Файл: Реферат по дисциплине Адаптивная физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Адаптивная физическая культура»

По теме:

«Адаптивная физическая культура детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Исполнитель:

Смолина Богдана Олеговна


Москва 2023 год

Содержание
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей…………. 5

3. Методика физического воспитания с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………….8
4. Заключение…………………………………………………………………...13
5. Список литературы…………………………………………………………..15

2

ВВЕДЕНИЕ

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира и в России связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция снижения функциональных показателей здоровья детского населения. Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста находится в определенной зависимости от невысокой эффективности физического воспитания, не обеспечивающего должного уровня физического здоровья в контексте его формирования средствами физического воспитания. Прежде всего, это связано с тем, что применение традиционных форм и методов физического воспитания детей не ориентировано на профилактику отклонений от нормы здоровья, опорно-двигательного аппарата, на достижение полноценного физического развития, подготовленности детей. Развитие идей повышения эффективности процесса физического воспитания детей возможно на основе: увеличения двигательной активности; технологии спортивной подготовки; физкультурно-оздоровительных занятий.
Это обусловило появление новых областей знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья - адаптивная физическая культура. Как видно из названия специальности, ее ядро – «Теория и методика адаптивной


3

физической культуры», которая базируется на общей теории и методике

физической культуры, являющейся по отношению к новой специальности ключевым понятием. Однако, в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - нездоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность будущих специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).

Отмечая несомненную пользу современных технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, активно использующих движение в работе с лицами, у которых имеются нарушения опорно-двигательного аппарата.

4

Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей.

Развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата и мускулатуры) у детей активно продолжается. Костная система ребёнка богата хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребёнка легко поддаются искривлению и могут приобретать неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделе позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную систему. В этот же период происходит и формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребёнком ходьбы (ползания, лазания) весь дошкольный период, поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна

предупреждая возникновения деформации позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазанье, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Развитие опорно-двигательного аппарата тесно связано с развитием мышечной системы. Общая мускулатура у ребёнка дошкольного возраста составляет 20–22 % по отношению к массе тела, что в два раза меньше, чем у взрослого.

Мышцы ребёнка имеют волокнистую структуру, и по мере роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину, 90 % за счет увеличения

5

диаметра мышечных волокон и 10 % за счет образования новых волокон.

У детей сократительные свойства мышц проявляются иначе, чем у взрослых. Так они сокращаются медленнее, через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, при растяжении – удлиняются. Этим объясняется более быстрое утомление детей во время физической деятельности, особенно во время длительного напряжения и однообразных физических нагрузок. Скелетная мускулатура ребёнка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдержать большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон и могут образовываться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому возможно образование паховых грыж.

Педагог должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, иметь знания по биомеханике движений, теории и методике физического воспитания детей, владеть в совершенстве техникой выполнения двигательных действий. В его обязанности входит обеспечение грамотного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое повышение методического уровня в сфере физического воспитания.

Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. В контексте новых требований достижение данной цели возможно через решение следующих специфических задач:

6

а) развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

б) накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
в) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.


7
Методика физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В настоящее время, прослеживается устойчивая тенденция к увеличению количества детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Как правило, основными причинами ортопедических отклонений является: генетическая патология соединительной ткани, наследственная предрасположенность, патология беременности и родов, обменные нарушения, слабая организация общеукрепляющих, оздоровительных и закаливающих мероприятий, недостаточная двигательная активность, поздняя диагностика ортопедических отклонений, низкий уровень осведомленности родителей о значении правильной осанки, способов её формирования и путях профилактики заболеваний костно-мышечной системы. Если начавшийся патологический процесс не выявлен вовремя и запущен, это может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья: к снижению общей работоспособности, физической выносливости; к отклонениям в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем; к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах и смещением внутренних органов. Нарушения со стороны костно-мышечной системы наблюдаются в основном у часто болеющих и ослабленных детей с низким уровнем физического развития, с сопутствующими заболеваниями нервной системы и слабостью мышечно-связочного аппарата.

Ухудшение здоровья детей долгое время рассматривалось лишь как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье комплекса педагогических факторов. К ним относят, прежде всего, интенсификацию учебно - познавательной

8

деятельности (постоянное увеличение объема информации),

преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей
, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

В связи с этим возникает необходимость изменения системы физического воспитания детей на основе переосмысления некоторых аспектов педагогического процесса и обновления профессиональной подготовки педагогов по физическому воспитанию. Многочисленные обследования детей свидетельствуют о том, что недостаток движения является одной из основных причин нарушений осанки, ухудшения функций стопы, появления избыточного веса и других отклонений в физическом развитии, снижении функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учитывая высокий процент нарушений осанки у детей, требует необходимость объема двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической активности: акробатики, ритмики, хореографии, занятий в бассейне, дыхательной гимнастики.

На сегодня уже разработаны основные положения, направленные на совершенствование процесса физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– физическое воспитание должно осуществляться одновременно с формированием способов, приёмов, направленных на укрепление здоровья детей. В методике работы с детьми с отклонениями опорно-двигательного аппарата акцент делается на повышение двигательной активности,

9

разнообразие игровых упражнений оздоровительной и коррекционной направленности, на формирование навыка правильной осанки, дыхательной гимнастики и т.д.;

– формирование в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды, обеспечивающей как повышение двигательной активности, так и развитие креативности. Для решения этого положения необходимо оснащение физкультурных залов, тренажерного и игровых уголков специально подготовленными комплексами для разных видов занятий коррекционной направленности;

– моделирование двигательного режима, предусматривающего рациональное сочетание в течение дня и недели разных видов занятий по физическому воспитанию. Основными формами физического воспитания детей 5–7 лет