Файл: Овладение умениями и навыками техники речи, необходимыми для её выразительности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №24 Астафьева Анастасия Андреевна
Составьте конспект внеклассного занятия по развитию речи детей с ТНР
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Дикторская школа» для обучающихся 1 класса с ТНР
Тема: Овладение умениями и навыками техники речи, необходимыми для её выразительности.
Цель: Совершенствование умений и навыков необходимых для овладения специальными приёмами в технике речи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить у детей понятия: речевое дыхание, дикция, постановка голоса.
Развивающие:
1. Овладеть навыками артикуляционной моторики
2. Овладеть навыками диафрагмального типа дыхания
3. Научить снимать мышечный зажим речевого аппарата
4. Совершенствовать навыки свободного владения голосом
5. Развивать дикцию.
6. Совершенствовать навык интонационной выразительности речи через инсценировку.
Воспитательные:
Воспитывать умение организовывать собственную деятельность.
Технологии: развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, сценическое мастерство.
Ожидаемый результат: обучающиеся овладеют навыками речевого дыхания и поставки голоса, усилят резонаторную функцию носовой полости, расширят диапазон голоса, укрепят его силу и выносливость, обогатят интонацию и темп речи.
Оборудование: бумажные полоски (10 – 15 см), карточки с наименованием героев сказки «Теремок», мяч, мягкое покрытие, резиновые модули, массажные дорожки, маски для театрализованной постановки «Теремок».
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед: Добрый день дорогие ребята. Мы начинаем наше занятие с массажа для ног. Давайте выберем ведущего считалкой. Считалка:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой,
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Сегодня ведущим будет (дети называют имя ведущего).
Ведущий ведет группу детей по заранее выложенной массажной дорожке по кругу.
II. Введение в тему. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для снятия мышечных зажимов речевого аппарата и напряжения окологортанной мускулатуры
Логопед: Молодцы, убираем массажные дорожки. Занимаем свои места.
(на полу мягкое синее покрытие, разделенное на квадраты, дети визуально находят свободные квадраты и становятся на них).
Логопед: Для начала выполним артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Назойливый комар»
Логопед: Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица.
Упражнение «Хомячок»
Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо.
Упражнение «Балет лица»
Под зажигательную музыку только лицом танцуем танец.
Упражнения для губ:
Улыбка – хоботок
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.
Кисточка
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно, представляя, что рисуем круг кистью.
Лошадь
Чтобы снять напряжение, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадь.
Шторки
Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю.
Упражнения для языка:
(Упражнения выполняются 5-6 раз)
Уколы в щеки
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
Змея
Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.
Лягушка
Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка, до правого и левого уха.
Варенье
Представляем что у нас на губах варенье, и нам нужно слизать это варенье.
Упражнения для челюсти:
«Кашалот»
Активно опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, произносим - «Я».
Логопед: Приступаем к упражнениям для снятия мышечного зажима речевого аппарата.
Упражнения «вибрационный самомассаж»
-
Поглаживаем лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам с текстом: «Милу мама мылом мыла» -
Постукивать ладонями обеих рук по очереди крылья носа с тем же текстом «Милу мама мылом мыла». -
Постукивать руками, сжатыми в кулак скулы от лба до нижней челюсти с тем же текстом «Милу мама мылом мыла». -
Поглаживать указательными пальцами обеих рук одновременно надгубное и подгубное пространство с тем же текстом «Милу мама мылом мыла». -
Постукивать кулаками обеих рук по верхней части грудной клетки с тем же текстом «Милу мама мылом мыла».
Упражнения «разогревающий самомассаж»
-
Постукивать ладонями по очереди от плеча до кисти с тем же текстом «Милу мама мылом мыла» -
Постукивать по ногам с верху до низу с тем же текстом «Милу мама мылом мыла».
III. Обучение активным движениям (нижнерёберного) типа физиологического дыхания.
Логопед: А сейчас поработаем над диафрагмальным (нижнерёберным) типом дыхания.
Статические упражнения
-
Я предлагаю всем лечь на спину, положа одну руку себе на живот, другую – на грудь. Сделайте вдох так, чтобы рука на груди оставалась неподвижной, а другая рука на животе – поднялась. После чего выдохните. Этот тип дыхания и называется диафрагмальным. -
Лежа на спине, сделайте плавный вдох носом, поднимите прямые руки вперёд, затем вверх и развести в стороны. Затем, положите ладони на передние боковые края грудной клетки, сделайте выдох, удерживая нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии. Выполняем 5 раз. -
Лежа на спине сделайте медленный плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося «шара» в животе. Затем – медленный, плавный выдох – живот медленно вытягиваем по направлению к спине. Выполняем 7 раз.
Динамические упражнения
Логопед: Далее выполняем упражнения «Дыхание под счет». Встанем, ручки на пояс, чтобы ощутить работу дыхательных мышц, нужно найти необходимое положение тела. Стоя, начните сутулиться
, при этом расслабьтесь. Далее приподнимите плечи и грудь, откинув их назад. Так вы словно «наденете» их на свой позвоночник. Ваша спина укрепилась, а руки, шея и плечи остались свободными. Такое положение тела, должно стать для вас естественным и привычным, даже в повседневной жизни.
-
Выполняем упражнение. Сделайте вдох. В течение следующих двух секунд задержите его. Теперь, за две следующие секунды выдыхайте воздух. Выдыхайте бесшумно, плавно, без толчков. -
Далее. Сделайте вдох. Поворачивайте голову вправо — влево, медленно и плавно выдыхайте через рот, произнося «пффф». -
Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох. -
Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15. -
Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать. -
Следующее упражнение «Свеча». Возьмите полоску бумаги, поднесите ее ко рту на 5-8 см. Представьте, что это пламя свечи, губы следует сложить трубочкой, и начните дуть на полоску. При этом следите, чтобы угол ее наклона был одинаков на протяжении всего вашего выдоха. -
Далее делаем вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов –толчков: фу-фу-фу (беззвучно). -
Исходное положение руки вперёд, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сводятся, выдох со звуком: в-в-в. В конце хлопок в ладоши, как будто убили комара.
Упражнения для тренировки плавного выдоха
Логопед: Выполняем упражнение «Цветок».
Присели на корточки, медленно поднимаемся, произнося звук: сссссссс…, цветочек распускается, поднимаем руки вверх. Улыбнулись. Выполняем круговые вращения кистью. Цветочки радуются солнышку. Набежали тучки. Цветочек закрывается. Присаживаемся на корточки, произносим звук: ссссссс…
Следующее упражнение «Резиновые игрушки».
Логопед: Я предлагаю всем лечь на пол. Вы резиновые игрушки, пока ещё не надутые. Я насос. Я буду вас надувать. Вы постепенно поднимаетесь, произнося толчкообразно звук: «ш»..
(дети изображают надувные игрушки)
Логопед: Какие красивые игрушки. А сейчас, будьте внимательны! По моему хлопку, вы все начнёте сдуваться, но не забудьте произнести звук: шшшшшш… Возвращаемся в исходное положение. Игрушки сдулись.
Логопед: Далее выполним упражнение «Имитация природных звуков».
«Шелест деревьев»: Поднимите руки вверх и произнесите на выдохе: «Шшшшшшш…»
«Свист ветра»: «Ссссссс…»
«Жужжанье шмеля»: Разведите руки в сторону, как будто у вас крылья, произносим: «Жжжжжжж…»
«Пчёлка»: «Зззззззз…..»
«Комарик»: «Зьзьзьзьзь….»
«Трескотня сороки»: «Трр! Трр! Трр!…»
«Карканье вороны»: «Карр! Карр! Карр!…»
«Рык тигра»: Согнули руки в локтях, растопырили пальчики и громко произнесли: «Ррррррр…»
«Рык маленького тигрёнка»: «Рьрьрьрьрьрьрь…»
Упражнения для тренировки сильного выдоха
Упражнение «Косари»: (произносят с движением)
Коси коса пока роса,
Роса долой и мы домой!
Упражнение «Рубим дрова», со всей силы, на выдохе:
Эх-х! Ух-х! Ха-а! Хо-о!
IV. Упражнения для постановки голоса
Логопед: Теперь мы вполне готовы звучать. Встаньте, сохраняя тело свободным. Выполняем упражнение "стон". Произносим звук «м».
Теперь начинаем двигать головой влево, вниз, вправо. Двигаем медленно. Продолжаем стонать. Голос не зажимаем. Свободный стон, на "средней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт, губы сомкнуты не плотно, а соединены слегка.
Продолжая стонать, сохраняя положение тела, медленно, без напряжения слегка опускаете нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закрываете рот: Мма-мма-мма…
А теперь, продолжая стонать, слитно, как одно слово, произнесите голосом фразу "Мам, мёду нам".
Произнесём эту же фразу на стоне, так чтобы согласные звуки "м", "н" удвоились: Мамм-мёдунн-намм…
На стоне тренируем различные сочетания сонорных согласных с гласными:
Мм-мУ-мм-мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…
Упражнения направленные на развитие силы звука
Следующее упражнение, тянем слитно гласные, сначала тихо, затем по нарастающей: уууууу…, оооооо…., иииии…, ээээээ…
А теперь, слив в одну линию все шесть гласных, гудите голосом:
уууОуууАуууЭуууИуууЫууу…
Упражнение «Весёлые нотки», пропеваем: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Упражнение «Ступеньки», пропеваем повышая голос: первая ступенька, вторая ступенька, третья ступенька, четвертая ступенька, пятая ступенька, шестая ступенька, седьмая ступенька.
Упражнение «Эхо»,