Файл: Вопросы Особенности проведения реформ в России в первой половине xix в. Бюрократы реформаторы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 4801
Скачиваний: 72
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идейно-политическая борьба в России после отмены крепостного права в 1861 – 1895 гг.
В России в первые годы после отмены крепостного права проходило формирование идейно-политической оппозиции царскому режиму. Недовольство крестьян невыгодными для них условиями освобождения вылилось в массовые волнения периода весны-лета 1861 г. Все это произвело сильное впечатление на общественные круги.
А.И. Герцен поначалу восторженно воспринял Манифест об освобождении крестьян. В «Колоколе» он писал: «Александр II сделал много, очень много; его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников... Мы приветствуем его именем Освободителя». Однако, получив вести о расправе над восставшими безоружными крестьянами Бездны и Кандеевки, Герцен откликнулся на них серией гневных статей в издаваемом им совместно с Н.П. Огаревым журнале. Огарев, в свою очередь, поместил в «Колоколе» подробный критический анализ крестьянской реформы, в конце которого он сделал вывод: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».
Период 1861-1863 гг. в российском оппозиционном движении получил название «прокламационного периода». Характерной чертой этого периода стало распространение в России большого числа нелегально издаваемых радикалами прокламаций. В августе 1861 г. в III отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной крестьянам форме разъяснялся грабительский смысл реформы 1861 г. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю, так как он заодно с помещиками, призывала крестьян избегать разрозненных бунтов и готовиться к организованному выступлению. Наиболее значительное количество прокламаций распространилось весной-летом 1862 г.: «К крестьянам», «К солдатам», «К народу», «К офицерам», «К образованным классам» и др. Среди них большое впечатление произвела прокламация под названием «Молодая Россия», распространившаяся в мае 1862 г. в Петербурге.
«Молодая Россия» призывала к созданию «социальной и демократической республики Русской», выступала за всеобщее избирательное право, выборность всех государственных и судебных органов власти, справедливое распределение налогов, предоставление политических прав женщинам, общественное воспитание детей, национализацию земель, предоставление независимости Польше. «Молодая Россия» решительно противопоставляла себя другим революционным изданиям. Так, герценовский «Колокол» и «Великорус» она подвергла суровой критике за их недостаточную радикальность. Прокламация ратовала за «близкую революцию, кровавую и неумолимую», которая призвана коренным образом изменить все основы современного общества, призывала быть последовательнее.
В конце 1861 г. в Петербурге сформировалась общерусская революционная организация «Земля и воля». В структурном отношении «Земля и воля» представляла собой своеобразную «федерацию» объединившихся различных конспиративных кружков и групп. Деятельность «Земли и воли» была подчинена подготовке к предстоящему крестьянскому восстанию. Герцен и Огарев разработал план действий революционеров. Предполагалось предъявить императору требование созвать всесословный Земский собор, а в случае отказа – приступить к решительным действиям, опираясь на крестьянское восстание. Когда надежды на него не сбылись, в деятельности «Земли и воли» на первый план выдвинулась задача координации сил русских и польских революционеров, связанная с начавшимся в январе 1863 г. польским восстанием. Но к этому времени в «Земле и воле» возникли острые разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. К весне 1864 г. она самоликвидировалась, не будучи раскрытой правительством.
В начале 1860-х гг. происходили и либерально-оппозиционные выступления. Наиболее значительным среди них явилась акция тверских либералов во главе с губернским предводителем дворянства Алексеем Михайловичем Унковским. В декабре 1861 г. состоялся съезд тверских мировых посредников, который заявил, что «законоположение 19 февраля не удовлетворило народных потребностей». Съезд высказался за немедленный обязательный выкуп крестьянских наделов при содействии государства, за ликвидацию сословных привилегий дворянства и слияние сословий, введение независимого суда и гласности в управлении, за преобразование финансовой системы. Выступление тверских либералов нашло отклик среди либерального меньшинства калужского, воронежского, московского, рязанского и тульского дворянства.
В начале 1860-х гг. зародилось так называемое «почвенничество» – направление «культурного консерватизма» в общественно-литературной жизни России. Именуя «почвой» русский народ, почвенники проповедовали идею его самоценности и рассматривали его как «воплощение добродетели». Почвенники призывали преодолеть «разрыв» между «образованным обществом» и народом, восстановить связи между ними на религиозно-этической основе. Для почвенников было характерно неприятие ни демократии, ни либерализма, ни аристократии. Некоторые положения сближали почвенников со славянофилами. И те, и другие противопоставляли русскую и европейскую культуры как чуждые друг другу, а также проповедовали идею особой миссии русского православного народа.
Радикальное направление в русском оппозиционном движении середины 60-х – начала 70-х гг. XIX века было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном университетских, городов. Наиболее значительным из них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-1866 гг. в Москве и Петербурге. Первую свою задачу – убеждение народа в преимуществах социалистического строя – ишутинцы пытались решить легальным путем. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, воскресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. На артельных началах участники кружка намеревались организовать труд на одной из фабрик Можайского уезда, но приобрести фабрику им не удалось.
Задачу революционной организации среди народа ставил и действовавший в 1872-1873. гг. кружок студента Александра Долгушина, объединявший до 20 человек. Кружок был основан в Петербурге, но затем перенес свою деятельность в Москву. В Подмосковье его участники оборудовали подпольную типографию, в которой им удалось напечатать воззвания: «Как должно жить по закону природы и правды», «Русскому народу», «К интеллигентным людям». При попытке перейти к непосредственной пропаганде среди рабочих и крестьян Подмосковья кружок был выявлен полицией и разгромлен.
В этих же условиях развивается новое для русской интеллигенции явление «народничества». Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Во многом это движение было стихийным, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Однако выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицаристские идеи. Не привлекала крестьян и идея «социальной революции».
Новым явлением в социальной жизни пореформенной России стало рабочее движение, заявившее о себе в 70-х гг. XIX века. В 1860-х гг. было зафиксировано всего 51 выступление рабочих. Организация «Южнороссийский союз русских рабочих» была создана в Одессе в 1875 г. бывшим студентом, профессиональным революционером, Евгением Заславским.
На рубеже 80-90-х гг. оживилось земское либерально-оппозиционное движение. Оно проявилось, преимущественно, в нелегальных собраниях земцев с целью выработки своих требований, которые в верноподданнической форме излагались в виде «адресов», «записок» и прочих ходатайств и петиций царю. В этих записках, петициях и т.п. говорилось о преданности престолу, но, вместе с тем, выражались просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам «местных польз и нужд», заявлялось о необходимости «увенчания здания земского самоуправления» путем созыва общероссийского земского органа. В своих «адресах» и «записках» либеральные земцы, требуя от верховной власти уступок, указывали, что ограниченность реформ вызывает усиление революционного движения. Средство же его погашения, полагали они, – развитие дарованных ранее реформ. Вместе с тем, некоторые либералы входили в контакты с народниками с целью «отговорить» их от террористической деятельности.
Задача 1. В Российской Империи дворяне традиционно считались «опорой трона», и, по мнению многих историков, внутренняя политика в XVIII – первой половине XIX вв. носила «продворянский характер». Казалось бы, дворяне должны были быть довольны. Однако, в декабре 1825 г. в Санкт-Петербурге происходит восстание декабристов. Это было первое восстание в истории России, в ходе которого были выдвинуты требования о смене формы правления – самодержавия. Декабристы были дворянами, и они восстали против самодержавной власти, которая всю свою политику проводила ради их блага. Как объяснить подобную позицию восставших?
Выступление декабристов стало редчайшим для отечественной истории явлением, когда наиболее привилегированное сословие рискнуло выступить против монарха. Основной причиной для радикализма дворян, в основном из тайных обществ «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное» общества, стал опыт взаимодействия с европейским обществом в ходе заграничных походов 1813-14 гг. Будущие декабристы столкнулись с уровнем жизни передовых государств Европы. Перед ними представала картина применения либеральных идей в рамках политической системы. Они засвидетельствовали уровень жизни крестьян, которые существовали вне крепостнической системы. Многочисленные свидетельства благополучия европейской жизни легли в основу идеологии движения декабристов. Не зря в своих проектах и Муравьев-Апостол, и Пестель решительно выступали за отмену крепостного права и реструктуризацию аппарата управления страной.
При этом следует сказать, что после Отечественной войны 1812 года Александр II отходит от либеральных идей, постепенно углубляясь в сторону консервативной политики. К 1825 году последние надежды декабристов на изменения «сверху» иссякли, единственным доступным решением им представлялось вооруженное восстание. Только оно, по стратегии действий на Сенатской площади, могло заставить нового монарха отдать всю полноту власти в руки восставших.
Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царьосвободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?
При разработке проекта, по инициативе императора, создавались специальные комиссии для разработки принципов реформы. Среди разработчиков реформы ключевую часть занимали непосредственно помещики. Александр II осознавал, что опора его власти, несмотря на то что больше половины населения принадлежало к крестьянскому сословию, лежит именно на дворянах и помещиках. Решение выступить против их воли, лишить привилегированные сословия источников заработка – всё это могло привести к негативным последствиям, к которым российский император был не готов в период решительной реформации.
В то же время мнение крестьян при разработке «крестьянской» реформы фактически не учитывалось. В течение длительного периода надежды крестьян на освобождение только усиливались. Еще с 1812 года, когда в рамках единой всесословной силы удалось победить армию Франции, крестьянство ожидало скорейшего освобождения, но к разработке ни Александр I, ни Николай I не приступали. Постепенно уровень волнений в империи начинает расти. Во всех областях страны вспыхивают крестьянские бунты, поэтому задерживать реформу, по мнению императора, было нельзя, но одновременно удовлетворить интересы крестьян и помещиков было невозможно. Выбор поддержки пал на имущественное сословие.
По моменту публикации манифеста крестьянство было ошарашено его итогами. Непосильный выкупной платеж, обязательные отработки, неудовлетворение интересов крестьянской массы вскоре закономерно вылилось в еще большее усиление волнений в сельской среде. Крестьянство видело себя обманутым, его интересы не были учтены ни в