём выборе и посвятить этой профессии всю свою жизнь.

Выбор профессии  сложный вопрос даже для взрослого человека, а тем более для подростка. Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей (в качестве профориентационной работы в школе), взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.

Цель: изучение наиболее перспективных специальностей будущего, создание буклета «Профессии будущего».

Задачи:

  1. Актуализировать понятие «профессия»;

  2. изучить профессии будущего;

  3. изучить, в каких учебных заведениях обучают профессиям будущего;

  4. провести опрос для выявления уровня знаний учащихся о профессиях будущего.

При решении поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; сбор информации, ее анализ и систематизация; обобщение.

Объект исследования: профессии будущего.

Практическая значимость работы: помощь в профориентационной работе с учащимися, буклет «Профессии будущего».

I. Поисково-исследовательский этап

    1. Понятие профессия


Что такое профессия?  Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [6].

Профессия — это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд. 

Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации. 

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

  1. требует специальной подготовки, обучения. Профессию нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда;

  2. практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда;

  3. служит источником заработка средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби – занятие, совершаемое человеком ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь.


    1. Профессии будущего


В России с 2011 года действует проект «Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий, актуальных для российской экономики, наближайшие 15–20 лет. В его разработке принимали участие более 2500 экспертов, в их числе такие компании как ГК РОСАТОМ, Ростелеком, IBM, Intel, Татнефть, Газпром, Роснефть, РЖД, Аэрофлот, Роскосмос, ГК «РОСНАНО», а также партнерами проекта являются компания RF-Group, Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления СКОЛКОВО [1].

В ходе проекта было проведено свыше 30 форсайт - сессий, фокусирующихся на различных отраслях экономики от биотехнологий и медицины до медиаиндустрии и ИТ-безопасности. В сессиях принимали участие эксперты компаний-лидеров отраслей и ведущих вузов.

Атлас помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Самая последняя версия, Атлас 3.0, написана специально для подростков, простым и увлекательным языком и полна интересных историй о специалистах будущего [3].

В «Атласе новых профессий» представлены профессии будущего, вот некоторые из них:

Направление «медицина»:

1. Биоэтик - специалист, обеспечивающий нормативно-правовые и этические рамки деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование. Без консультаций с биоэтиком не обойдется ни одна передовая лаборатория – особенно когда дело дойдет до клонирования органов и серьезного вмешательства в гены эмбрионов.

2. Тканевый инженер - профессионал, разрабатывающий технологический процесс и подбирающий материалы и условия для формирования конкретной ткани или органа. Потребителем его труда является хирург-трансплантолог.

3. ИТ-генетик - специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры. В последнее десятилетие одним из бурно развивающихся направлений в медицине стала генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с заболеваниями. Пока этот метод в основном тестируют на животных, однако есть уже и успешные случаи применения генотерапии и для людей.

Направление «строительство»:

1. Проектировщик структуры «умного дома» - специалист, занимающийся проектированием, установкой и настройкой интеллектуальной системы управления домашним хозяйством (например, бытовая техника, системы безопасности, энергоснабжения, водоснабжения и др.) «Умныедома» появляются уже сейчас, но данная профессия вряд ли станет популярной ранее чем через 7–10 лет.

2. Архитектор «нулевых» домов - Специалист, занимающийся проектированием энергетически автономных домов, полностью обеспечивающих себя необходимой энергией за счет микрогенерации энергии (альтернативные источники энергии, тригенерация – использование сразу трех энергий: электричества, тепла и холода) и использования энергосберегающих материалов и конструкций.

Направление «безопасность»:

1. Проектировщик личной безопасности - специалист, оценивающий и проектирующий жизнь человека с точки зрения всех возможных рисков (от генетической предрасположенности к определенным заболеваниям до вероятности аварий того, что человек станет жертвой преступления) и их предотвращения.

2. Дизайнер – эргономист носимых устройств для безопасности - специалист, который занимается разработкой гаджетов, позволяющих обеспечить повышенную безопасность пользователя в чрезвычайной ситуации. Для этой профессии нужно гармоничное сочетание здравого смысла и фантазии, ведьрешать проблемы самообороны можно по-разному.

Направление «авиация»:

1. Проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания - специалист, который проектирует аэродромы, ангары, станции технического обслуживания и элементы навигационной инфраструктуры для дирижаблей. Дирижабли могут оказаться привлекательными, поскольку позволят осуществлять доставку грузов и людей в места, труднодоступные из-за плохой транспортной инфраструктуры.

2. Проектировщик дирижаблей - специалист, который занимается разработкой моделей дирижаблей с учетом задач их использования (грузовые/пассажирские) и условий воздухоплавания.
Направление «образование»:

1. Игропедагог - специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя. В России традиционно существуют развитые традиции игропедагогики в школах. И проникновение игр в школы сейчас в основном ограничено нормативно-правовой базой.

2. Разработчик инструментов обучения состоянием сознания - создает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).

Направление «туризм и гостеприимство»:

1. Консьерж роботехники - специалист, контролирующий гостиничных роботов. Роботизированные отели уже существуют в Америке, Китае, Японии и других странах, и хотя механические швейцары, горничные и курьеры неплохо себя зарекомендовали, над ними все равно требуется человеческий присмотр. Такой консьерж должен быть высокоорганизованным специалистом с навыками многозадачности, разбираться в механизмах и иметь навыки общения с искусственным интеллектом.

2.Архитектор территорий - специалист, который создает для туристов «информационные ландшафты» с учетом реалий региона, типов потребителей и популярных на текущий момент направлений в туристической индустрии. Если бренд-менеджер выполняет функции креативного директора, архитектор территорий – это дизайнер, который находит конкретные и детальные решения для поставленных задач.

Направление «медиа и развлечения»:

1. Дизайнер эмоций - специалист, создающий эмоциональный фон контента с использованием новых каналов доставки информации, в том числе и напрямую в мозг потребителя. Он управляет воздействием на органы чувств для того, чтобы в ходе потребления контента у пользователя возникали необходимые ощущения и эмоции.

2. Дизайнер виртуальных миров - создает концептуальные решения для виртуального мира: философия, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир.

Социальная сфера:

1. Эковожатый - специалист, который поддерживает инициативные общественные группы, работающие на улучшение экологии, обеспечивает обмен информацией между ними, помогает им организовать общественный контроль производств и мониторинг

поведения людей на местах (в городах/деревнях). Многие люди в принципе готовы участвовать в какой-либо экологической активности, однако им часто не хватает организатора, который сказал бы, что и где необходимо сделать. Отдельные

экоактивисты уже собирают вокруг себя группы волонтеров, но в будущем понадобится еще больше специалистов такого профиля.

ИТ-сектор:

1. Кибертехник умных сред - специалист, который занимается нижними уровнями информационной инфраструктуры, обеспечивает безопасность выделенных сегментов сети на этих уровнях (предполагается, что и дома, и предприятия будут выделены от Всемирной сети в свой безопасный сегмент, связанный с общей сетью через безопасные низкоуровневые соединения).

2.Проектировщик нейроинтерфейсов - специалист, занимающийся разработкой совместимых с нервной системой человека интерфейсов для управления компьютерами, домашними и промышленными роботами, с учетом психологии и физиологии пользователей.

Направление «биотехнологии»:

1. Архитектор живых систем - специалист по планированию, проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов. Такой профессионал будет незаменим в автономных городах – он сможет рассчитать необходимую мощность биореакторов, разработает проекты городских ферм и тщательно продумает систему переработки мусора.

Направление «космос»:

1. Космогеолог - специалист, который занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах.

2. Менеджер космотуризма - специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз).

Направление «сельское хозяйство»:

1. ГМО – агроном -специалист по использованию генно-модифицированных продуктов в сельском хозяйстве; занимается внедрением биотехнологических достижений и получением продуктов с заданными свойствами.

2. Сельскохозяйственный эколог - специалист по утилизации отходов, а именно по разработке принципов утилизации последствий ведения сельского хозяйства, а также занимается восстановлением почв.

Направление «легкая промышленность»:

  1. Программист электронных «рецептов» одежды - ИТ-специалист, который

переводит дизайнерские эскизы одежды в формат инструкции для робота или 3D-принтера. В дальнейшем пользователь может воспользоваться ими и ≪распечатать≫ или сшить себе по ним одежду в автоматизированных ателье.

Направление «новые материалы и нанотехнологии»:

1. Проектировщик «умных» материалов - разрабатывает композитные материалы в составе «умных сред», меняющие свойства под задачи дома / офиса / промышленного предприятия.

2. Специалист по безопасности в наноиндустрии - отвечает за безопасность работников сферы, конечных пользователей продукта и окружающей среды. Разрабатывает программы, позволяющие быстро отреагировать на возникновение негативных последствий производства/применения нанопродуктов.

Направление «наземный транспорт»:

1. Строитель «умных дорог» — это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги.

2. Архитектор интеллектуальных систем управления - Разрабатывает программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, контролирует интеллектуальные системы управления. На сегодняшний день уже существуют различные решения, с помощью которых осуществляется контроль за сложными перевозками, но управляют этими перевозками люди. В будущем потребуется разработка автоматизированных систем управления транспортом.

Индустрия детских товаров и сервисов:

1. Эксперт по «образу будущего» ребенка - специалист по формированию возможного образа будущей жизни ребенка и траектории его развития на основе желаний родителей, способностей и представлений самого ребенка.Он будет подбирать образовательные программы (творческие, спортивные и др.), развивающие игры и компьютерные программы, помогающие малышу осваивать новые навыки в рамках выбранного пути.

Робототехника и машиностроение:

1.Проектировщик медицинских роботов - специалист по проектированию биосовместимых робототехнических комплексов и киберустройств для медицины и биотехнологической отрасли (например, роботы-хирурги, диагностические роботы, киберпротезы и др.).

2. Проектировщик домашних роботов - специалист, занимающийся разработкой и программированием домашних роботов (например, робот-сиделка, робот-уборщик, робот-прачка, робот-садовник, робот для выгуливания собак и др.), которые облегчают ведение домашнего хозяйства. Такие роботы интегрированы с другими элементами «умного дома», имеют свободу перемещения и могут выполнять сложную домашнюю работу.

Бизнес и менеджмент:

1.Трендвотчер – специалист, обслуживающий появление новых тенденций в разных отраслях экономики, общественной жизни, политике и культуре, составляющий отчеты о влиянии новых тенденций на клиентские потребности.

2.Корпоративный антрополог – специалист, отвечающий за изучение рынков инновационной продукции компании антропологическими методами (включенное наблюдение) и повышающий связанность компании с ее целевой аудиторией.
    1. Учебные заведения, которые готовят специалистов будущего


Когда после школы предстоит определяться с вузом, хочется сделать правильный выбор, чтобы через четыре или пять лет высшее образование и полученная профессия по-прежнему были актуальны. Выпускникам нелегко определиться, поскольку нужно учитывать два важных факторов — интерес, который должен сохраняться на протяжении всего обучения, и актуальность будущей профессии.

Сфера медицины и биотехнологий

В 2006 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила о нехватке 4,3 миллиона врачей и медицинских работников в мире. До сих пор многие страны не смогли решить эту проблему. Миру необходимы специалисты в сфере медицины для достижения цели здравоохранения, поэтому это направление всегда будет актуальным.

Также в будущем понадобятся специалисты, которые будут помогать поддерживать хороший уровень физического и ментального состояния у человека. Необходимо учиться ставить точный диагноз, чтобы люди не ходили к разным врачам, пытаясь подобрать подходящее лечение.

Какие ЕГЭ сдавать: 

  • химия;

  • биология;

  • профильная математика (по выбору).

ТОП-профессий будущего:

  • IT-генетик;

  • биоэтик;

  • архитектор медицинского оборудования (создание киберпротезов и имплантов);

  • сетевой врач (способность ставить точные диагнозы в онлайн-режиме);

  • молекулярный диетолог (разработка индивидуальных схем питания);

  • тканевый инженер.

Где получить базовое образование:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова;

  • Волгоградский государственный медицинский университет;

  • Смоленская государственная медицинская академия (СГМА);

  • Новосибирская государственная медицинская академия (НГМА);

  • Нижегородская государственная медицинская академия (НГМА);

  • Санкт -Петербургский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова (СПбГМУ);

  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

  • Кубанская государственная медицинская академия (КГМА);

  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ);

  • Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО);

  • Институт инновационного развития СамГМУ.

Бизнес и маркетинг

Бизнес-направление сейчас набирает актуальность с невероятной скоростью. Люди заинтересованы в создании личного бренда и комфортных условиях для работы.

Основное преимущество маркетинговых специальностей — их можно совмещать с чем-либо ещё. Например, комбинация «язык + бизнес» = прикладной лингвист.

Какие ЕГЭ сдавать:

  • профильная математика;

  • обществознание;

  • иностранный язык.

ТОП-профессий будущего:

  • менеджер по логистике;

  • менеджер по управлению онлайн-продажи;

  • специалист по анализу данных (datascientist);

  • эксперт в области науки и инноваций;

  • трендвотчер;

  • персональный бренд-менеджер;

  • корпоративный антрополог

Где учиться маркетингу:

  • НИУ ВШЭ, Москва / СПБ;

  • МГУ: Высшая школа бизнеса;

  • СПБГУ: Бизнес-информатика;

  • ИТМО: Факультет технологического менеджмента и инноваций;

  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова;

  • Финансовая Академия при Правительстве РФ;

  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ);

  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ).

Образование

Быть преподавателем означает, что будет необходимо формировать мировоззрение будущего поколения с помощью учебной программы и личного опыта. Эта профессия всегда останется востребованной, поскольку учителя способны изменить жизнь детей в положительную сторону. Однако следует учитывать технический прогресс и подстраиваться под новшества, чтобы иметь высокий заработок.

Какие ЕГЭ сдавать:

  • литература;

  • обществознание;

  • иностранный язык.

ТОП-профессий будущего:

  • игропедагог;

  • коучер;

  • организатор проектного обучения;

  • тренер по mind-фитнесу;

  • координатор образовательных онлайн-платформ;

  • разработчик инструментов обучения состояния сознания

Где учиться:

  • Московский педагогический государственный университет;

  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;

  • Московский государственный университет;

  • Московский государственный гуманитарный университет им М.А.Шолохова;

  • Российский государственный гуманитарный университет;

  • Южный федеральный университет;

  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ).

Искусство
В искусстве теперь кроме навыков академического рисунка необходимо уметь работать в различных графических программах, например, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Sketch, Figma. Также сейчас распространена тату-индустрия, и создание эстетичных эскизов. Fashion-индустрия никогда не перестанет быть востребованной, однако наличие творческих способностей приветствуется.

Какие ЕГЭ сдавать: 


  • литература;

  • английский язык (по выбору).

ТОП-профессий будущего:

  • motion-дизайнер;

  • графический дизайнер;

  • архитектор виртуальности;

  • продюсер смыслового поля;

  • гейм-дизайнер;

  • арт-оценщик

Где учиться:

  • Высшая школа экономики, Москва;

  • Британская высшая школа дизайна, Москва;

  • Московский государственный университет культуры и искусств;

  • Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко;

  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова;

  • Российский государственный гуманитарный университет (факультет истории искусства);

  • Российская государственная специализированная академия искусств;

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.


Туризм

Каждый из нас хотел бы повидать разные точки мира в комфортных условиях. Поэтому будущие профессии связаны с разработкой лучшего варианта для отдыха. Главные принципы — просто, быстро, доступно, необычно. 

Какие ЕГЭ сдавать: 

  • обществознание;

  • иностранный язык;

  • история (по выбору).

ТОП-профессий будущего:

  • разработчик индивидуальных туристических систем;

  • разработчик тур-навигаторов;

  • архитектор территорий.

Где учиться:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова;

  • СПБГУ;

  • Санкт-Петербургский университет управления и экономики;

  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова;

  • Высшая школа брендинга;

  • Институт экономики, управления и права РГТУ;

  • Институт гостиничного бизнеса и туризма РУДН;

  • Финансовая Академия при правительстве РФ;

  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;

  • Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича;

  • КФУ, Казанский федеральный университет.

Социальная сфера

Это направление затрагивает глобальные темы, такие как экология, общественные проблемы, благотворительность. В масмаркетах стали появляться бренды, которые создают одежду из перерабатываемых материалов и косметику, не тестируемую на животных. Это ценный вклад в развитие будущего.

Какие ЕГЭ сдавать:

  • обществознание;

  • иностранный язык;

  • история (по выбору).

ТОП-профессий будущего:

  • специалист по адаптации мигрантов/людей с ограниченными возможностями дистанционно;

  • эковожатый;

  • медиатор социальных конфликтов;

Где учиться:

  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта, Санкт-Петербург;

  • Балтийский Федеральный Университет им. Иммануила Канта, Калининград;

  • Московский социально-экономический институт (МСЭИ);

  • Российский государственный социальный университет (РГСУ);

  • Московский психолого-социальный университет (МПСУ);

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Юриспруденция

Специалисты по юридическим вопросам требуются как и для малого бизнеса, так и для более серьёзных компаний. Это люди, которые напрямую могут повлиять на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Однако чаще всего юристы не могут совмещать несколько профессий, им разрешается работать только в одном направлении. Также необходимо закончить и бакалавриат, и магистратуру, чтобы получить преимущество на международном уровне.

Работа в сфере юриспруденции связана с защитой прав и свобод граждан, что всегда останется актуальным в любой стране мира. Не всегда удаётся поддерживать безопасность из-за большого количества правонарушений.

Какие ЕГЭ сдавать: 

  • обществознание;

  • история;

  • иностранный язык.

ТОП-профессий будущего:

  • медиатор (разрешение конфликтов в досудебном порядке);

  • GR-менеджер (связь с государственными структурами);

  • виртуальный адвокат (дистанционно);

  • киберисследователь (расследование компьютерных преступлений);

  • координатор программ развития общества.

Где учиться:

  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ;

  • Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА);

  • Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России);

IT-технологии

Сегодня практически ни одна сфера нашей жизнедеятельности не обходится без прямого или косвенного участия компьютеров, гаджетов и прочих технических средств.  Написанный программистом компьютерный код не получит удобного пользовательского интерфейса без участия грамотного дизайнера, а готовая программа не будет продвинута без работы специалиста по продажам.

IT сфера представляет собой крупное семейство профессий, объединенных определенными требованиями в области информационных технологий к IT-специалистам. В зависимости от направления обучения специалиста (технологическое, или маркетинговое), от него могут требоваться как общие знания, так и более углубленные.

ТОП-профессий будущего:

  • IT-проповедник;

  • дата-журналист;

  • руководитель цифровой трансформации;

  • архитектор данных;

  • утилизатор цифрового мусора;

  • специалист по IT и ИИ-этике.

Какие ЕГЭ сдавать: 

  • русский язык;

  • математика;

  • информатика;

  • физика.

Где учиться:

  • Московский физико-технический институт (МФТИ);

  • Национальный исследовательский ядерный институт МИФИ;

  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ);

  • Университет Иннополис (г. Казань);

  • Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (ВМК МГУ);

  • Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ);

  • Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (НГТУ);

  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ);

  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА);

  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО).

В стремительно меняющемся мире профессий необходимы надпрофессиональные навыки, важные как для работодателя, так и соискателя работы, которые пригодятся в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее [4]:

  • Системное мышление. Умение воспринимать элемент как часть системы, видеть

закономерности и объединять элементы по признакам, отделять главное от частного. Навыки определения и работы со сложными системами.

  • Навыки межотраслевой коммуникации. Понимание технологий и процессов в

смежных и несмежных отраслях, знание особенностей рынка для различных сфер.

  • Навыки менеджмента. Умение управлять процессами и проектами, знание принципов планирования.

  • Программирование. Создание ИТ-решений, управление автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом.

  • Клиентоориентированность. Понимание потребностей клиента, умение работать с запросами и находить нужные решения.

  • Мультикультурность и мультиязычность. Свободное владение английским языком, знание другого иностранного языка, понимание культурного контекста и национальных особенностей других стран (например, страны — партнеры той компании, где работает профессионал будущего).

  • Коммуникабельность. Умение налаживать контакт с другими людьми, сильные навыки работы в команде, понимание принципов работы как с большими коллективами, так и с отдельными специалистами.

  • Мультифункциональность. Умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач. Способность верно расставить приоритеты, принять решение в условиях нехватки информации, спрогнозировать ситуацию.

  • Творческое начало. Способность к творчеству, развитый эстетический вкус.

В будущем специалистам также понадобятся навыки управления собственными эмоциями, способность заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. Нарастающая сложность рабочих задач потребует высокой концентрации, поэтому востребованным специалистам будет полезно умение регулировать нагрузки и поддерживать работоспособность.

II. Технологический этап

2.1. Проведение социологического опроса для выявления уровня знаний учащихся о современных профессиях.


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме «Профессии: предпочтения и выбор россиян».

По мнению опрошенных россиян, в ТОП востребованных направлений рынка труда в будущем (в перспективе 7-10 лет) войдут: высокотехнологичное производство (33%), IT - технологии (26%), здравоохранение и социальные услуги (24%) [7].

Мы провели опрос одноклассников, чтобы выявить уровень знаний учащихся о профессиях будущего по самым востребованным направлениям. (Приложение 1).

Проведенный среди учащихся 7 «А» класса в количестве 15 человек, опрос показал, что школьники (85%) смогли назвать только профессии, связанные со сферой IТ-технологий, поскольку цифровые технологии проникли во все сферы жизни человека, а подростки проводят много времени за смартфонами и компьютерами (Приложение 2).

Опрос показал, что учащиеся плохо представляют себе, какие специалисты будут наиболее востребованы в ближайшие 10-20 лет.

Учитывая это, мы решили создать буклет «Профессии будущего». Буклет позволит сориентироваться в профессиях будущего и проинформирует о высших учебных заведениях, где можно будет получить перспективное базовое образование.

2.2. Составление буклета «Профессии будущего»


Для создания буклета «Профессии будущего» мы использовали программу Microsoft Office Publisher. Программа Microsoft Office Publisher входит в состав пакета Microsoft Office, предназначена для создания печатных публикаций таких как: буклеты, бюллетени, визитные карточки, календари, каталоги, конверты, наклейки, меню, объявления, открытки, плакаты и др.

Работа в программе шла в следующем порядке:



Порядок действий

Изображение

1

Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Office Publisher. Запускаем программу. Открывается окно программы.




2

На панели окна Publisher слева: Создать - Новая публикация –Буклеты.




3

Выбираем «информационные».

На правой панели, где представлены макеты информационных буклетов, выбираем шаблон «Стрелки», останавливаем выбор на цветовой схеме «Ледник» (на правой панели).

Кликаем на кнопку на правой панели окна Publisher«создать»




4

Для выбора стиля шрифта щелкнуть Шрифтовые схемы и в открывшемся списке с помощью полосы прокрутки выбрать нужный вариант шрифта.

Нами был выбран стиль шрифта «Times New Roman»




5

Заполнить буклет информацией:

  • текстовые рамки (шаблон) статьями по предложенной теме;

  • разместить изображения в запланированные места;

  • создать подписи к изображениям;

  • внести в буклет элементы дизайна;

  • сохранить заполненный буклет.







6

Распечатать буклет.

Для организации печати выбираем пункт меню Файл/Печать.

В открывшемся окне Печать выбираем меню Свойства, на вкладке Страница ставим флажок Двусторонняя печать, в списке Сторона переплета выбираем Переплет по ширине слева.




Действуя в такой последовательности, мы создали буклет «Профессии будущего».

Заключение


Рынок труда меняется очень быстро. С развитием новых технологий появляются новые профессии, о которых мы раньше и не слышали. Профессии будущего — это профессии на стыке нескольких дисциплин, которые появятся в ближайшие 10–20 лет. Такие профессии дополнят или заменят уже существующие.

В ходе работы над проектом мы познакомились с понятием «профессия», изучили, какие профессии в будущем появятся и где уже сегодня готовят специалистов новых профессий. На основании полученной информации разработали буклет «Профессии будущего». Таким образом, цели и задачи проекта выполнены.

Литература


  1. Атлас профессий будущего. Шматко Н. А., Гохберг Л. М.Издательство «Олимп–Бизнес»,электронная книга.

  2. Атлас новых профессий.Издательство «Олимп–Бизнес», 2016 г.


Интернет-ресурсы

  1. Атлас профессий http://atlas100.ru/

  2. Headhunter https: //chelyabinsk.hh.ru/article/25673.

  3. Образовательная платформа https://skillbox.ru

  4. Студопедия https //studopedia.su/10_146383_chto-takoe-professiya.html

  5. ВЦИОМ https://wciom.com/


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



ОПРОС: «Знаете ли вы профессии будущего?»

1. Какие из нижеприведенных профессий будущего тебе знакомы?
Медицина и биотехнологии


  • IT-генетик;

  • биоэтик;

  • тканевый инженер

  • сетевой врач;

  • молекулярный диетолог;

  • эксперт персонифицированной медицины


Бизнес и маркетинг

  • менеджер по логистике;

  • специалист по анализу данных (datascientist);

  • корпоративный антрополог;

  • эксперт в области науки и инноваций;

  • трендвотчер;

  • персональный бренд-менеджер


Образование

  • игропедагог;

  • игромастер;

  • коучер;

  • организатор проектного обучения;

  • тренер по mind-фитнесу;

  • разработчик инструментов обучения состояния сознания


Искусство

  • motion-дизайнер

  • графический дизайнер

  • иллюстратор;

  • гейм-дизайнер;

  • архитектор виртуальности;

  • арт-оценщик;

  • продюсер смыслового поля;


Туризм

  • разработчик индивидуальных туристических систем;

  • разработчик тур-навигаторов;

  • архитектор территорий



Социальная сфера

  • специалист по адаптации мигрантов/людей с ограниченными возможностями дистанционно;

  • эковожатый;

  • медиатор социальных конфликтов


Юриспруденция

  • медиатор;

  • GR-менеджер;

  • виртуальный адвокат;

  • киберисследователь;

  • координатор программ развития общества.

IT – технологии

  • IT-проповедник

  • Дата-журналист

  • Руководитель цифровой трансформации

  • Архитектор данных

  • Специалист по IT и ИИ-этике

  • Утилизатор цифрового мусора


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2