Файл: Вопросы Особенности проведения реформ в России в первой половине xix в. Бюрократы реформаторы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 4804

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в своей речи 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В стремлении отменить крепостное право императора поддерживала небольшая, либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представили Александру II ряд своих проектов, предусматривавших разные условия освобождения крестьян.

Выработка принципов крестьянской реформы изначально возлагалась на Министерство внутренних дел. Однако в январе 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете МВД был создан Земский отдел. Первоначально он имел узкие функции сбора и систематизации сведений, необходимых для подготовки реформы.

16 февраля 1861 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». 19 февраля – в шестую годовщину своего восшествия на престол «Положения» подписал Александр II. Одновременно им был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. «Положения» 19 февраля 1861 г. состояли из 17 законодательных актов, трактовавших те или иные вопросы реформы. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет, до 19 февраля 1863 г. (такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать в несколько измененном виде, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые «добавочные сборы» натурой. Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп.

Исходя из результатов «крестьянской реформы» можно заявить, что реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим по мужику». Будучи грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. Повсеместно помещики жаловались на грозящее им разорение. Помещичья оппозиция нашла свое выражение в начале 1862 г. в дворянских губернских собраниях. Здесь раздавались открытые протесты против нарушения «священной дворянской собственности» и вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон. Так, петербургское и московское дворянские собрания заявили, что реформа 1861 г. противоречит «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г. и потребовали пересмотра закона 1861 г.


Крестьяне также во многом были разочарованы реформой. Наделы они получили совсем не такие, какие ожидали; к тому же, за них надо было платить разорительный выкуп. Зависимость бывших крепостных от помещика исчезала далеко не сразу. В то же время, для страны в целом крестьянская реформа 1861 г., несмотря на все отрицательные моменты, на всю свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного характера. Она стала переломным моментом, гранью между Россией подневольного труда и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны, сформировались новые социальные слои – пролетариат и промышленная буржуазия.



  1. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.


В 40—50-х годах сложились, хотя еще четко и не размежевались, основные направления общественно-политической мысли: охранительно-крепостническое (консервативное), революционно-демократическое (радикальное) и либерально-буржуазное (прагматически-умеренное). Основателем русского консерватизма был историк и литератор Н.М. Карамзин. Российский консерватизм ратовал за незыблемость монархии, сохранение крепостного права и сословного построения общества. «Отеческое» правление признавалось в качестве идеального: властитель должен быть строгим и добрым отцом, исповедующим православную веру и приверженцем заветов старины.

Так, Карамзин в своей работе «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) доказывал, что неограниченная власть монарха наиболее благоприятна и желательна для России. Он считал, что сильный монарх должен опираться в своей деятельности на законы и принимать меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народа. Выступая против принципа разделения властей, мыслитель придерживался естественно-правовой теории, утверждая, что в нравственном государстве гражданские законы должны соответствовать естественным. В своей «Записке» Карамзин подвергал критике либеральные реформы Александра I и сформировал универсальные принципы русского консерватизма, в дальнейшем получившего название «охранительного»: опасность преобразований и существование аристократии как посредника между властью и народом. Идеи Карамзина о пагубности механического переноса европейских ценностей и необходимости осмысления собственного исторического опыта оказали существенное влияние на дальнейшее развитие русского консерватизма.


В первой половине XIX в. в русле консерватизма сложилась идеология славянофильства. Славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, в частности: о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о повышении значимости крестьянской общины и местного самоуправления, об усилении роли государственного начала, о соотношении закона и обычая. Представитель славянофильства К.С. Аксаков (1817— 1860), критикуя Запад, указывал, что республика является «самой вредной правительственной формой». Им была разработана теория «негосударственности» русского народа, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ — в дела государства. Профессор Московского университета, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев также утверждал неприемлемость для России европейского пути развития. В своей работе «Великая ложь нашего времени» он выражал крайне негативное отношение к либеральным идеям парламентаризма и народовластия, считая их ложными. Провозглашение политических прав и свобод в европейском понимании, по мнению К.П. Победоносцева, приведет Россию к анархии.

Таким образом, можно выделить ряд общих признаков, присущих развитию консервативной мысли того времени. Это — декларирование идеи о сохранении традиционной системы отношений; провозглашение необходимости собственного пути развития для России, основанного на самодержавии; признание «отеческого» или патерналистского правления как идеального и единственно возможного для страны; критика либерализма, в частности, идей народного суверенитета, парламентаризма, свободы и равенства; опора на религиозное (православное) мировоззрение.
Идеи либерализма начали привлекать к себе внимание еще со времен правления Екатерины II, практически сразу же после их теоретического оформления в Западной Европе. С воцарением Александра I этот так называемый правительственный либерализм стал обретать характер конкретной программы действий. Среди мыслителей, занимавшихся внедрением либеральных идей в российское общество, прежде всего необходимо отметить таких, как: С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Б.Н. Чичерин.

Непоследовательное проведение реформ «сверху» усиливалось возникновением оппозиционного либерализма, представители которого резко критиковали самодержавие и крепостничество с позиций естественного права, провозглашали идеи законодательного закрепления прав граждан и установления конституционной монархии. Один из основоположников политической мысли в России и видный деятель либерального движения Б.Н. Чичерин, признавая единство государственной власти, подразумевал необходимость согласования всех ее элементов. Его концепция строилась на взаимодействии четырех ветвей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Либеральная программа Чичерина включала в себя отмену крепостного права, свободу частного предпринимательства, обеспечение гражданских и политических свобод, установление конституционной монархии. Саму сущность либерализма теоретик видел в «примирении» начала свободы с началом власти и закона, поэтому этот либерализм носит название «охранительный», или консервативный.


Таким образом, русский либерализм, в отличие от западноевропейского, имел свои особенности, обусловленные особой исторической ситуацией, он прошел в своем развитии три основных этапа и существенно отличался от западноевропейского.
Политический радикализм был представлен такими мыслителями - социалистами, как Н.П. Огарев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, и мыслителями-анархистами — прежде всего М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным. Вместе с тем для всех направлений радикализма было характерно практически полное неприятие социально-экономических и политических основ российского общества, стремление разрушить их через революцию и создать новый, социалистический уклад. Зарождение радикализма было связано с распространением революционных просветительских идей А.Н. Радищева. Отвергая доктрину «просвещенного абсолютизма», он предлагал установление вместо монархии народного правления. В данном случае мыслитель предлагал собственную модель реализации классической доктрины Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете: подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание против несправедливости властей.
Важную роль в развитии рассматриваемых принципов в XIX в. сыграли декабристы Н.М. Муравьев и П.И. Пестель, выступившие с двумя принципиально разными конституционными проектами. Н.М. Муравьев предлагал установление федеративного устройства с разделением властей, независимостью суда, свободами и правами граждан; П.И. Пестель же создал модель унитарного республиканского государства с жесткой диктатурой, предполагающее разделение властей, народный суверенитет, ликвидацию самодержавия и провозглашение свободы печати и вероисповедания.
Идеи П.И. Пестеля оказали несомненное влияние на формирование идей политического радикализма, а именно концепции «русского (общинного) социализма», которая была в дальнейшем сформулирована революционерами-демократами, а затем народниками в лице П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина и Н.К. Михайловского. Суть «общинного социализма» состояла в признании необходимости коренного преобразования общества на социалистических началах путем крестьянских революций. Крестьянская община признавалась в качестве готовой ячейки будущего социалистического общежития.

Родоначальником теории «русского социализма» явился русский мыслитель А.И. Герцен. Благодатной почвой для построения такого типа общества, согласно его взглядам,
являлась крестьянская община, воплощающая в себе три элемента: право каждого на землю, общинное владение ею и мирское управление. Вместе с тем и А.И. Герцен, и Н.Г. Чернышевский выделяли две формы правления — монархию и республику, причем «социальную республику» считали самой приемлемой формой правления, поскольку она основана на «самодержавии» народа.
В целом же для всех направлений политического радикализма были характерны критическое отношение к существующему социально- экономическому и политическому устройству российского общества, стремление к его разрушению через революцию и тенденция к созданию затем нового общественного уклада.


  1. 1   2   3   4   5   6