Файл: Материалы участника курсов повышения квалификации по программе Приемы формирования у школьников навыков и компетенций xxi века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материалы участника
курсов повышения квалификации по программе «Приемы формирования у школьников навыков и компетенций XXI века»
занятие 1
Проектирование урока в соответствии с требованиями обновленных ФГОС. Формирование метапредметных планируемых результатов
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
М.Скаткин
Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми.
Б. Блум
Цель образования – научить ребенка думать, а не тому, что именно думать.
Дж. Дьюи
"Золотое кольцо", Саймон Синек выступление на TED и книга "Start with Why: How Great Leaders Inspire Everyone to Take Action"
___________________________________________________________________________'>Зачем необходимо формировать метапредметные
планируемые результаты?
_____________________________________
____________________________________
______________________________
Что такое
метапредметные планируемые
результаты? _____________________________
_______________________________
___________________________________
Как можно формировать метапредметные планируемые результаты на этапе актуализации ранее изученного? (приведите один пример методического приёма. Определите вид метапредметных результатов, на формирование которых он направлен).
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЧТО?
Метапредметность — это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к мышлению.
Метапредметные компетенции - это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
ЗАЧЕМ?
Достижение цели через действия
Задание: Выпишите из метапредметных планируемых результатов глаголы-действия.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФГОС НОО | ФГОС ООО |
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: | |
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; | 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); |
2) базовые исследовательские действия: | |
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; | использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; |
3) работа с информацией: | |
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. | применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. |
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: | |
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; | воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; |
2) совместная деятельность: | |
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. | понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. |
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: | |
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; | выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; |
2) самоконтроль: | |
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; |
| 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; |
| 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). |
КАК?
основные проектируемые компоненты современного учебного занятия
-
определение цели; -
отбор содержания; -
проектирование системы учебных задач/учебных заданий; -
выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах учебного занятия.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Шаг 1. Определение цели учебного занятия на основании примерной рабочей программы
Цель учебного занятия проектируется в контексте:
1) целей изучения учебного предмета
2) планируемых результатов освоения учебного предмета
Планирование предметных результатов обучения на основании примерной рабочей программы
Планирование метапредметных и личностных результатов обучения на основании примерной рабочей программы
Задание: Проанализируйте фрагмент технологической карты урока по русскому языку (1 класс):
- Группы планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) представлен в категориях системно-деятельностного подхода?
- Универсальные познавательные действия представлены в контексте предметного содержания?
- Цель урока отражает направленность на достижение заявленных планируемых результатов?
Тема | Твердые и мягкие согласные звуки |
Цель | Формирование умения объяснять, как обозначена твердость, мягкость согласных на письме; различать: понятия «звук» и «буква»; гласные и согласные звуки; согласные звуки: мягкие и твёрдые |
Предметные результаты | — вычленять звуки из слова; — различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]); — различать согласные звуки: мягкие и твёрдые (вне слова и в слове); — различать понятия «звук» и «буква»; — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова. |
Метапредметные результаты | — сравнивать гласные и согласные звуки; — определять существенный признак для классификации звуков; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом; — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей; — формулировать краткосрочные цели в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков |
Личностные результаты | Развивать познавательный интерес к изучению звуков и букв, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании |
Шаг 2. Отбор содержания учебного занятия на основании примерной рабочей программы
Отбор содержания учебного занятия происходит на основании разделов примерной рабочей программы:
-
«Содержание учебного предмета», -
«Предметные результаты освоения программы», -
«Тематическое планирование».
Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
Графика (4 ч) | Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов | Моделируем звуко-буквенный состав слов. Упражнение: подбираем 1—2 слова к предложенной звуко-буквенной модели. Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога формулируем выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов. Работа с таблицей: заполняем таблицу примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв. Упражнение: определяем количества слогов в слове, объясняем основания для деления слов на слоги. Работа в парах: находим в тексте слова с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова. Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). Практическая работа: находим в тексте слова по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного). Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатываем умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова. Игра-соревнование «Повтори алфавит». Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту» |
Шаг 3. Проектирование системы учебных задач / учебных заданий для учебного занятия на основе примерной рабочей программы
Основание для проектирования учебных задач:
-
перечень предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; -
перечень основных видов учебной деятельности раздела «Тематическое планирование».
Современное учебное занятие
-
Учебное занятие состоит из этапов -
На всех этапах учебного занятия организуется учебная деятельность -
Учебная деятельность представляет собой систему учебных задач.
Учебная задача – задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач.
Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях.
Учебное задание - средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся.
Шаг 4. Выбор форм организации учебной деятельности на учебном занятии
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основаниями для выбора форм организации учебной деятельности на учебном занятии являются:
-
содержание учебного занятия; -
основные виды учебной деятельности (виды деятельности обучающихся).
Шаг 5. Отбор диагностических материалов для оценивания результатов обучения
КОНСТРУКТОР УРОКА
Этап организационный
Этап актуализации знаний
Этап актуализации знаний – создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний и воспроизведения (повторения) системы опорных понятий или ранее усвоенных способов действий, достаточных для восприятия школьниками нового материала. Этап актуализации может занимать до 10 минут. Его цель (заметим, кстати, что это не всегда начало урока) – дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
Формулировка цели этапа: повторить понятие,правило, алгоритм и способ использования алгоритма.
Задание: Сформулируйте вопросы для использования приёма
«ЭЙ АР ГАЙД». Укажите класс и тему.
ДО | ВЫСКАЗЫВАНИЕ | ПОСЛЕ |
| | |
| | |
| | |
| | |