ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе.
Методы объяснения ►
Словесные
Наглядные
Практические
Способ рассуждения, умозаключения
▼
Индуктивные
СИ
НИ
ПИ
Дедуктивные
СД
НД
ПД
Традуктивные
СТ
НТ
ПТ
Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.
Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.
Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой степени общности.
Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть 3-х типов:
═══► заключение от единичного к единичному;
═══► заключение от частного к частному;
═══► заключение от общего к общему.
1. Объяснительно-иллюстративные
СИ
Рассказ
НИ
Описание схемы, алгоритма
ПИ
Упражнение
СД
Беседа с опорой на правила, законы
НД
Письменные упражнения на применение знаний с использованием таблиц, схем
ПД
Практическая работа на применение знаний, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов.
СТ
Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов.
НТ
Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов.
ПТ
Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.
10
2. Репродуктивные методы
СИ
Пересказ прочитанного.
НИ
Списывание готового материала с доски.
ПИ
Выполнение заданий по образцу с последующим обобщением.
СД
Придумывание приёмов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса.
НД
Анализ события по определённому правилу, событию, явлению, факту
(их алгоритму).
ПД
Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон.
СТ
Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений.
НТ
Нахождения подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель.
ПТ
Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов.
3. Проблемно-сообщающие методы
СИ
Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах.
НИ
То же с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО (проекционная)
ПИ
Записи действий учителя при доказательстве гипотезы.
СД
Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов.
НД
То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, к/ф, д/ф, диапозитивы и т.д.
ПД
То же с опорой на упражнение.
СТ
Доказательства путём сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.
НТ
То же с опорой на наглядность (предметы, таблицы, иллюстрации, модели)
ПТ
То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты.
4.
Частично-поисковые методы
СИ
Эвристическая беседа, ведущая к выводу.
НИ
То же с опорой на наглядность.
ПИ
Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом.
СД
Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов)
НД
Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д.
ПД
Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм.
СТ
Перенос общих признаков известного на новое.
НТ
Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность.
ПТ
Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания).
11
5. Исследовательские методы
СИ
Работа с книгой по поиску метода.
НИ
Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода.
ПИ
Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности.
СД
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма.
НД
То же с опорой на наглядность.
ПД
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся.
СТ
Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов.
НТ
То же с опорой на наглядность.
ПТ
Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся.
Типы вопросов:
1. Катехизический (что, где, когда?)
2. Эвристический (почему, по какой причине?)
3. Конвергентный (требующий единственно правильного ответа)
4. Дивергентный
(допускающие множество ответов в виде мнения и гипотезы)
Формы организации учебной работы с учащимися:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Групповая
4. Фронтальная (классная)
Наиболее эффективная продолжительность выполнения домашнего
задания.
классы
время
1 – 2 классы
45 – 60 мин.
3 класс
1 – 1,5 часа
4 - 5 классы
1,5 – 2 часа
6 – 8 классы
2 – 2,5 часа
9 – 11 классы
3 часа
12
Единый орфографический режим в школе.
Это совокупность единых организационно-методических требований к учителям и учащимся, направленных на укрепление и развитие навыков грамотного письма и культуры школьников.
Основные требования к учителям:
1. следить за правильностью, точностью, чистотой и ясностью своей речи; соблюдать нормы литературного произношения;
2. все записи на доске должны быть безукоризненными в стилистическом, орфографическом и каллиграфическом отношениях;
3. трудные для правописания и произношения слова, особенно термины, произносить чётко и непременно записывать на доске
(и следить за правильным произношением и написанием этих слов учащимися, систематически исправляя отклонения от норм литературного языка и т.п.)
Требования в отношении школьников:
1. следить за правильностью своей речи;
2. на все вопросы учителя давать полные, развёрнутые ответы;
3. говорить ясно, отчётливо и громко;
4. в письменных работах излагать мысли последовательно, по плану, тщательно обдумывать построение каждой фразы;
5. соблюдать красную строку;
6. следить за своим почерком и писать разборчиво, не искажая букв, тщательно проверять написанное;
7. пользоваться в необходимых случаях, особенно при выполнении домашней работы, орфографическим словарём;
8. оформлять письменные работы в соответствии с установленными требованиями к тетрадям учащихся;
9. содержать тетради в чистоте и в порядке.
13
2. Персональный контроль.
2.1 Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.
2.2 В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
▪ уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;
▪ умение создать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
▪ умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приёмов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической педагогики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;
▪ уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приёмами обучения;
▪ уровень подготовки обучающихся;
▪ сохранение контингента учащихся.
2.3
При оценке деятельности учителя учитывается:
▪ выполнение государственных программ в полном объёме
(прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.)
▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;
▪ степень самостоятельности учащихся;
▪ дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
▪ совместная деятельность учителя и ученика;
▪ наличие положительного эмоционального микроклимата;
▪ умение отбирать содержимое учебного материала;
▪ способность к анализу педагогических ситуаций;
▪ умение корректировать свою деятельность, обощать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;
▪ формы повышения квалификации учителя.
2.4
При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
▪ знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся,
14 протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);
▪ изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий; анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.)
▪ анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
▪ выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.
▪ организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей.
▪ делать выводы и принимать управленческие решения.
3. Классно-обобщающий контроль.
3.1 Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
3.2
Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.
3.3
В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
▪ деятельность всех учителей;
▪ включение всех учащихся в познавательную деятельность;
▪ привитие интереса к знаниям;
▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;
▪ школьная документация;
▪ выполнение единых требований к учащимся;
▪ стимулирование потребности в самообразовании; самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
▪ сотрудничество учителя и учащихся;
▪ выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
▪ владении учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
▪ соблюдение единого орфографического режима;
▪ работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
▪ дифференциация и индивидуализация обучения;
▪ работа с родителями учащихся;
▪ воспитательная работа;
▪ социально-психологический климат в классном коллективе.
3.4
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются на основе анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
15
Общие требования к контролю за состоянием преподавания учебных
предметов.
Задачи контроля:
1.
Определить деятельность учителя, её результативность;
2.
Проконтролировать деятельность учителя (выполнение программ, уровень подготовленности учащихся);
3.
Оказать своевременную помощь учителю;
4.
Изучить и обобщить положительный опыт учителя.
Этапы контроля:
1.
Постановка цели;
2. выбор объекта контроля;
3. определение субъекта контроля (исполнителя).
4.
Сбор и обработка информации;
5. подведение итогов контроля;
6. выработка предложений и рекомендаций.
Методы контроля:
1.
Наблюдение;
2. интервьюирование;
3. анкетирование;
4. выборочно социальное собеседование;
5. административные проверки;
6. индивидуальные беседы;
7. изучение документации.
16
Формы анализа и самоанализа урока.
1.
Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2.
Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур
(элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
3.
Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения или способов учения.
4.
Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровень усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативность урока.
5.
Структурно - временный анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6.
Комбинированный – анализ – это оценка основной дидактической цели и его структурных элементов.
7.
Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку.
8.
Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий.
9.
Аспектный анализ это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определённым углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
10. –
Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).