ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
Фотография урока.
Район (город)____________________________________________________________________
Школа___________________________________________________ Дата__________________
Класс ______ Ф.И.О. учителя ____________________________________________________
Число учащихся по списку ______чел. Присутствуют ______чел.
Предмет ________________________________________________________________________
Цель посещения урока ____________________________________________________________
Тема урока ______________________________________________________________________
Содержание и ход урока
Замечания по ходу урока
Таблица учёта опроса учащихся

18
Положение о ВШК.
1.
Общие положения.
1.1 Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК).
1.2 Внутришкольный контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения.
1.3 Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
1.4 Задачи внутришкольного контроля:
▪ осуществление контроля за исполнением законодательства РФ в области образования, нормативных документов управления образования, приказов и решений педсоветов школы;
▪ выявления случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных актов, принятие мер по их пресечению;
▪ анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
▪ анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
▪ изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разра - ботка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
▪ сбор информации, её обработка и накопление для подготовки проектов решений;
▪ анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
▪ оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.5 Содержание контроля:
▪ выполнение закона РФ «Об образовании» в части обязательности основного общего образования;
▪ использование методического обеспечения в образовательном процессе;
▪ реализация утверждённых образовательных программ и учебных планов, соблюдения утверждённых учебных графиков;
▪ ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.)
▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний;
▪ соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локаль- ных актов школы;
▪ соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации уча- щихся и текущего контроля их успеваемости;
▪ работа творческих групп, МО, библиотеки;
▪ реализация воспитательных программ и их результативность;
▪ организация питания и медицинского обслуживания школьников;
▪ охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
▪ исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов и др.
1.6 Методы контроля:
▪ анкетирование;
▪ тестирование;
▪ социальный опрос;


19
▪ мониторинг;
▪ письменный и устный опрос;
▪ изучение документации;
▪ беседа;
▪ хронометраж и другие.
1.7 Виды ВШК (по содержанию):
▪ тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МО, одного учителя или классного руководителя);
▪ фронтальный (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя).
1.8 Формы ВШК:
▪ персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде виде контроля);
▪ классно-обобщающий (фронтальный вид);
1.9 Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:
▪ определение цели контроля;
▪ объекты контроля;
▪ составление плана проверки;
▪ инструктаж участников;
▪ выбор форм и методов контроля;
▪ констатация фактического состояния дел;
▪ объективная оценка этого состояния;
▪ выводы, вытекающие из оценки;
▪ рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;
▪ определение сроков для ликвидации недостатков;
▪ определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
1.10 ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители по
УВР, или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.
1.11 Директор издаёт приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
1.12 Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
1.13 Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.
1.14 При проведении планового контроля не требуется дополнительного

20 предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по УВР могут посещать уроки без предварительного предупреждения.
1.15 Основания для проведения контроля:
▪ заявление педагогического работника на аттестацию;
▪ плановый контроль;
▪ проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
▪ обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
1.16 Результаты проверки оформляются ввиде аналитической справки, в которой указывается:
▪ цель контроля;
▪ сроки;
▪ состав комиссии;
▪ какая работа проведена в процессе проверки ( посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.)
▪ констатация фактов (что выявлено);
▪ выводы;
▪ рекомендации или предложения;
▪ где подведены итоги проверки (МО, совещание педагогического коллектива, совещание при заместители директора, индивидуально, …)
▪ дата и подпись ответственного за написание справки.
1.17 Проверяемый педагогический работник имеет право:
▪ знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
▪ знать цель, содержание и виды, формы и методы контроля,
▪ своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
▪ обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
1.18 По итогам ВШК в зависимости от его формы , целей и задач, а также с учётом реального положения дел:
▪ проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания т.д.
▪ результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.
Директор школы по результатам
ВШК принимает решения:
▪ об издании соответствующего приказа;
▪ об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
▪ о проведение повторного контроля с привлечением определённых экспертов;
▪ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
▪ о поощрении работников;
▪ иные решения в пределах своей компетенции
1   2   3   4

Составление справки
по итогам контроля за состоянием УВП в школе.

21
Структура справки и её основные компоненты.
Первая часть – вводная. В ней содержатся вводные части справки, отвечающие на опорные вопросы: «Что?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?».
Вторая часть – аналитическая. Здесь излагаются сами факты, их оценка, выявление причин.
Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что происходило?», «Что произошло и по каким причинам?».
Третья часть – заключительная. В ней даётся общая оценка состояния, ответ на вопрос
«Что рекомендуется учителю (учителям)?».
Содержание справки
Первая часть:
1. предмет изучения
2. сроки изучения
3. тема проверки
4. цель и программа проверки
5. кто проверяет
6. объём проделанной работы
Вторая часть:
1. общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки
2. достоинства и недостатки его решения
3. факторы или условия, а также причины появления как положительных, так и отрицательных сторон. Установление причинно-следственных связей, обеспечивших получение тех или иных результатов.
Т.е. в основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Третья часть:
1. обобщить результаты анализа, сделать выводы
2. определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения
3. указать сроки и формы подведения итогов
Подпись автора справки___________
Дата составления справки _________
Основные требования к справке
1. Чёткость построения.
2. Логическая последовательность изложения материала.
3. Аргументированность.
4. Точность оценок, исключающих возможность их субъективного толкования
Схема самоанализа урока

22 1.
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
2.
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса?
Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока?
3.
Какие задачи я решаю или решила на уроке: а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что)?
Была ли обеспечена их комплексность?
Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4.
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.
5.
На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и чётко, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
6.
Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала?
Дайте обоснование выбору методов обучения.
7.
Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
8.
Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?
9.
Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовать средства обучения?
10.
За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11.
За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
12.
Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени?
13.
Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14.
Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий?
Схема для анализа деятельности учителей.
1.
Характер отношения учителя к ученикам.


23 2.
Понимания законом познания.
3.
Постоянное повышение психолого-педагогической и методической квалификации.
4.
Работа над развитием и совершенствованием своих педагогических способностей.
5.
Систематическая работа учителя над совершенствованием педагогической техники.
6.
Работа учителя по ознакомлению с опытом педагогов-новаторов, с новыми педагогическими технологиями.
7.
Систематическое изучение учащихся.
8.
Изучение государственных программ и учебников.
9.
Составление календарного плана на год.
10.
Подготовка учителя к каждому уроку.
11.
Проведение урока.
12.
Самоанализ урока.
13.
Анализ письменных работ учащихся.
14.
Внеурочная работа по предмету.
15.
Работа учителя как классного руководителя.
16.
Общественная работа педагога.
Анализ классного журнала.
Дата проверки, цель проверки, класс, фамилия и инициалы учителя, классного руководителя
1.
Выполнение программы.
Теоретическая часть:
а) количество часов по программе; б) дано фактически; в) расхождение в часах.
Практическая часть:
а) экскурсий по программе проведено фактически б) творческих работ по развитию речи проведено фактически в) лабораторных и практических работ по программе проведено фактически г) уроков внеклассного чтения по программе проведено фактически д) другие формы обучения (лекции, семинарские занятия и т.д.)
2.
Виды письменных работ:
а) домашние, классные, практические, лабораторные, обучающего, творческого и контрольного характера; б) как выставляется оценка за эти работы, своевременность выставления за контрольные работы.
3.
Накопляемость отметок, регулярность проверки знаний и умений.
4.
Какие оценки преобладают, соотношение текущих оценок и оценок за контрольные работы.
5.
Работа с неуспевающими учащимися.
6.
Текущие и итоговые повторения.
7.
Дозировка домашних заданий. Дифференцированные задания, индивидуальные задания.
8.
Посещаемость (отметки о опозданиях).
9.
Своевременность, правильность и полнота записей в журнале.
10.
Выводы и предложения учителю, классному руководителю, сроки повторной проверки
Анализ тетрадей учащихся.
1.
Соответствие количества тетрадей, их видов составу класса.
2.
Внешний вид тетрадей (их оформление, почерк, опрятность).


24 3.
Виды письменных работ (домашние, классные, практические, лабораторные, контрольного и обучающего характера).
4.
Объём домашних и классных работ.
5.
Частота проверки (периодически, выборочно, фронтально)
6.
Качество проверки (внимательность, аккуратность исправлений, классификация ошибок)
7.
Соответствие оценок существующим нормам.
8.
Индивидуальная работа ученика над собственными ошибками, её результативность.
9.
Показ учителем образцов письма, работа над каллиграфией (1-4 классы).
10.
Слово учителя в тетради.
11.
Выводы и предложения, сроки повторной проверки.
Анализ дневников.
Дата, класс, фамилия и инициалы классного руководителя.
1.
Правильность и аккуратность, полнота заполнения всех разделов дневника.
2.
Грамотность заполнения.
3.
Объём домашних заданий: а) нагрузка по каждому предмету; б) нагрузка в разные дни недели; в) нагрузка на каждый день; г) нагрузка на понедельник.
4.
Систематичность выставления отметок ученикам за неделю.
5.
Соответствие оценок в классных журналах и в дневниках учащихся.
6.
Корректность записей учителем и классным руководителем замечаний ученику.
7.
Контроль за дневниками со стороны родителей.
8.
Выводы и предложения.
Норма оценок устных ответов.
“5”-
(отлично) ставится за развёрнутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующее личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.
“4”-
(хорошо) ставится за развёрнутый, полный с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
“3”-
(удовлетворительно) за устный развёрнутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трёх существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
“2”-
(неудовлетворительно) ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к “троечному” ответу.
“1”-
(очень плохо) ставится, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.