Файл: Покажи мне и я запомню.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мастер-класс
«Оригами как способ развития технического творчества»


Расскажи мне – и я услышу,

                                                                               Покажи мне – и я запомню,

                                                                            Дай мне сделать самому –

                                                  И я пойму!

Японская пословица.

Люшненко Т.С. – педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории  

Цель мастер – класса:

- повысить мотивацию педагогов к овладению одного из способов развития технического творчества – оригами
Задачи:
-поделиться опытом с коллегами по развитию технического творчества через оригами в начальной школе;
-развитие творческой активности педагогов.
Форма проведения мастер-класса: 

-с педагогами и для них с участием детей;

-лекция с элементами презентации +практическая работа.
Оборудование: презентация: «Творческий конкурс», проектор, ноутбук, экран.

Современное общество испытывает потребность творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. В настоящее время в рамках ФГОС перед воспитателем группы продлённого дня стоит важная задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творчество - это целенаправленная деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда обучающийся воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.

Презентация: «Творческий конкурс»
«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…важно только, чтобы за призывами следовал труд»


Василий Александрович Сухомлинский
Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей - писателей, художников, ученых.

Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать.

Творчество окружает нас повсюду. Мы не перестаём удивляться творениям рук человеческих: красивым зданиям, живописным картинам, захватывающим фильмам, модным нарядам, оригинальным украшениям, качественной современной технике и её возможностям. Следовательно, творчески мыслящий человек просто необходим нашему обществу!

Главной задачей школьного образования сегодня является развитие творческой личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Как показывают результаты ряда исследований, именно в школьный период у детей происходит резкое падение уровня интереса к познавательной и творческой деятельности. И только не большой процент учащихся, в возрасте шести лет 37% детей проявляют нестандартное мышление, творческие способности; к семи годам этот показатель падает до 17%; а среди взрослых лишь 2% творчески одаренных личностей.

Следовательно, развивать творческий потенциал ребёнка необходимо с младшего школьного возраста. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности.

Развивать техническое творчество ребёнка можно начать с самого простого - складывания фигурок из бумаги. Ведь складывание бумаги развивает мелкую моторику рук, улучшает память, сочетает образное и логическое мышление.

Любой человек, увлёкшись этим занятием, со временем начинает творить что-то новое, своё. Ему уже не интересно действовать шаблонно, по образцу, он стремится найти что-то такое, что ни у кого ещё не получалось.

Главное у ребёнка появляется желание улучшать то, что он уже сделал, творить, моделировать. И именно искусство оригами может стать тем толчком, который позволит расцвести творчеству

, привить интерес к нему, и мир узнает об удивительных изобретениях и неожиданных конструкциях во всех сферах деятельности человека.

Всем известно, что талант и творчество личности в современных условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа.

В современном мире только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут полноценно самореализовываться.

Всё, чем мы восхищаемся в жизни, создано творческими людьми! Школа - кузница маленьких творцов, которых мы, педагоги, уже сейчас готовим к жизни, учим применять приобретённые знания и умения в реальной жизненной ситуации. Именно эти дети будут радовать нас в будущем своими творческими достижениями. Так кактворчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
«Недостаточно знания, необходимо также его применение; недостаточно хотеть, надо и делать»

Гёте
«Сказка про пирата»

  • Развитие творческого и исследовательского потенциала педагогов средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.

  • Овладение методикой использования оригами как средства моделирования работы с бумагой, направленного на развитие художественного творчества.

  • Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

  • Совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса.

  • Рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.

  • Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.

Оборудование: бумага белая, образец готового изделия, технологические карты, проектор, ноутбук, экран, ножницы, цветные карандаши, клей, материал для оформления доски, фотоаппарат.

Презентация «Сказка про пирата», текст и схемы (инструкции).

Предполагаемые результаты для участников мастер — класса:

- познакомятся с методами и приёмами складывания бумажных фигурок;

- научатся приёмам работы с бумагой;

- научатся складывать фигурки по содержанию сказки;

- познакомятся с содержанием международной сказки про пирата;

- научатся складывать сказку про пирата и применять её в своей работе;

- примут
участие в обсуждении полученных результатов;

- предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

- получат консультации;

- выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов;

Что такое оригами?

Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Япония славится своей древней культурой, традициями, старинными свитками, рисунками тушью, трактатами, яркой самобытностью в одежде – кимоно, куклами. Страна Японских самураев и мечей,сумо, суши, искусства «бонсай» и экибана, страна храмов и сакуры, страна оригами. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.

Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Й ошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию.

Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется – Азбука оригами. Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать процесс складывания фигурок оригами.

Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют азбуку оригами АкироЙошидзава.

Использование оригами в:

- архитектуре

- арттерапии

- оформлении интерьера

- театрализованной деятельности

- дидактических играх

- развитие мелкой моторики ребёнка

Методические рекомендации.

Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок, сегодня я поделюсь своими наработками, формами, методами и приёмами:

  • начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий;

  • обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»;

  • работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново;

  • если что то не получается, работу начинать с нового листа;

  • не получается в процессе складывания, вернись в начало;

  • сложно выполнить задание, это не твой уровень, начни с более простого, к этому придёшь позже;

  • не забывай про принцип - от простого к сложному.


В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики.

Оригами можно рассматривать как подготовку инсценировок игр, сказок и других произведений. Можно создать театр масок — оригами, или театр игрушек – оригами. Он самый простой в изготовлении и удобен в хранении игрушек для инсценировок. А главное от начала и до конца дети участвуют в его оформлении, изготовлении и представлении.

Применяемые методы: наглядно – иллюстративный, словесный, игровой, поисковый, показа и словесного сопровождения.

Гипотеза: Если ребёнок будет заниматься практической деятельностью, то у него будут развиты: собственный творческий потенциал; творческое воображение; наглядно-образное мышление; память; внимание; точность движения пальцев рук; усидчивость; целеустремленность, возрастёт интеллект в целом.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа включает в себя поэтапный показ способов техники оригами:

- международные условные знаки и приёмы складывания;

- базовые формы–заготовки: книжка, дверь, треугольник, воздушный змей, блинчики, конфетка, птица;

- методы использования оригами по собственному замыслу, объединение их в композицию, включение разных видов деятельности и технологии;

- применение оригами.

Порядок действий в процессе разучивания и работы по « Сказке про пирата».

  • 1 класс – знакомство со сказкой (текст, фигурки), складывание фигурок по содержанию сказки. Первая часть сказки – октябрь месяц, вторая часть сказки – январь.

Итоговая работа по сказке – игры, конкурсы, оформление творческой работы по содержанию сказки, любого эпизода по желанию ребёнка.

  • 2 класс – продолжение работы по содержанию сказки, разучивание текста и соответственно складывание фигурок по тексту. Игры, конкурсы и оформление творческой работы на выставку в кабинете. Сюжет работы по содержанию сказки с фигурками из сказки и дополнительными фигурками оригами.

  • 3 класс – продолжение работы по содержанию сказки. Игры, конкурсы и оформление творческой работы – Мини книжка по содержанию сказки. Изготовление мини книжки и заполнение её страниц мини фигурками и оформление страниц рисунками по содержанию сказки.

  • 4 класс – блок занятий по оформлению книги « Сказка про пирата». Текст, фигурки оригами, аппликация, рисунок. Итоговое заняти, выставка работ всех классов параллели, выявление победителей.