Файл: Департамент образования имолодежной политики хантымансийского автономного округаюгры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИМОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Возрастные особенности системы дыхания и выделительной системы

Доклад

Исполнитель: Ширинкина К.А.

Студент(ка) группы 4061

Проверил: А.Г. Привалова, к.б.н.,

ст.преподаватель

Сургут 2015 г.

Выделительная система

Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды организма за счет выведения лишних продуктов распада, излишков воды и солей В осуществлении этой функции принимает ають участие легкие, органы системы пищеварения (печень, кишки), кожа, а также специализированная система мочеиспускания Кроме того, органы выделения обеспечивают защитную (выделение жира), лактогенным (выделите ния молока) и феромоны (создание запахов) функцииії.

Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества (ацетон, кетоны и другие летучие вещества)

Через систему пищеварения вместе с непереваренными продуктами пищи выводятся соли тяжелых металлов, токсичные вещества, остатки продуктов распада белков, жиров и углеводов На коже функцию выделения види игра потовые и сальные железы, а во время кормления младенцев грудью у женщин выделительную функцию выполняют молочные железы Потовые железы удаляют воду, соли и органические веществни.

Благодаря системе мочевыделения из организма выводится вода, соли, аммиак, мочевина, мочевая кислота, ядовитые и токсичные вещества, остатки применяемых лекарств и т.д.

Основные органы мочевыделительной это почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал (уретру)


Почек в организме две и каждая из них имеет массу примерно 120 г Расположенные почки во вне брюшной пространстве по обеим сторонам позвоночника в поясничной области Почки имеют выпуклую форму фасолины, изогнутая часть а какой называется \"ворота почек\" (рис 32) В месте ворот каждой из почек входит почечная артерия, а выходят почечная вена и мочеиспускательный канаанал.

Почки способны отфильтровывать из крови лишние и вредны для организма вещества и вместе с излишками воды выводить их во внешнюю среду

Функциональной единицей почек является нефрон (рис 33), тело которого состоит из клубочка кровеносных капилляров (мальпигиивих клубочков), окруженного капсулой Шумлянского-Боумена, которая переходит в детальный канал ец нефрону.



С возрастом изменяется количество и состав мочи. У детей образуется относительно больше мочи (на 1 кг массы тела), чем у взрослых и более часто происходят акты мочеиспускания, что связано с б более интенсивными процессами обмена веществ В месячного ребенка за сутки образуется до 380 мл мочи в возрасте 1 года - 750 мл; в 4-5 лет - до 1 л в 10 лет - до 1, 5 л; в 14-15 лет до 1,5 л У грудных детей моча резко кислая, а с возрастом становится слабо кислой Кислотность мочи увеличивается при белковой пищи и наоборот в паки.

Выведение мочи регулируется рефлекторно Попадая в мочевой пузырь, моча вызывает в нем повышенное давление, что раздражает механические рецепторы стенок пузыря Возбуждение рецепторов передается в центр мочевым выпуска, который расположен в крестцовом отделе спинного мозга Отсюда импульсы эфферентным путям передаются мышц мочевого пузыря, он напрягается, невольный внутренний сфинктер открывает ться и моча выводится наружу Именно такие процессы мочеиспускания происходят у младенцавлят.

Начиная с 0,5-1,5 лет, у детей формируется условно рефлекторный акт задержки мочеиспускания не только в день, но и ночью Это обеспечивается работой второго сфинктера, сознательно руководствуется и который раз зташований в месте прохождения мочеиспускательного канала везде промежность и образованного разделенными кольцевыми мышцами Работа этого сфинктера регулируется сознательно от высшего центра мочеиспускания, который находится в коре головного мозга В акте мочеиспускания принимают участие также мышцы живота (при напряжении мышц скорость мочеиспускания растет.

У девушек (женщин) длина мочеиспускательного канала (уретры) составляет 35-5 см и он имеет только два, указанных выше, сфинктеры: самопроизвольный (на уровне мочевого пузыря) и произвольный, на

уровне промежности

У ребят (мужчин) мочеиспускательный канал в 3 раза более длинный и имеет третий сфинктер, который действует безусловно-рефлекторно на уровне пидмихуровои железы

У некоторых детей в возрасте 5-10 лет, а иногда и до начала периода полового созревания, наблюдается непроизвольное неудержание мочи ночью, во время сна Это явление чаще всего связано с функциональными пор движении в психоневрологическом статусе детей и называется энурез С возрастом функциональный энурез обычно проходит, но все дети с такими отклонениями нуждаются обследований врачей (урологу, невропатологу) энурез способствуют психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок) нарушение сна, острая пища, избыток вживаемои воды, особенно перед сном В зимние периоды, в связи с возможным пер еохолодженням организма, частота энуреза может возрастатьтати.

Дети, страдающие энурезом, требуют пристального внимания взрослых и, прежде всего, психологической защиты Явления энуреза не должны обсуждаться публично Детям, страдающим энурезом \"надо строго д соблюдать режим труда и отдыха им рекомендуется диета без острой и соленой пищи, с меньшим количеством жидкости, особенно вечером Во второй половине дня для таких детей противопоказаны большие физического ни нагрузки, в том числе игра в футбол, баскетбол, волейбол и др. Среди ночи таких детей целесообразно пробуждать для опорожнения мочевого пузырьіхура.

Выделительная функция кожи связана, прежде всего, с работой потовых и сальных желез, а у женщин еще и молочных желез в послеродовой период

Кожа (рис 34) покрывает всю поверхность тела и имеет общую площадь у взрослых людей 1,5-2 м2 С мышцами кожа соединена подкожной тканью, а вокруг естественных отверстий (рта, носа, половых органов и так д т.д.) плавно переходит в слизистую оболочкуку.

Поверхностный слой кожи - эпидермис состоит из многослойного эпителия, роговие и постоянно шелушится Полная смена клеток эпидермиса происходит каждые 10-30 суток жизни Под эпидермисом располагается ваний слой собственно кожи (дермы), что образована соединительной тканью, толщина которой 1-2,5 мм и имеет два слоя: сосочковый и сетчатый.

Дополнительными образованиями кожи являются ногти и волосы .В пробковой части волосков располагается пигмент, определяющий цвет волос При потере пигмента и от попадания воздуха между клетками коркового слоя волоса становится седым Волосы растут непрерывно с швы дкистю до 10 мм за месяц, но срок жизни отдельных волосков ограничен: например, в области головы каждый волосок живет 2-4 года, на ресничках 4-5 месяцев


Потовые железы кожи выполняют две важные функции: выделение и терморегуляции У человека на теле с момента рождения насчитывается около 2,5 миллионов потовых желез На протяжении жизни количество потовых их желез не меняется, а растут только их размеры и секреторная функция Расположенные потовые железы по поверхности тела неравномерно: больше всего их на ладонях, подошвах ног, подмышками, около половых о рганив; меньше - в области спины Так как дети имеют такое же количество потовых желез, как и взрослые люди, а общая площадь их тела, особенно до 10-12 лет, меньше в 8-10 раз площади тела взрослых, то щи льнисть расположения потовых желез у детей значительно выше .По данным А Г Хрипкова (1990), потовые железы у детей в течение первых 3 недель после рождения почти не функционируют, так как имеют не совершенный аппарат выделительных клубочков самих желез, недоразвитый потовыделительный центр в продолговатом мозге и слабо функционирующие высшие корковые центры обмена веществ и воды Морфологический развитие потовых желез у детей завершается в 7-8 лет и с этого момента их вид ильна функция более - менее стабилизируется Пит на 98% состоит из воды, а остальные (до 2%) является твердым остатком пота, содержащий мочевину, мочевую кислоту, аммиак, креатинин, гиппуровой кислоты, ацетона, с иль натрия и др. продукты обмена веществ Пит имеет щелочную реакцию, но на поверхности кожи быстро становится кислым за счет жирных кислот сальных желез.

Сальные железы у детей эффективно начинают действовать с первых дней по рождению

Теплорегуляторна функция потовых желез основана на том, что при испарении пота тело охлаждается, что является основным механизмом защиты организма человека от перегревов В нормальных условиях взрослый люд дина выделяет за сутки до 900 мл пота При высокой окружающей температуре потоотделение возрастает до 4-6 л в сутки, при тяжелой работе - до 10-12 л, а при тяжелой работе в жарком климате - до 15 литров в сутки.

По данным М М Безруких с соавт (2002) у детей терморегулирующих поверхность кожи относительно больше, чем у взрослых: у новорожденного на 1 кг массы тела приходится 704 см2 кожи; у детей 6 лет - 456 см2;; в и подростков 15-16 лет - 378 см2; у взрослых - 221 см2 Это явление обусловливает большую теплоотдачу организма детей, относительно взрослых, требует большего теплообразования Однако у детей кожа более разветвленную сеть поверхностных кровеносных сосудов с широкими капиллярами, поэтому дети фактически более легко переносят краткосрочное охлаждение тела, или его нагрев время, указана особенность бу дови кожи детей, снижает переносимость ними длительного действия значительного холода или тепла Механизм регуляции температуры кожи и тела через систему потоотделения по взрослому типа в основном устанавливается в детей в 9-10 лет, но на протяжении всего последующего школьного периода (до 17-18 лет) функция теплорегуляции кожи продолжает совершенствоваться последствия не совершенной функции теплорегуляции у детей является их частые переохлаждения и простудные заболевания в холодные периоды года, что следует учитывать при организации работы с детьми, в том числе по физическому воспитанию .


Система дыхания

Органы дыхания - совокупность органов обеспечивающих функцию внешнего дыхания человека (газообмен между атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью). Их функция - обеспечение тканей кислородом, необходимым для обменных процессов, и выведение из организма углекислого газа (диоксида углерода).

В процессе дыхания различают несколько этапов:

  • внешнее дыхание, или вентиляция легких - обмен газов между альвеолами легких и атмосферным воздухом;

  • обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью;

  • транспорт газов кровью, т.е процесс переноса кислорода от легких к тканям т углекислого газа от тканей к легким;

  • обмен газов между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей;

  • внутреннее дыхание - биологическое окисление в митохондриях клетки.

Из других функций дыхательной системы можно отметить :

Участие в процессах терморегуляции. Температура вдыхаемого воздуха в определенной мере влияет на температуру тела. Вместе с выдыхаемым воздухом организм отдает во внешнюю среду тепло.

Участие в процессах выделения. Вместе с выдыхаемым воздухом из организма помимо углекислого газа удаляются пары воды, а также пары некоторых других веществ (этиловый спирт).

Участие в иммунных реакциях. Некоторые клетки легких и дыхательных путей обладают способностью обезвреживать болезнетворные бактерии, вирусы и другие микроорганизмы.

Специфическими функциями дыхательных путей (носоглотки, гортани, трахеи и бронхов) являются:

согревание или охлаждение вдыхаемого воздуха (в зависимости от температуры окружающего воздуха);

увлажнение вдыхаемого воздуха (для предотвращения высыхания легких);

очищение вдыхаемого воздуха от инородных частиц (пыль).

Органы дыхания человека представлены воздухоносными путями, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух, и легкими, где происходит обмен газов.

К системе органов дыхания относятся наружный нос, полость носа, глотку, гортань, трахею, бронхи и легкие Все перечисленные органы, кроме легких, являются воздухоносными путями, по которым воздух поступает в главный орган этой системы - в легких. Легкие и легочная паренхима образует дыхательную часть, осуществляющую обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью.

Воздухоносные пути представляют собой последовательно соединенные полости и трубки. Слизистая оболочка воздухоносных путей покрыта мерцательным эпителием. Реснички этих клеток своими движениями изгоняют наружу вместе со слизью попавшие в дыхательные пути инородные частицы.