Файл: Функциональнограмматический аспект обучения русскому языку как иностранному на материале темы Орловский литератор В. М. Катанов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Функционально-грамматический аспект обучения русскому языку как иностранному на материале темы «Орловский литератор В.М. Катанов»
Аннотация: В данном исследовании мы остановимся на жизни и творчестве такого писателя-орловца, как В.М. Катанов, на поэтических и прозаических произведениях которого можно изучать русский язык как иностранный. Для ознакомления иностранцев с истоками творчества этого замечательного поэта, писателя, краеведа, исследователя, а именно его судьбой, обусловленной тесной связью с родными местами, мы выбрали функциональный подход описания грамматики, так как данный метод учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия (взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное – согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное функционирование в тексте.
Abstract: In this study we will focus on the life and work of such an Orlovite writer as V.M. Katanov, on whose poetic and prose works one can study Russian as a foreign language. To familiarize foreigners with the origins of the work of this wonderful poet, writer, local historian, researcher, namely his fate, due to his close connection with his native places, we chose a functional approach to describing grammar, since this method teaches us to see the real picture of the language system, the connections and interactions (relationships) of units of different levels of language, and most importantly – the coordinated life of language units in speech, their joint functioning in the text.
Ключевые слова: В.М. Катанов, литературная столица России, Орловский край, биография, лингвострановедческие тексты, функциональный подход, грамматика.
Keywords: V.M. Katanov, the literary capital of Russia, the Orel Region, biography, linguistic texts, functional approach, grammar.
Русский язык является одним из наиболее распространённых языков мира – шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе – географически и по числу носителей языка как родного. С каждым годом интерес к изучению русского языка растёт, и студенты из других стран массово выбирают обучение в России.
В июне 2021 года город Орёл официально получил звание «Литературной столицы России». Орловский край – Родина плеяды известных писателей, которые внесли огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы.
Орловская земля богата известными писателями, внесшими незаменимый вклад в развитие русской литературы. Знакомство с историей и деятелями орловского края способствует расширению кругозора, познанию культуры и традиций России и пониманию русского языка в целом. Данное умозаключение подтверждается словами Л. В. Щербы: «Для того, чтобы не исказить строй изучаемого языка, его надо изучать не через переводчиков, а непосредственно из жизни, так, как изучается родной язык» [Щерба, с. 41].
Эффективности изучения русского языка как иностранного могут послужить тексты отечественных писателей, материалы их творчества являются наиболее подходящими в обучении русскому языку.
Из учебника «Язык и культура» нам известно, что «усваивая язык, человек одновременно проникает в новую национальную культуру, получает огромное духовное богатство, хранимое изучаемым языком» [Верещагин, с. 5]. Поэтому для понимания языка мы обратимся к трудам Василия Катанова, ведущей темой в творчестве которого является тема Родины. Труд этого человека важен, как для орловского края, так и для русской литературы.
«Василий Михайлович Катанов – человек с энциклопедическими знаниями, на Орловщине его все знают и любят. Его с удовольствием читают и слушают в студенческих аудиториях и в рабочих коллективах, среди ученых мужей и в «цехах» творческой интеллигенции. Многогранность таланта писателя всегда поражает: Катанова знают как прекрасного очеркиста, интереснейшего прозаика-историка, публициста, вдумчивого краеведа-исследователя, библиофила, стоящего у истоков создания областного клуба любителей книги, нежнейшего детского поэта», – пишет о нем Валентина Корнева (Корнева В. Большая жизнь, как горная река).
С помощью книг данного писателя можно изучать не только язык, но и историю Орловского края. В газете "Орловский Вестник" опубликована статья, где Анатолий Константинович Мищенко говорит следующее о В.М. Катанове: «23 ноября исполняется два года со дня смерти Василия Михайловича Катанова – писателя, краеведа, члена Союза писателей СССР, заслуженного работника культуры, чье имя внесено в «Книгу Почёта города Орла» (Орловский вестник «Памяти Василия Катанова»
).
В данной исследовательской работе представлены тексты, связанные с жизнью и творчеством орловского писателя В. М. Катанова, способствующие освоению иностранными гражданами русского языка. В данном докладе продемонстрирован один из текстов и разработанных к нему лексико-грамматических заданий.
Задания:
-
Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:
-
В каком селе родился В.М. Катанов? -
Где вырос писатель? -
Какой университет окончил Василий Михайлович? -
Какова ведущая тема произведений писателя-орловца? -
Каких ещё писателей-орловцев вы знаете?
-
В тексте могут встречаться новые для вас слова. Обсудите с преподавателем значение этих слов. Запишите их и дайте толкование.
Столица, плеяда, премия.
Жизнь и творчество В.М. Катанова
Здравствуйте, студенты!
Думаю, ни для кого не секрет, что город Орёл является литературной столицей России. Здесь родились такие известные писатели, как Тургенев, Лесков, Тютчев, Фет и другие. Я предлагаю Вам познакомиться с немаловажным представителем плеяды писателей-орловцев. Это русский советский писатель, прозаик, публицист и поэт, Член Союза писателей СССР – Василий Михайлович Катанов.
Родился 17 июля 1930 года в селе Альшань, Орловского района Орловской области в крестьянской семье. На Фоминке, под Орлом, прошли первые двадцать лет его жизни. Пережил тяжёлое время войны, наравне со взрослыми трудился в колхозе.
Василий Михайлович с детства большой любитель книг: читать начал в 8 лет, сочинять – в 10 лет. Первое его стихотворение «Моя Родина» было опубликовано в орловской районной газете в 1949 г., когда Василий учился в 10-м классе средней школы.
В. М. Катанов с 1950 по 1955 год обучался на филологическом факультете Орловского государственного педагогического института (ныне – Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева), который окончил с отличием. С 1955 по 1973 год работал сотрудником редакции орловских печатных изданий: молодёжной газеты «Орловский комсомолец» и главной областной газеты «Орловская правда» (Википедия).
Автор более тридцати книг, выпущенных столичными и областными издательствами, В. М. Катанов вошел в российскую литературу как писатель-патриот, воспитавший на высоких нравственных принципах духовности не одно поколение читателей.
Первый лауреат Всероссийской литературной премии «За Отечествоведение» им. Н. М. Карамзина (1994), лауреат Всероссийских премий «Вешние воды» (2002) и им. А. А. Фета (2010). Имя В. М. Катанова занесено в «Книгу Почёта города Орла».
Творчество выдающегося писателя Орловской области В.М. Катанова имеет большую ценность как для его земляков, так и для всей России, что подтверждает советский ученый Александр Иванович Лысенко в своём биобиблиографическом справочнике «Орловская писательская организация за 50 лет». Исключительность В. М. Катанова, как летописца-исследователя, по мнению А. И. Лысенко заключается в его «поэтической душе»: «по книгам Василия Катанова об истории Орловщины можно изучать историю родного края. Они используются на уроках краеведения в учебных заведениях г. Орла и области. Бесконечная любовь к родному краю и литературе – смысл всей жизни Василия Михайловича Катанова» [Лысенко, с. 113].
Скончался 23 ноября 2020 года на 91-м году жизни. Похоронен на Троицком кладбище в Орле.
-
Подчеркните в данных предложениях имена существительные.
-
Думаю, что ни для кого не секрет, что город Орёл является литературной столицей России. -
Пережил тяжёлое время войны, наравне с взрослыми трудился в колхозе. -
По книгам Василия Катанова об истории Орловщины можно изучать историю родного края. -
Бесконечная любовь к родному краю и литературе – смысл всей жизни Василия Михайловича Катанова.
-
Разделите слова на две группы: 1) собственные имена существительные; 2) нарицательные имена существительные.
Город, секрет, Орёл, столица, Россия, Фоминки, село, писатель, Катанов, время, война, Тургенев, сотрудник, книга, земляк, Альшань, жизнь, край, любовь.
-
Найдите в данных предложениях имена прилагательные.
-
Здесь родились такие известные писатели, как Тургенев, Лесков, Тютчев, Фет и другие. -
Это русский советский писатель, прозаик, публицист и поэт, Член Союза писателей СССР – Василий Михайлович Катанов. -
Пережил тяжёлое время войны, наравне со взрослыми трудился в колхозе. -
Исключительность В.М. Катанова, как летописца-исследователя, по мнению А.И. Лысенко заключается в его «поэтической душе».
-
Образуйте от полных прилагательных краткие формы прилагательных.
-
Известный – известен, -
тяжёлый – тяжёл, -
большой – велик, -
высокий – высок, -
бесконечный – бесконечен.
-
Распределите данные слова на две группы: 1) самостоятельные части речи; 2) служебные части речи.
Студенты, для, является, я, родился, двадцать, наравне, и, в, который, они, ценность, используются, как, к, заведение, на, его.
-
В каком времени даны глаголы ниже? Образуйте от них остальные формы времён.
-
Родились писатели; -
Прошли первые двадцать лет; -
Пережил тяжёлое время войны; -
Трудился наравне со всеми; -
Учился в 10-м классе средней школы; -
Вошел в российскую литературу как писатель-патриот; -
Окончил с отличием.
-
Охарактеризуйте данные числительные по разряду.
-
Родился семнадцатого июля тысяча девятьсот тридцатого года; -
Читать начал в восемь лет, сочинять – в десять лет; -
В орловской районной газете в тысяча девятьсот сорок девятом году; -
Василий учился в десятом классе; -
С тысяча девятьсот пятьдесят пятого по тысяча девятьсот семьдесят третий год работал сотрудником редакции; -
Автор более тридцати книг; -
Первый лауреат Всероссийской литературной премии; -
Орловская писательская организация за пятьдесят лет; -
Скончался двадцать третьего ноября две тысячи двадцатого года на девяносто первом году жизни.
-
Вместо точек напишите подходящие по смыслу слова в нужном падеже.
-
Студенты слушают… -
Вы изучаете…. -
Мы познакомились с жизнью и творчеством…. -
Пережил тяжёлое время… -
В.М. Катанов родился в … -
Преподаватель объясняет ….