ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
всех заемщиков, кроме предприятий торговли, 0,6 – для предприятий торговли; К5 – 0,15.
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений
Таблица расчета суммы баллов
Формула расчета суммы баллов S имеет вид:
S = 0,11 х Категория К1 + 0,05 х Категория К2 + 0,42 х Категория К3 + 0,21 х
х Категория К4 + 0,21 х Категория К5.
Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.
Для остальных показателей 3-й группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости их значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.
Оценка результатов расчетов этих показателей основана главным образом на сравнении их значений в динамике.
2. Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности и информация базы данных.
На этом этапе оцениваются риски:
● отраслевые: ▪ состояние рынка отрасли; ▪ тенденции развития конкуренции; ▪ уровень государственной поддержки; ▪ значимость предприятия в масштабах региона; ▪ риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков;
● акционерные: ▪ риск передела акционерного капитала; ▪ согласованность позиций крупных акционеров;
● регулирования деятельности предприятия: ▪ подчиненность (внешняя финансовая структура); ▪ формальное и неформальное регулирование деятельности; ▪ лицензирование деятельности; ▪ льготы и риски их отмены; ▪ риски штрафов и санкций; ▪ правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе);
● производственные и управленческие: ▪ технологический уровень производства; ▪ риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.); ▪ риски, связанные с банками, в которых открыты счета; ▪ деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.); ▪ качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).
3. Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга (класса) заемщика,.
Устанавливается 3 класса заемщиков: ● 1-го класса – кредитование которых не вызывает сомнений; ● 2-го класса – кредитование требует взвешенного подхода; 3-го класса – кредитование связано с повышенным риском.
Рейтинг определяется на основе суммы баллов по 5 основным показателям, оценки остальных показателей 3-й группы и качественного анализа рисков.
Сумма баллов S влияет на рейтинг заемщика следующим образом:
- S = 1 или 1,05 – заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности;
- S больше 1,05, но меньше 2,42 – соответствует второму классу;
- S равно или больше 2,42 – соответствует третьему классу.
Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей 3-й группы и качественной оценки заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на 1 класс.
Работа (2)
Рассмотрите ситуацию, при которой организация использует в финансово-хозяйственной деятельности овердрафт. Найдите реальные условия, предлагаемые банками корпоративным клиентам (примеры из практики). Оцените их целесообразность для данного предприятия.
Проведите расчёт стоимости овердрафта и оцените её по сравнению с альтернативными издержками предприятия по использованию заёмного капитала.
Овердрафт — это возобновляемый краткосрочный кредит: когда на карте заканчиваются деньги, вы тратите деньги банка в рамках оговоренного лимита. При этом баланс карты уходит в минус. Если еще проще — это оговоренная с банком сумма, на которую вы можете уйти в минус по карте. Деньгами по овердрафту можно оплатить покупку в офлайн или онлайн-магазине, но их нельзя получить на руки или перевести с карты на карту.
Предприниматели сталкиваются с этой проблемой по разным причинам. Перечислим главные, чтобы в будущем не попадать впросак.
Представьте, что компания получила заказ на поставку 500 аксессуаров для мобильных телефонов: 200 картхолдеров, 150 защитных стекол и 150 чехлов.
Предоплаты не было. В итоге заказчик выкупил не весь объем товара, а лишь 60%. Выходит, 40% осталось лежать на складе, прибыли нет, и денег на оплату текущих расходов не хватает.
Разрыв происходит, когда подобное случается с определенной периодичностью. Получившийся минус нельзя записывать в убытки, ведь позднее фирма реализует продукцию. Но оплату придется подождать.
Распространенная ситуация для компаний со множеством проектов. Бывает трудно уследить, когда контрагенты платят и в каких объемах. Предприниматели сталкиваются с тем, что заказов много, но оплата произойдет только при их завершении. Порой на это уходит несколько месяцев, а зарплату приходится платить дважды в месяц.
Часто с такой проблемой сталкиваются ивент-агентства. Для организации мероприятия они арендуют площадки, покупают инвентарь, договариваются о трансфере, ищут фотографов и операторов. На это уходит много денег, а основная оплата производится только после торжества. Когда проектов несколько, такие ситуации становятся критическими.
От них не застрахованы ни индивидуальный предприниматель, ни юридическое лицо, как бы хорошо все ни было спланировано. Такие ситуации выбивают из колеи.
Например, организация покупает за рубежом сложное компьютерное оборудование и «железо». Этот рынок и так не назвать дешевым, но вдруг курс евро и доллара к рублю стал резко меняться не в пользу последнего. И вот за 120 тысяч рублей бизнесмен берет не два компьютера, а только один.
Проблема больше характерна для сферы общественного питания и мелкой розницы.
Предприниматель продает китайские «безделушки»: очки, шляпы, моноподы, чехлы для гаджетов, батарейки и прочее. В последний день месяца он купил новые товары на 100 тысяч рублей, а 90 тысяч потратил на оплату труда сотрудников.
Бизнесмен предположил, что за месяц продаст новую партию товара и выручит 225 тысяч рублей. Но в городе провели фестиваль, посвященный умеренному потреблению. Там практически даром отдавали «безделушки», которыми давно не пользуются. К несчастью для бизнеса, мероприятие оказалось успешным.
В следующий месяц предприниматель заработал на новой партии лишь 80 тысяч рублей. При этом постоянные траты у организации сохранились. Разрыв исчезнет при реализации всего объема товара.
Кассовый разрыв происходит, когда основной заказчик прекращает сотрудничество без предупреждения.
Организация «Ромашка» занимается продвижением бизнеса. У нее несколько клиентов, один из которых – крупная федеральная компания. Она платит фирме 400 тысяч рублей ежемесячно. От других заказчиков поступает только 200 тысяч рублей.
Зарплата, аренда офиса, коммунальные платежи съедают половину выплат клиентов. Фирма стабильно зарабатывала, пока федеральная компания не расторгла отношения, не предупредив об этом заранее.
Поиск настолько же платежеспособного заказчика занимает много времени. В итоге полностью оплатить коммунальные платежи, зарплату и аренду не удалось.
У предпринимателей иногда возникает соблазн вывести деньги из бизнеса для личных нужд. Но поступать так не совсем правильно.
Проходя мимо турагентства, владелец розничного магазина увидел объявление о горящей путевке на Мальдивы. Такие предложения всегда отличаются привлекательной ценой. Предприниматель решил, что ничего страшного не случится, если он возьмет на время деньги на отдых из кассы.
Однако на следующий день к магазину приехал грузовик с товаром. Чем платить – неясно, так как реализовать продукцию на необходимую сумму не успели.
Овердрафт, с некоторыми оговорками, – кредитная линия. Отличается он от классической линии тем, что сумма займа зависит от оборота компании.
Обратимся к примеру, чтобы понять, как он работает.
На расчетном счете организации, которой одобрили овердрафт, лежат деньги банка. За них не нужно платить проценты и комиссию, пока компания не начнет ими пользоваться
ООО «Рубик Роид» специализируется на ремонте фасадов, строительстве беседок и веранд. Оплату компания получает после приемки работ, а материалы покупает во время строительства и отделки. Промежуточные выплаты не позволяют работать без оглядки на бюджет. В этом случае поможет овердрафт.
По нему банк предоставляет определенную сумму на короткий период времени, обычно на один-два месяца. В Совкомбанке этот срок больше – 12 месяцев.
Каким будет овердрафт для юридических лиц, зависит от оборота на счете. У индивидуальных предпринимателей расчет производится аналогичным образом. Объем овердрафта обычно не превышает 70% от среднемесячного оборота.
В Совкомбанке клиенты получают до 50% от оборота средств на счету.
Имейте в виду, что все деньги, поступающие на счет от деятельности бизнеса, будут идти в первую очередь на погашение овердрафта.
Перед получением такого займа стоит учесть, что ставка по нему выше, чем у стандартных кредитов. Кроме того, за пользование услугой нужно платить комиссию банку. Но такая обязанность возникнет у заемщика лишь в том случае, если он использует взятые деньги. К тому же процент начисляется лишь на сумму
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений
Коэффициенты | 1 категория | 2 категория | 3 категория |
К1 | 0,2 и выше | 0,15 - 0,2 | менее 0,15 |
К2 | 0,8 и выше | 0,5 - 0,8 | менее 0,5 |
К3 | 2,0 и выше | 1,0 - 2,0 | менее 1,0 |
К4 | | | |
кроме торговли | 1,0 и выше | 0,7 - 1,0 | менее 0,7 |
для торговли | 0,6 и выше | 0,4 - 0,6 | менее 0,4 |
К5 | 0,15 и выше | менее 0,15 | нерентаб. |
Таблица расчета суммы баллов
Показатель | Фактическое значение | Категория | Вес показателя | Расчет суммы баллов |
К1 | | | 0,11 | |
К2 | | | 0,05 | |
К3 | | | 0,42 | |
К4 | | | 0,21 | |
К5 | | | 0,21 | |
Итого | х | х | 1 | |
Формула расчета суммы баллов S имеет вид:
S = 0,11 х Категория К1 + 0,05 х Категория К2 + 0,42 х Категория К3 + 0,21 х
х Категория К4 + 0,21 х Категория К5.
Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.
Для остальных показателей 3-й группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости их значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.
Оценка результатов расчетов этих показателей основана главным образом на сравнении их значений в динамике.
2. Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности и информация базы данных.
На этом этапе оцениваются риски:
● отраслевые: ▪ состояние рынка отрасли; ▪ тенденции развития конкуренции; ▪ уровень государственной поддержки; ▪ значимость предприятия в масштабах региона; ▪ риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков;
● акционерные: ▪ риск передела акционерного капитала; ▪ согласованность позиций крупных акционеров;
● регулирования деятельности предприятия: ▪ подчиненность (внешняя финансовая структура); ▪ формальное и неформальное регулирование деятельности; ▪ лицензирование деятельности; ▪ льготы и риски их отмены; ▪ риски штрафов и санкций; ▪ правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе);
● производственные и управленческие: ▪ технологический уровень производства; ▪ риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.); ▪ риски, связанные с банками, в которых открыты счета; ▪ деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.); ▪ качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).
3. Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга (класса) заемщика,.
Устанавливается 3 класса заемщиков: ● 1-го класса – кредитование которых не вызывает сомнений; ● 2-го класса – кредитование требует взвешенного подхода; 3-го класса – кредитование связано с повышенным риском.
Рейтинг определяется на основе суммы баллов по 5 основным показателям, оценки остальных показателей 3-й группы и качественного анализа рисков.
Сумма баллов S влияет на рейтинг заемщика следующим образом:
- S = 1 или 1,05 – заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности;
- S больше 1,05, но меньше 2,42 – соответствует второму классу;
- S равно или больше 2,42 – соответствует третьему классу.
Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей 3-й группы и качественной оценки заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на 1 класс.
Работа (2)
Рассмотрите ситуацию, при которой организация использует в финансово-хозяйственной деятельности овердрафт. Найдите реальные условия, предлагаемые банками корпоративным клиентам (примеры из практики). Оцените их целесообразность для данного предприятия.
Проведите расчёт стоимости овердрафта и оцените её по сравнению с альтернативными издержками предприятия по использованию заёмного капитала.
Овердрафт — это возобновляемый краткосрочный кредит: когда на карте заканчиваются деньги, вы тратите деньги банка в рамках оговоренного лимита. При этом баланс карты уходит в минус. Если еще проще — это оговоренная с банком сумма, на которую вы можете уйти в минус по карте. Деньгами по овердрафту можно оплатить покупку в офлайн или онлайн-магазине, но их нельзя получить на руки или перевести с карты на карту.
Причины кассового разрыва
Предприниматели сталкиваются с этой проблемой по разным причинам. Перечислим главные, чтобы в будущем не попадать впросак.
-
Сумма средств на закупку товара рассчитана неверно
Представьте, что компания получила заказ на поставку 500 аксессуаров для мобильных телефонов: 200 картхолдеров, 150 защитных стекол и 150 чехлов.
Предоплаты не было. В итоге заказчик выкупил не весь объем товара, а лишь 60%. Выходит, 40% осталось лежать на складе, прибыли нет, и денег на оплату текущих расходов не хватает.
Разрыв происходит, когда подобное случается с определенной периодичностью. Получившийся минус нельзя записывать в убытки, ведь позднее фирма реализует продукцию. Но оплату придется подождать.
-
Партнеры рассчитываются с отсрочкой платежа
Распространенная ситуация для компаний со множеством проектов. Бывает трудно уследить, когда контрагенты платят и в каких объемах. Предприниматели сталкиваются с тем, что заказов много, но оплата произойдет только при их завершении. Порой на это уходит несколько месяцев, а зарплату приходится платить дважды в месяц.
Часто с такой проблемой сталкиваются ивент-агентства. Для организации мероприятия они арендуют площадки, покупают инвентарь, договариваются о трансфере, ищут фотографов и операторов. На это уходит много денег, а основная оплата производится только после торжества. Когда проектов несколько, такие ситуации становятся критическими.
-
Непредвиденные расходы
От них не застрахованы ни индивидуальный предприниматель, ни юридическое лицо, как бы хорошо все ни было спланировано. Такие ситуации выбивают из колеи.
Например, организация покупает за рубежом сложное компьютерное оборудование и «железо». Этот рынок и так не назвать дешевым, но вдруг курс евро и доллара к рублю стал резко меняться не в пользу последнего. И вот за 120 тысяч рублей бизнесмен берет не два компьютера, а только один.
-
Компания не предугадала поступления от реализации товара
Проблема больше характерна для сферы общественного питания и мелкой розницы.
Предприниматель продает китайские «безделушки»: очки, шляпы, моноподы, чехлы для гаджетов, батарейки и прочее. В последний день месяца он купил новые товары на 100 тысяч рублей, а 90 тысяч потратил на оплату труда сотрудников.
Бизнесмен предположил, что за месяц продаст новую партию товара и выручит 225 тысяч рублей. Но в городе провели фестиваль, посвященный умеренному потреблению. Там практически даром отдавали «безделушки», которыми давно не пользуются. К несчастью для бизнеса, мероприятие оказалось успешным.
В следующий месяц предприниматель заработал на новой партии лишь 80 тысяч рублей. При этом постоянные траты у организации сохранились. Разрыв исчезнет при реализации всего объема товара.
-
Ключевой клиент прекратил сотрудничество
Кассовый разрыв происходит, когда основной заказчик прекращает сотрудничество без предупреждения.
Организация «Ромашка» занимается продвижением бизнеса. У нее несколько клиентов, один из которых – крупная федеральная компания. Она платит фирме 400 тысяч рублей ежемесячно. От других заказчиков поступает только 200 тысяч рублей.
Зарплата, аренда офиса, коммунальные платежи съедают половину выплат клиентов. Фирма стабильно зарабатывала, пока федеральная компания не расторгла отношения, не предупредив об этом заранее.
Поиск настолько же платежеспособного заказчика занимает много времени. В итоге полностью оплатить коммунальные платежи, зарплату и аренду не удалось.
-
Вывод слишком большой суммы из бизнеса
У предпринимателей иногда возникает соблазн вывести деньги из бизнеса для личных нужд. Но поступать так не совсем правильно.
Проходя мимо турагентства, владелец розничного магазина увидел объявление о горящей путевке на Мальдивы. Такие предложения всегда отличаются привлекательной ценой. Предприниматель решил, что ничего страшного не случится, если он возьмет на время деньги на отдых из кассы.
Однако на следующий день к магазину приехал грузовик с товаром. Чем платить – неясно, так как реализовать продукцию на необходимую сумму не успели.
Получить овердрафт
Овердрафт, с некоторыми оговорками, – кредитная линия. Отличается он от классической линии тем, что сумма займа зависит от оборота компании.
Обратимся к примеру, чтобы понять, как он работает.
На расчетном счете организации, которой одобрили овердрафт, лежат деньги банка. За них не нужно платить проценты и комиссию, пока компания не начнет ими пользоваться
ООО «Рубик Роид» специализируется на ремонте фасадов, строительстве беседок и веранд. Оплату компания получает после приемки работ, а материалы покупает во время строительства и отделки. Промежуточные выплаты не позволяют работать без оглядки на бюджет. В этом случае поможет овердрафт.
По нему банк предоставляет определенную сумму на короткий период времени, обычно на один-два месяца. В Совкомбанке этот срок больше – 12 месяцев.
Каким будет овердрафт для юридических лиц, зависит от оборота на счете. У индивидуальных предпринимателей расчет производится аналогичным образом. Объем овердрафта обычно не превышает 70% от среднемесячного оборота.
В Совкомбанке клиенты получают до 50% от оборота средств на счету.
Имейте в виду, что все деньги, поступающие на счет от деятельности бизнеса, будут идти в первую очередь на погашение овердрафта.
Перед получением такого займа стоит учесть, что ставка по нему выше, чем у стандартных кредитов. Кроме того, за пользование услугой нужно платить комиссию банку. Но такая обязанность возникнет у заемщика лишь в том случае, если он использует взятые деньги. К тому же процент начисляется лишь на сумму