Файл: Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 776
Скачиваний: 51
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли
к этому вопросу. Здесь нужна спокойная
поэтапность. И мы готовились к этому с
осторожностью все годы Независимости.
История графики казахского языка имеет глубокие
корни.
В VI-VII веках, в ранние средние века, на
территории Евразии зародилось и действовало
древнетюркское руническое письмо, известное в
науке как орхоно-енисейское письмо.
В VI-VII веках возникла древнетюркская
письменность - один из древнейших типов
буквенного письма человечества.
С V по XV век тюркский язык был языком
межнационального общения на большей части
Евразии.
Например, в Золотой Орде официальные
документы и международная переписка велись в
основном на тюркском языке.
Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на
территории Казахстана применялась арабская
графика.
Отход от рунической письменности,
распространение арабского языка и арабской
графики начались после принятия ислама.
7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и
СНК СССР было принято постановление о
введении нового латинизированного алфавита
«Единый тюркский алфавит».
Латинизированный алфавит официально
использовался с 1929 по 1940 год, после чего был
заменен кириллицей.
13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе
казахской письменности с латинизированной на
новый алфавит на основе русской графики».
Таким образом, история изменения алфавита
казахского языка определялась в основном
конкретными политическими причинами.
В декабре 2012 года в своем ежегодно народу
Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам
необходимо с 2025 года приступить к переводу
нашего алфавита на латиницу».
Это означает, что с этого времени мы должны во
всех сферах начать переход на латинский алфавит.
То есть к 2025 году делопроизводство,
периодические издания, учебники и все остальное
мы начинаем издавать на латинице.
А сейчас приступим к подготовке начала перехода
на латинский алфавит.
Переход на латиницу также имеет свою глубокую
историческую логику. Это и особенности
современной технологической среды, и особенности
коммуникаций в современном мире, и особенности
научно-образовательного процесса в XXI веке.
Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству
нужно иметь четкий график перехода казахского
языка на латиницу.
В наших школах все дети изучают английский язык.
Это - латиница. То есть для молодежи не будет
проблем.
Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с
помощью ученых и широкой общественности
принять единый стандартный вариант казахского
алфавита в новой графике. С 2018 года начать
подготовку кадров для преподавания нового
алфавита и подготовку учебников для средней
школы.
В ближайшие 2 года провести необходимую
организационную и методическую работу.
Конечно, в период адаптации определенное время
будет работать и кириллица.
Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное
знание. 100 новых учебников на казахском языке» по
общественным и гуманитарным наукам.
Суть его состоит в следующем:
1. Мы должны создать условия для полноценного
образования студентов по истории, политологии,
социологии, философии, психологии, культурологии,
филологии. Наша гуманитарная интеллигенция
должна быть поддержана государством путем
восстановления гуманитарных кафедр в вузах
страны. Нам нужны не просто инженеры и
медики, но и люди, хорошо понимающие
современность и будущее.
2. Нам нужно перевести в ближайшие годы 100
лучших учебников мира с разных языков по всем
направлениям гуманитарного знания на казахский
язык и дать возможность нашей молодежи
учиться по лучшим мировым образцам. Уже в
2018/2019 учебном году мы должны начать
обучать наших студентов по этим учебникам.
3. Для этих целей на базе уже существующих
переводческих структур нужно создать
негосударственное Национальное бюро переводов,
которое бы по заказу Правительства начало эту
работу уже летом 2017 года.
Чего мы добьемся этой программой?
Это прежде всего качественно другой уровень
подготовки сотен тысяч наших студентов.
Далее, это подготовка кадров, адаптированных к
глобальной конкуренции в сфере знания.
Наконец, это те люди, которые и станут
главными проводниками принципов модернизации
сознания - открытости, прагматизма,
конкурентоспособности. Будущее творится в
учебных аудиториях.
Наше социальное и гуманитарное знание долгие
годы было законсервировано в рамках одного учения
и в рамках одного взгляда на мир. Выход на
казахском языке 100 лучших учебников мира даст
эффект уже через 5-6 лет. Нужно брать все самое
современное и иметь переводы на государственный
казахский язык. И это задача государства.
Правительству необходимо проработать этот
вопрос и решить его с учетом переводческих
кадров, авторских прав, учебно-методических
программ, профессорско-преподавательского
состава и т. д.
В-третьих, патриотизм начинается с любви к
своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви
к малой родине. Поэтому я предлагаю программу
«Туған жер», которая легко перейдет в более
широкую установку - «Туған ел».
«Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған
елін?» или «С чего начинается Родина?» В этих
произведениях есть большой смысл.
Почему малая родина? Человек - существо не
только рациональное, но и эмоциональное. Малая
родина - это место, где ты родился и вырос, а
порой и прожил всю жизнь.
Там горы, реки, рассказы и мифы об их
возникновении, имена людей, оставшихся в памяти
народа. Можно продолжить перечисление. Все это
важно.
Особое отношение к родной земле, ее культуре,
обычаям, традициям - это важнейшая черта
патриотизма. Это основа того культурно-
генетического кода, который любую нацию делает
нацией, а не собранием индивидов.
На протяжении столетий наши предки защищали
конкретные места и районы, сохранив для нас
миллионы квадратных километров благодатной
земли. Они сохранили будущее.
Что означает на практике любовь к малой родине,
что означает программа «Туған жер»?
Первое: необходимо организовать серьезную
краеведческую работу в сфере образования,
экологии и благоустройства, изучение региональной
истории, восстановление культурно-исторических
памятников и культурных объектов местного
масштаба.
Например, лучшая форма патриотизма - это
изучение истории родного края в средних школах.
Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам,
представителям интеллигенции и молодежи,
которые переехав в другие регионы страны, хотели
бы поддержать свою малую родину. Это
нормальное и патриотическое желание, и его
нужно поддерживать, а не запрещать.
Третье: местным властям нужно системно и
организованно подойти к программе «Туған жер».
Нельзя пускать эту работу на самотек, потому
что она требует взвешенности и правильности в
понимании.
Мы должны найти разные формы поддержки и
социального уважения, которые помогут малой
родине, включая механизм спонсорской помощи.
Здесь огромное поле для работы.
Мы можем быстро озеленить наши города,
значительно помочь компьютеризации школ,
поддержать региональные вузы, художественные
фонды местных музеев и галерей и т. д.
Кратко говоря, программа «Туған жер» станет
одним из настоящих оснований нашего
общенационального патриотизма.
От малой родины начинается любовь к большой
родине - своей родной стране (к Казахстану).
В-четвертых, наряду с проектом «Туған жер»,
который направлен на местные, локальные
объекты и поселения, нам необходимо укрепить в
сознании народа и другое - общенациональные
святыни.
Нам нужен проект «Духовные святыни
Казахстана», или как говорят ученые, «Сакральная
география Казахстана».
У каждого народа, у каждой цивилизации есть
святые места, которые носят общенациональный
характер, которые известны каждому
представителю этого народа.
Это одно из оснований духовной традиции. Для
Казахстана это особенно важно. Мы - огромная по
территории страна с богатой духовной историей.
Иногда наши размеры играли разную роль в
истории. Но никогда в народе не прерывалась связь
в этом духовном географическом поясе.
Однако при этом за всю историю мы не создали
единое поле, единую цепочку этих важных с точки
зрения культуры и духовного наследия святых
мест.
Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий,
сооружений.
Вопрос в том, чтобы увязать в национальном
сознании воедино комплекс памятников вокруг
Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние
памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата,
древние комплексы восточного Казахстана и
сакральные места Семиречья, и многие другие
места. Все они образуют каркас нашей
национальной идентичности.
Когда сегодня говорят о воздействии чуждых
идеологических влияний, мы не должны забывать,
что за ними стоят определенные ценности,
определенные культурные символы других народов.
А им может противостоять только собственная
национальная символика.