Файл: Реферат по дисциплине Адаптивная физическая культура.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Адаптивная физическая культура»
По теме:
«Адаптивная физическая культура детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Исполнитель:
Смолина Богдана Олеговна
Москва 2023 год
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей…………. 5
3. Методика физического воспитания с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………….8
4. Заключение…………………………………………………………………...13
5. Список литературы…………………………………………………………..15
2
ВВЕДЕНИЕ
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира и в России связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция снижения функциональных показателей здоровья детского населения. Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста находится в определенной зависимости от невысокой эффективности физического воспитания, не обеспечивающего должного уровня физического здоровья в контексте его формирования средствами физического воспитания. Прежде всего, это связано с тем, что применение традиционных форм и методов физического воспитания детей не ориентировано на профилактику отклонений от нормы здоровья, опорно-двигательного аппарата, на достижение полноценного физического развития, подготовленности детей. Развитие идей повышения эффективности процесса физического воспитания детей возможно на основе: увеличения двигательной активности; технологии спортивной подготовки; физкультурно-оздоровительных занятий.
Это обусловило появление новых областей знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья - адаптивная физическая культура. Как видно из названия специальности, ее ядро – «Теория и методика адаптивной
3
физической культуры», которая базируется на общей теории и методике
физической культуры, являющейся по отношению к новой специальности ключевым понятием. Однако, в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - нездоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность будущих специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).
Отмечая несомненную пользу современных технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, активно использующих движение в работе с лицами, у которых имеются нарушения опорно-двигательного аппарата.
4
Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей.
Развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата и мускулатуры) у детей активно продолжается. Костная система ребёнка богата хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребёнка легко поддаются искривлению и могут приобретать неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделе позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную систему. В этот же период происходит и формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребёнком ходьбы (ползания, лазания) весь дошкольный период, поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна
, предупреждая возникновения деформации позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазанье, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Развитие опорно-двигательного аппарата тесно связано с развитием мышечной системы. Общая мускулатура у ребёнка дошкольного возраста составляет 20–22 % по отношению к массе тела, что в два раза меньше, чем у взрослого.
Мышцы ребёнка имеют волокнистую структуру, и по мере роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину, 90 % за счет увеличения
5
диаметра мышечных волокон и 10 % за счет образования новых волокон.
У детей сократительные свойства мышц проявляются иначе, чем у взрослых. Так они сокращаются медленнее, через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, при растяжении – удлиняются. Этим объясняется более быстрое утомление детей во время физической деятельности, особенно во время длительного напряжения и однообразных физических нагрузок. Скелетная мускулатура ребёнка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдержать большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон и могут образовываться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому возможно образование паховых грыж.
Педагог должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, иметь знания по биомеханике движений, теории и методике физического воспитания детей, владеть в совершенстве техникой выполнения двигательных действий. В его обязанности входит обеспечение грамотного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое повышение методического уровня в сфере физического воспитания.
Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. В контексте новых требований достижение данной цели возможно через решение следующих специфических задач:
6
а) развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
б) накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
в) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7
Методика физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время, прослеживается устойчивая тенденция к увеличению количества детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Как правило, основными причинами ортопедических отклонений является: генетическая патология соединительной ткани, наследственная предрасположенность, патология беременности и родов, обменные нарушения, слабая организация общеукрепляющих, оздоровительных и закаливающих мероприятий, недостаточная двигательная активность, поздняя диагностика ортопедических отклонений, низкий уровень осведомленности родителей о значении правильной осанки, способов её формирования и путях профилактики заболеваний костно-мышечной системы. Если начавшийся патологический процесс не выявлен вовремя и запущен, это может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья: к снижению общей работоспособности, физической выносливости; к отклонениям в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем; к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах и смещением внутренних органов. Нарушения со стороны костно-мышечной системы наблюдаются в основном у часто болеющих и ослабленных детей с низким уровнем физического развития, с сопутствующими заболеваниями нервной системы и слабостью мышечно-связочного аппарата.
Ухудшение здоровья детей долгое время рассматривалось лишь как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье комплекса педагогических факторов. К ним относят, прежде всего, интенсификацию учебно - познавательной
8
деятельности (постоянное увеличение объема информации),
преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей
, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
В связи с этим возникает необходимость изменения системы физического воспитания детей на основе переосмысления некоторых аспектов педагогического процесса и обновления профессиональной подготовки педагогов по физическому воспитанию. Многочисленные обследования детей свидетельствуют о том, что недостаток движения является одной из основных причин нарушений осанки, ухудшения функций стопы, появления избыточного веса и других отклонений в физическом развитии, снижении функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учитывая высокий процент нарушений осанки у детей, требует необходимость объема двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической активности: акробатики, ритмики, хореографии, занятий в бассейне, дыхательной гимнастики.
На сегодня уже разработаны основные положения, направленные на совершенствование процесса физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– физическое воспитание должно осуществляться одновременно с формированием способов, приёмов, направленных на укрепление здоровья детей. В методике работы с детьми с отклонениями опорно-двигательного аппарата акцент делается на повышение двигательной активности,
9
разнообразие игровых упражнений оздоровительной и коррекционной направленности, на формирование навыка правильной осанки, дыхательной гимнастики и т.д.;
– формирование в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды, обеспечивающей как повышение двигательной активности, так и развитие креативности. Для решения этого положения необходимо оснащение физкультурных залов, тренажерного и игровых уголков специально подготовленными комплексами для разных видов занятий коррекционной направленности;
– моделирование двигательного режима, предусматривающего рациональное сочетание в течение дня и недели разных видов занятий по физическому воспитанию. Основными формами физического воспитания детей 5–7 лет