Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ Направление подготовки Документоведение и архивоведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Кафедра «Документационное обеспечение международных коммуникаций»


Методические рекомендации по выполнению курсовых работ


Направление подготовки: «Документоведение и архивоведение»

Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»

Форма обучения для всех форм
Москва 2022

7

Пояснительная записка


Курсовая работа – вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение профильных профессиональных дисциплин и выработку профессиональных компетенций.

Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» и выполняющих курсовые работы по дисциплинам кафедры.

Методические указания содержат единые для всех форм обучения (дневной, очно-заочной, заочной) требования кафедры к курсовым работам

Они могут быть представлены в виде самостоятельного научного исследования по одной из актуальных проблем архивоведения; в виде обобщения опыта научной и практической деятельности архивных учреждений, в плане историографии проблемы; в виде конкретного архивного справочника (описи, обзора, путеводителя, каталога). Примерная тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается кафедрой и периодически пересматривается. Она включает вопросы классификации документов Архивного Фонда Российской Федерации, экспертизы ценности документов, комплектования архивов, справочно-поисковых средств архива, организации доступа и использования документов, организации работы архивных учреждений, правовых и методических вопросов работы с архивными документами и т.д.

Курсовая работа способствует приобретению новых фактических знаний и практических умений.

Курсовая работа должна показать умение студента:

- обосновать актуальность выбранной темы в научном и практическом плане;

- показать степень изученности и разработанности проблемы в научной литературе;

- формулировать цель и задачи работы;

- обосновать структуру работы;


- изложить содержание разделов и подразделов работы литературным языком с использованием стандартной документоведческой и архивоведческой терминологии;

- анализировать собранный материал, сопоставлять различные концепции, альтернативные подходы, решения отдельных проблем;

- формулировать выводы;

- оформлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.
1. Подготовка курсовой работы
Основная цель подготовки курсовой работы состоит в закреплении теоретических знаний, приобретении студентами навыков самостоятельного углубленного изучения одного из разделов курса профессиональной дисциплины, читаемой на кафедре. При подготовке курсовой работы студенты получают навыки и умение работать с источниками, анализировать факты и данные специальной литературы, излагать прочитанное современным профессиональным языком.

Курсовая работа помогает развитию мышления студента, формированию умения свободно оперировать научными знаниями применительно к разнообразным сферам профессиональной деятельности.

Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом после знакомства с теоретическими проблемами дисциплины, изложенными в лекционном курсе.

Выбор темы студент может осуществлять самостоятельно исходя из примерной тематики курсовых работ, разработанной кафедрой, в качестве методического пособия по каждой дисциплине, по которой, в соответствии с учебным планом, запланирована подготовка курсовой работы. Примерная тематика соответствует направлениям научно-исследовательской работы кафедры документоведения.

Выбор темы студент может осуществлять также самостоятельно с учетом своих научных интересов, практических задач, специфики деятельности конкретной организации, в которой он работает, своеобразия своих должностных обязанностей и т.д. Тема курсовой работы и в этом случае должна соответствовать тематике проблем, рассматриваемых в теоретическом курсе и включенных в программу изучаемой дисциплины. Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом и с учетом доступности основных источников и литературы. В случае самостоятельного выбора темы курсовой работы студент обязан согласовать ее с преподавателем, осуществляющим научное руководство подготовкой курсовых работ.



Курсовая работа, как правило, является теоретическим исследованием по одной из предложенных кафедрой тем.

Допускается подготовка курсовой работы на основе практических разработок в области архивоведения, проведенных с участием студента или выполненных им самостоятельно.

Критерии оценки курсовой работы
Преподаватель должен довести до сведения студентов требования кафедры к курсовым работам. Курсовая работа должна быть подготовлена студентом в сроки, предусмотренные учебным планом, которые преподаватель доводит до сведения студентов.

Основными критериями оценки курсовой работе являются:

  • обоснование актуальности выбранной темы;

  • постановка цели и конкретных задач исследования, в том числе умение выявлять конкретную проблему, обладающую достаточной научной новизной;

  • определения объекта и предмета исследования;

  • выбор методов проведения исследования и методик, в случае решения практических задач;

  • степень раскрытия темы;

  • степень использования литературы по теме;

  • наличие и качество обзора источников и литературы по теме;

  • иллюстрация теоретических положений примерами;

  • наличие и правильность оформления справочно-библиографического аппарата;

  • правильность цитирования;

  • оформление работы;

  • стиль изложения и грамотность;

  • выступление на защите

Оценку «отлично» заслуживают курсовые работы, актуальность темы которых обоснована, введение содержит достаточно полный обзор источников и литературы по данной теме. Структура работы логична, соответствует содержанию. В конце каждого раздела и в Заключении содержатся чёткие выводы. Работа написана литературным языком с правильным использованием профессиональной терминологии. Текст тщательно выверен, научно-справочный аппарат и оформление соответствуют настоящим методическим указаниям.

Курсовая работа оценивается на «хорошо», если список использованных источников и литературы не совсем полный, выводы недостаточно аргументированы, в структуре и содержании курсовой работы есть отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера. В остальном, соблюдены требования, предъявляемые к «отличной» курсовой работе.

Курсовая работа оценивается «удовлетворительно», если в тексте имеются многочисленные прямые заимствования из учебной и методической литературы, студенту не полностью известен круг источников и специальной литературы, выводы слабо аргументированы или не конкретны, в литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности.


Проверив работу, преподаватель выставляет на титульном листе итоговую оценку, которая сопровождается краткой рецензией. В рецензии оценивается полнота обзора источников и литературы по теме, глубина раскрытия темы, уровень ее осмысления, наличие собственных выводов, соблюдение правил оформления научно-справочного аппарата, соответствие оформления работы настоящим методическим указаниям.

В случае неудовлетворительной оценки курсовой работы студенту предлагается переработать ее по замечаниям преподавателя или подготовить курсовую работу на другую тему.

План курсовой работы студенты составляют самостоятельно, после чего он согласовывается с преподавателем. Подготовка плана курсовой работы является первым этапом работы над ней и выполняется после ознакомления студента с источниковой базой темы и изучения специальной литературы. При согласовании плана с преподавателем студент должен иметь четкое представление об изучаемой теме, а также суметь обосновать структуру будущей курсовой работы, последовательность изложения материала.

Студент вправе обратиться к преподавателю за консультацией по любому вопросу, возникшему в ходе подготовки курсовой работы. В ходе консультаций студент получает дополнительную информацию, необходимую для подготовки курсовой работы. Как правило, преподаватель консультирует студента по выбору источников и литературы, анализу специальной литературы, разработке рациональной структуры работы, сбору фактов и статистических данных, их обработке.

Преподаватель контролирует подготовку курсовой работы, знакомится с текстом и представляет студенту свои замечания.
1.1. Структура и содержание курсовой работы
Структура курсовой работы: оглавление, введение, одна или две главы, заключение, список источников и литературы. Наряду с указанными, в курсовой работе могут присутствовать и иные элементы справочного аппарата, например, список сокращений, указатели, приложения; а также специальные элементы в приложении, в том случае если работа представляет собой опись дел или иной самостоятельный архивный справочник и т.д.

Титульный лист содержит наименование учебного заведения с указанием организационно-правовой формы и вышестоящего учреждения, наименования института, кафедры, на которой подготовлена курсовая работа, фамилию, имя, отчество студента, указания на курс, форму обучения, название темы курсовой работы, фамилию, имя, отчество преподавателя, его ученую степень, звание. (Приложение 1).


Оглавление содержит перечень составных частей курсовой работы и указание страниц, на которых расположено начало каждой части. (Приложение 2).

Введение должно включать:

  • обоснование актуальности выбранной темы;

  • характеристику степени изученности темы, разработки теоретических и практических проблем;

  • формулировку цели и задач работы;

  • обзор источников и литературы с изложением существующих концепций и альтернативных подходов к теме. Не допускаются к защите курсовые работы, в которых обзор подменяется перечислением названий работ или краткой аннотацией источников;

  • обоснование структуры работы.

Разделы курсовой работы могут содержать характеристику объекта исследования (можно конкретных архивов); описание проблемы; анализ обеспечения сохранности документов конкретного архива к примеру; историю развития вопроса или проблемы. Количество разделов определяется студентом самостоятельно или по согласованию с преподавателем, исходя из задач курсовой работы и собранного материала.

В конце каждого раздела студентом формулируются выводы по изложенному материалу.

Заключение обычно включает общие выводы по теме работы, их соответствие поставленным целям и задачам; возможно включение в эту часть работы изложения дальнейшей перспективы студента по данной теме (например, при подготовке дипломной работы).

Список использованных источников и литературы показывает знакомство автора с источниками и литературой по выбранной теме.

Список формируется по разделам «Источники» (он может подразделятся на два подраздела – «Опубликованные источники» и «Неопубликованные источники») «Литература», «Справочно-информационные издания» и «Ресурсы Интернета».

Последовательность расположения источников в списке определяется значимостью документов: федеральные законодательные акты РФ, нормативные правовые акты (Указы Президента, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), нормативные методические документы межотраслевого действия, государственные стандарты, методические указания, а также правила, регламенты, инструкции и др.