ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста (ДО)
Самостоятельная работа по теме 3.3
Цель: закрепить знания о психологических особенностях агрессивных и обидчивых детей дошкольного возраста, сформировать умение применять педагогические технологии для преодоления трудностей в общении детей дошкольного возраста.
Задание 1. Составьте программу индивидуальной коррекционной работы с агрессивным ребенком по формированию и/или коррекции навыков общения. Программа должна содержать описание цели, задач коррекции, конкретной ситуации и сложностей в общении (реальная ситуация, ситуация из фильма или художественного произведения), предположение о причинах возникновения сложностей в общении и направления работы по их преодолению. 1.2 Цели и задачи.
Целью данной коррекционной программы является снижение агрессив-ных проявлений у детей с агрессией. Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
1. научить ребенка осознавать собственный эмоциональный мир; разви-вать эмпатию, обучать общению с взрослыми и детьми, приемлемым способом выражать гнев и агрессивность.
2. повышать у педагогов уровень знаний и умений в работе и воспитании агрессивного ребенка.
3. оказывать помощь родителям в приобретении навыков конструктивно-го взаимодействия с собственными детьми (терпение и внимание к ре-бенку, к его нуждам и потребностям, доброжелательный тон, последо-вательность поведения родителей, забота и внимание, мягкость ив об-щении).
4. повышать педагогический уровень родителей и педагогов в воспита-нии агрессивного ребенка (консультации, рекомендации, просмотр ви-деозаписей, индивидуальные беседы, тренинги, родительские клубы и т. п.).
5. учить родителей владей собой, показывать пример ребенку собствен-ным адекватным поведением.
1.3 Принципы проведения.
В целях проведения успешной коррекции следует придерживаться следу-ющих принципов:
• Принцип безусловного и без оценочного принятия ребенка в целом. Направлено на установление доброжелательных, доверительных отношений воспитуемого с родителями и воспитателями.
Существует закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже, безответственнее он становится. По-требности в любви, в принятии, принадлежности, «нужности» другим явля-ются важнейшими социальными потребностями растущего человека, а их удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Не-удовлетворение их, отчуждает детей от других, делает их непослушными, агрессивными, безответственно относящимися к нуждам других людей.
• Принцип комплексного подхода предполагает обязательно использовать систему взаимосвязанных друг с другом методов изучения и воздействия. Важно, чтобы каждый метод вписывался в естественную ситуацию жизнеде-ятельности ребенка, имел целевую направленность
на получение необходимой информации об объекте, уточнение и перепро-верку уже известных фактов.
• Расширение опыта ребенка с установкой на социальную успешность. Данный принцип выражается в разнообразии форм организации воспита-тельного процесса, в создании благоприятного микроклимата в группе, ат-мосферы общения и взаимопонимания в процессе организованной деятель-ности, сотрудничество с детьми. Оказание конструктивной помощи в от ре-агировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля.
1.4 Описание контингента детей с агрессивным поведением.
Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физиче-ского или психического ущерба другому человеку.
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех - пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.
Актуальность рассматриваемой проблемы диктуется тем, что почти в каж-дой группе детского сада встречается хоть один ребенок с признаками агрес-сивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, от-бирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – од-ним словом становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Какого ребенка можно назвать агрессивным?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:
- на кого он нападает
(на более младшего, слабого - могут быть и другие ва-рианты);
- как часто он это делает. В одном из исследований подсчитали, что агрес-сивные дошкольники в течение часа делают несколько выпадов против сво-их сверстников, а более мирные собратья - не более одного выпада за то же время;
- нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и прово-цирует ли его кто-то в этот момент.
Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессив-ным, пожалуй, нет. Родители мальчиков, например, часто оправдывают та-кое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессо-ры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.
Какие черты свойственны агрессивным детям?
- Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т. д.).
- В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.
- Чаще испытывают негативные эмоции.
- Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятель-ства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.
Почему они так себя ведут?
Мы уже говорили, что вспышки агрессии можно наблюдать у всех малень-ких детей. Объясняется это тем, что у малышей еще недостаточно средств, чтобы выразить свои негативные ощущения, внутренний дискомфорт. Например, они ведут себя импульсивно, когда хотят привлечь внимание или получить какой-то предмет. Получив то, что хотели, прекращают свои агрессивные действия. Постепенно большинство детей понимает, какими способами можно получить желаемое, и выбирает обычно неагрессивное по-ведение. А кто-то предпочитает добиваться своего прежними действиями.
Есть и другие мотивы нападения: защита себя от явной и скрытой угрозы, месть обидчику, желание подчеркнуть и утвердить свое превосходство. Но больше всего, конечно, взрослых возмущает стремление некоторых детей унизить другого ребенка, радуясь при этом его страданиям.
Например, отобрать игрушку и швырнуть ее далеко в воду. Или намерен-но столкнуть другого с лестницы и громко хохотать, наблюдая, как тот с трудом встает на ноги. Вот здесь
агрессия - это уже самоцель, жестокое и враждебное поведение. Такие дети обычно выбирают из окружения одну-две жертвы, слабее себя физически. Чувство вины и раскаяния за свой поступок у них отсутствует.
Откуда берутся маленькие агрессоры?
Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подража-ет тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Правдоподобными кажутся оба объясне-ния. С генами могут передаваться какие-то особенности нервной системы, а значит, типы реагирования на обстоятельства жизни. И все же очень многое зависит от условий воспитания - и в семье, и в среде сверстников.
Что можно сделать?
Необходимость коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста придает тот факт, что дети этого возраста часто не могут сами оце-нить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им напротив кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, бояться их. В свою очередь, родители не знают какой стиль воспитания выбрать для воспитания такого ребенка, А педагоги, несмотря на большой стаж работы, не могут правильно организовать работу в данном направлении.
Задание 2. Заполните таблицу «Технологии преодоления трудностей в общении агрессивных и обидчивых детей» (укажите не менее 5-ти технологий).
Технологии преодоления трудностей в общении агрессивных и обидчивых детей
Название технологии | Основное содержание |
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. | В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…», переключение внимания ребенка, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки», позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»). |
Снижение напряжения ситуации | Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания, обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…», сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу, команды, жесткие требования, давление, оправдания, подкуп, награды. |