Файл: Вопросы Особенности проведения реформ в России в первой половине xix в. Бюрократы реформаторы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 5044

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но в периодизации освободительного движения в России правомерны и другие критерии – в первую очередь, характер идеологии, взятой на вооружение его деятелями. На дворянском этапе (главным образом, в годы деятельности декабристских организаций) в освободительном движении господствовали идеи Века Просвещения, теория «естественного права человека и гражданина», сформулированная в XVIII веке французскими просветителями. Разночинский этап проходил под знаком социалистических идей, преимущественно «русского социализма», ориентировавшегося на особый, некапиталистический путь к социализму с опорой на крестьянскую общину.
Еще одним существенным критерием в выделении периодов освободительного движения служат особенности той или иной исторической эпохи. Каждый этап освободительного движения связан с определенной социально-экономической и политической жизнью страны: дворянский целиком соответствует крепостной эпохе; разночинский совпадает с утверждением и развитием капитализма в России. Рассмотрим этапы подробнее.
А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, русские просветители рубежа XVIII-XIX вв., декабристы, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, петрашевцы – таковы наиболее видные представители первого, дворянского, этапа освободительного движения в России. Они представляли очень узкий круг дворянства, впитавшего вольнолюбивые идеи и радикально настроенного.

Формирование декабристской идеологии и возникновение первых декабристских организаций проходили в обстановке роста либерально-оппозиционных настроений в России после Отечественной войны 1812 г. Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая в значительной степени разделяла характерные для них взгляды. Яркими представителями этой среды были видные литераторы (А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, Д.В. Давыдов), государственные и военные деятели (М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов, П.Д. Киселев, А.П. Ермолов), известные своими независимыми взглядами. На формирование декабристских идей и взглядов также оказали воздействие сначала преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, а позднее – разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате фактического отказа от них.

Первое декабристское общество «Союз спасения» возникло в феврале 1816 г. в Петербурге. Инициатором его создания был полковник Александр Муравьев. Организация под названием «Союз благоденствия» была создана в Москве в январе 1818 г. Изначально декабристы были убеждены, что подготовка передового общественного мнения в стране создаст необходимые условия для бескровного политического переворота, но 1820-1821 гг. стали переломными в истории декабристских тайных обществ в России.

Период 1824-1825 гг. характеризовался активизацией деятельности декабристских организаций, особенно Южного общества. Значительно возросла их численность за счет приема преимущественно военной молодежи. Вплотную была поставлена задача непосредственной подготовки военного выступления. 14 декабря 1825 года попытка военного переворота осуществилась, но ввиду многочисленных обстоятельств оказалась провальной. После подавления восстаний в Петербурге и на Украине было начато следствие по делу декабристов. Благодаря активным действиям властей революционное движение было временно устранено в России.

Только в 1848-1849 гг., когда Западная Европа была охвачена мощной волной революций, в самой России вернулось революционное напряжение. Только в 1848 г. по стране прокатилось свыше 160 крестьянских бунтов. В Прибалтике, Литве и на Украине распространялись прокламации, призывавшие к свержению самодержавия. Усматривая в этом влияние западноевропейских революционных потрясений, Николай I ставил своей задачей предотвратить вероятность развития подобных событий в России с помощью жестких репрессивных мер.


  1. Особенности возникновения и развития консерватизма, либерализма и радикализма в русском обществе.


Правовая проблематика в концепциях славянофилов и западников ставилась в ракурсе общих культурологических и исторических вопросов. Если западники включали Россию в общемировое развитие на равных с другими нациями правах, то славянофилы предпочитали говорить об уникальности русской цивилизации и о ее превосходстве по отношению к западноевропейской культуре. Таким образом, разделительная черта между этими двумя направлениями пролегала через разное видение места и роли России в мировой культуре. Соответственно, центральным вопросом здесь был вопрос о выборе вектора культурного развития, а правовая проблематика имела вторичное значение. Еще одним вектором общественной жизни России было противостояние двух других направлений: консерваторов и либералов.

В центре их дискуссий как раз и находился вопрос о наиболее оптимальной для России политической и правовой системе. Консерваторы (от лат. Сonservare - сохранять) считали необходимым ориентироваться на сохранение существующего строя и на избежание любых серьезных изменений - не только революционных потрясений, но и радикальных правительственных реформ. Из изученных нами мыслителей близок к этой позиции был Н.М. Карамзин. Либералы (от лат. libertas - свобода) настаивали на проведении реформ, целью которых было изменение существующего строя и, через это, максимально возможное освобождение человеческой личности. К этому направлению был близок М.М. Сперанский в своих реформаторских проектах. Наряду с этими двумя

течениями существовало и радикальное направление, целью которого было насильственное (путем революции) свержение политического строя и установление социальной справедливости (этому направлению были созвучны идеи, сформулированные А.Н. Радищевым и П.И. Пестелем) Консерватизм можно определить как политическую идеологию, ориентирующую на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Принципиальными установками консерватизма принято считать: антирационализм, историчность, обоснование традиционной социальной иерархии, признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого необходимость воспитательной роли государства и церкви, преемственность исторического развития, приоритет целого (государства, народа, нации) перед частью (индивидом). Русская консервативная мысль возникла как реакция, во-первых, на либеральную идеологию (идеи европейского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на все большую ориентацию русского культурного развития на Европу. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).

Обычно первым русским консерватором считают Сергея Семеновича Уварова (1786-1855 гг.), министра народного просвещения при Николае I. Политические идеи Уварова основываются на тезисе о национальных особенностях русского народа, который, по убеждению мыслителя, инертен, безволен в делах государственного управления. Как пишет мыслитель, о России нельзя судить по европейским теориям - она движется вперед только по изволению властей и поэтому скорее принадлежит Востоку, чем Западу. Западная правовая идеология показала свою несостоятельность в ходе французской революции, и только самодержавная власть способна удержать русский народ от следования губительной судьбе Европы.

Конкурирующей с консерватизмом политической идеологией был либерализм. Основной идеей либерализма является освобождение человеческой личности, которая провозглашается высшей ценностью - в противоположность консерватизму, где высшей ценностью является общественное целое.

Одним из первых теоретиков либерализма в России был Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855 гг.), известный историк, юрист и общественный деятель. Он получил юридическое образование, но свою научную деятельность посвящает историческим исследованиям.

Политически Грановский был близок к западникам (его иногда относят к «поздним западникам»), не считая непреодолимой границу между русской и западной культурами, православным и католическим исповеданиями христианства. По убеждению мыслителя, существующий в России политический и культурный строй был далек от совершенства и должен был развиваться в том же направлении, что и западноевропейская цивилизация в целом. Эта идея синтеза личного и социального начал образовывала один из стержневых элементов российского политико-правового дискурса; она была развита другим выдающимся представителем русского либерализма - Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818-1885 гг.), профессором истории русского права в Московском университете, основным представителем государственной школы в русской истории. Сущность воззрений сторонников этой школы (к которой принадлежали также С.М. Соловьев и ряд других выдающихся русских историков) сводилась к тезису о том, что в историческом развитии русского народа преобладало государственное начало. Эволюция этого начала определила быт и культуру русского народа, чем историческая судьба его отличалась от истории народов европейских, где большая часть культурного развития шла за предела ми государственного вмешательства, в рамках самоорганизации социальных коллективов. Направление идей было развито другим теоретиком либерализма, одним из ярчайших и важнейших мыслителей в истории русской правовой мысли - Борисом Николаевичем Чичериным (1828-1904 гг.), профессором государственного права Московского университета. Для понимания правовой концепции Чичерина важно учитывать то, что он, также как и
многие другие русские мыслители той поры, находился под влиянием идей немецкого философа Гегеля. Чичерин развил и дополнил эти идеи, что позволило ему создать стройную и глубокую концепцию права как формального ограничения свободы личности. Своей целью мыслитель ставил поиск гармонического соглашения «общественных взаимодействий» четырех основных союзов человеческого общежития - семьи, гражданского общества, церкви и государства. Консерватизм и либерализм, как два основных направления правовой мысли России XIX века, по-разному влияли на политический курс правительства, на формирование общественной идеологии. Но эти два направления сходились в одном самом существенном моменте - они имели одну и ту же социальную основу. Все изученные выше мыслители принадлежали к дворянству. Поэтому неудивительно, что в спорах разных направлений не оспаривался сам принцип общественного устройства - дискуссия шла о том, нужны ли реформы, но никто не ставил вопрос о том, оправданно ли существование общества и существующих социальных структур. Первоначально радикальные элементы русского общества сосредоточились в движении народничества, возникшем именно после реформ Александра I. Инициатором этого движения были дворяне, которые считали прошлое России (крепостное рабство) виной своего сословия и считали нужным «идти в народ и отдать народу долг» за крепостническое прошлое и за образование, которое получено благодаря труду народа. Первоначально в народническом движении выделялось три основных направления. Бунтарское направление, перед членами которого ставилась задача идти в народ и разжигать бунт, уничтожить путем всенародного восстания существующий строй. Такая постановка задачи основывалась на идее организации немедленного восстания, к которому русский человек по складу своего характера и из-за ненависти к высшим слоям должен был бы непременно примкнуть. Пропагандистское направление исходило из несколько иных посылок: народ из-за своей отсталости не готов к революции. Поэтому нужна пропаганда для того, чтобы объяснить народу его цели и то, к чему нужно стремиться - к революции, сменяющей несправедливое социальное устройство на справедливое. Сторонники третьего, заговорщицкого направления, считали, что народные массы никогда не будут способны к революционной деятельности из-за своей инертности и консерватизма. Поэтому задача революционеров - организовать узкую группу
, которые смогут втайне организовать переворот и захватить власть; русский человек как «коммунист по инстинкту» (Ткачев) примет новую революционную власть и поддержит ее преобразования. Неудача массового хождения в народ объясняется расхождением между идеями, которые проповедовали революционеры, ценностями и настроениями основной массы крестьянства. Крестьяне не воспринимали агитацию против царя и церкви, идеи социализма были непонятны им. Во многих случаях они сами сообщали властям о появлении в деревне неизвестных возмутителей. Столкнувшись с реальным крестьянским миром, участники движения убеждались в утопичности идей идеологов народничества о крестьянском бунте. Причину провала массового хождения в народ его участники видели в отсутствии единого руководящего центра, централизованной партии. Неудачи вели к идеям о необходимости постепенного просвещения отсталых масс и создания для этого боевой организации. Следующий этап народнического движения - создание в 1876 году единой организации «Земля и воля» для централизованного руководства революционной деятельностью. Землевольцы видели свою цель не в немедленном возбуждении всеобщего бунта, а в подготовке масс, пробуждении в народе политического сознания. Под руководством «Земли и воли» началось новое движение в народ. На этот раз интеллигенция шла в деревню для агитационной работы под видом учителей, врачей, агрономов.

Основным идеологом пропагандистского движения был Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.), который основной и важнейшей задачей социалистов в России считал сближение с народом для «подготовки переворота, долженствующего осуществить лучшее будущее». В отличие от Бакунина, Лавров призывал молодежь просвещать народ, выводить его из состояния отсталости, готовить его к будущему социальному перевороту. Суть исторического прогресса он видел в совершенствовании человека и общества, развитии человеческой солидарности, воплощении в человеческом общежитии идей равенства и справедливости.

Лавров не был сторонником анархизма и считал необходимым сохранение государства. Его правовые взгляды изложены нескольких статьях, а также в основной работой по этой теме - «Государственный элемент в будущем обществе» (1876 г.). Идеологом заговорщицкого движения был Петр Никитич Ткачев (1844-1885 гг.), который происходил из обедневшей дворянской семьи. Свои политические взгляды Ткачев изложил в брошюре «Задачи революционной пропаганды», открытом письме Фридриху Энгельсу, ряде статей в редактируемом им журнале «Набат», который выходил за рубежом с 1875 по 1881 годы. Не соглашаясь с Бакуниным и Лавровым, он считал утопичной и неосуществимой идею всенародной революции. Его главный лозунг - захват власти небольшой группой революционеров, хорошо организованных и спаянных крепкой дисциплиной. После захвата власти создается революционная диктатура, которая будет проводить в жизнь главные требования народнической программы: превращение общины в главную