Файл: Функциональные стили.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 5

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
Основные понятия темы: стиль, функциональный стиль, стилистические особенности, жанры, языковые средства.
1. Задания к текстам:

1) определить функциональный стиль каждого текста;

2) определить жанр текста;

3) назвать стилистические особенности;

4) выписать характерные для стиля языковые средства (не менее 3 примеров);

5) найти речевые ошибки в текстах и классифицировать их (лексическая, морфологическая, синтаксическая, стилистическая).
Текст 1

Пунктуация (лат. punctum – точка) – собрание правил постановки знаков препинания, расстановка знаков препинания в тексте. В истории русской пунктуации вопрос о её основах и назначении решался в рамках трёх направлений. Логическое (смысловое) предоставлено работами Ф.И. Буслаева, С.И. Абакумова, А.Б. Шапиро. Так, последний из лингвистов находит, что «заглавная роль пунктуации – обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами». Синтаксическое направление получило широкое распространение в практике преподавания русского языка в школе. Один из самых крупнейших его представителей Я.К. Грот считал, что посредством знаков препинания дается «указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений». Сторонники интонационной теории (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л.А. Булаховский) полагают, что знаки препинания предназначены «для обозначения ритмики и мелодики фразы»[2].
Текст 2

Людям всегда было тесно. Даже когда они ещё не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятливые времена покинули от природы назначенную им экологическую нишу – кроны деревьев – и отправились прогуляться в прерию. Здесь, на безлесных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом: в том гигантском здании, которое построила природа
, никогда не было свободных квартир. Чтобы получить новое жилищное помещение, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку. Дальше пошло совсем гладко, и через 1-2 миллиона лет Ноmо sapiens понавыдумывало массу приспособлений для охоты, рыбной ловли и собирания плодов. Он стал владыкой дикой природы.
Текст 3

ЗАО «Завод «Игротехника», находящийся по адресу: Санкт-Петербург, В. О., 16-я линия, д. 7, сообщает о проведении внеочередного общего собрания закрытого акционерного общества «Завод «Игротехника» в форме совместного присутствия.

Собрание состоится 22 декабря 2004 г. в 15.30 по адресу: Санкт-Петербург, В. О., 16-я линия, д. 7.

Время начала регистрации тех лиц, имеющих право на участие в собрании, – 14.30.

Прейскурант лиц, имеющих право на участие в собрании, составлен на 20 ноября 2004 г.
Текст 4

Ты, Алексей, человек ненадежный, вот, что я тебе скажу. Когда Захаров собирался всех нас сдать, ты почему из завода его в тот день отпустил? А? Почему этот кладовщик недоделанный у тебя по городу пошёл разгуливать? Я уже молчу, что мы по твоей наводке не того человека на это место поставили. Но это ладно, и на старуху бывает разруха. Только тебе что было сказано – на месте вопрос решать, а что ты сделал вместо этого? Моим ребятам пришлось за тебя разруливать.
Текст 5

Я хочу начать лекцию с тезиса академика Д.С. Лихачева о том, что история культуры не есть ее прогресс. История культуры – ее накопление. Однако каждое конкретное явление художественной культуры функционирует по-разному в исторические периоды. Естественно, всякий раз ровесники хотят интерпретировать это явление или даже использовать в своих целях, рождающихся в их время. Чаще всего такое интерпретирование, несмотря на некоторый субъективный оттенок, вполне законно и отвечает духу творчества рассматриваемого художника. Но бывает и так, когда наиболее активнейшие силы общества, а тем более доминирующие или агрессивные, пытаются, пользуясь современным популярным термином, «приватизировать» соответствующего художника. В этом смысле показательны юбилеи самого великого национального художника России – А. С. Пушкина.