Файл: 1. Становление и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Становление и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев 5
2 Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах 12
3. Проблемы реализации конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах 21
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение
Одной из важных задач Российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые перемещаются по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Данные процессы связаны с правом на свободу передвижения, которое входит в состав основных прав человека и гражданина, признается законодательством всех стран мира и относится к числу прирожденных, естественных прав.
Проблема правового положения беженцев и вынужденных переселенцев является одним из приоритетных направлений исследований в отечественной юридической науке. Однако следует отметить, что новые социально-экономические отношения требуют существенного изменения законодательства, регулирующего проблемы миграции населения.
В большинстве своем население РФ составляют граждане, но на территории страны могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют другое правовое положение по сравнению с гражданами страны. Только граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, естественно, не значит, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема вынужденной миграции из стран СНГ и Балтии является в последние годы России одной из наиболее насущных. Объем миграции и обстоятельства, при которых она происходила на постсоветском пространстве были принципиально новыми для всего мирового сообщества. Возникла особая социальная категория населения, которая характеризовалась целым спектром специфических проблем. Потребовались качественно новые нормативно-правовые акты, регулирующие статус беженца в Российской Федерации, появилось новое для российского права понятие «вынужденный переселенец». Южный федеральный округ в силу своего геополитического положения ощутил данную проблему наиболее остро и оказался на первом месте по приему вынужденных мигрантов. Основные Федеральные законы, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г., и разработанные позже нормативные акты о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев и беженцев не отражают объективную ситуацию, складывающуюся из правовых и социальных проблем вынужденных мигрантов.
Существенные пробелы в законодательстве, касающиеся реализации конституционных прав беженцев и вынужденных переселенцев, отсутствие механизмов защиты имущественных прав мигрантов и недостаточное использование международно-правовых средств защиты непосредственно мигрантами определило необходимость исследования способов реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца.
1. Становление и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
Опыт многих стран показывает, что для успешного решения проблем миграции требуется прямая или косвенная помощь государства в обустройстве мигрантов. Одновременно такая помощь является важнейшим регулятором направлений объемов миграционных потоков. В России вследствие проходящего на протяжении столетий «разрастания» территории страны государственная миграционная политика всегда играла очень важную роль. До крестьянской реформы 1861 года регулирование миграции в России в основном ограничивалось административно – организационными мерами. Сама миграция осуществлялась в форме вольно-народного переселения, правительственной или помещичьей колонизации. При этом миграционная (колонизационная) политика решала как политические, так и экономические задачи. Переселенческое движение регламентировалось рядом Высочайших Императорских Указов, а также специальными переселенческими законами.
После отмены крепостного права потребовалось 20 лет, чтобы Правительство осознало необходимость регулирования переселенческого движения в России. В 1881 г., было утверждено Положение «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли», которое скорее сдерживало, чем способствовало переселению. Новый закон о переселении, утвержденный в 1889 году, вводил ряд льгот (по арендным платежам, исполнению воинской повинности, получению ссуд). Закон не был опубликован, и это отрицательно сказалось на переселенческом движении. В то время потребность в переселении была столь велика, что за ним не поспевало ни землеотводное дело, ни ссудная помощь [1].
В корне изменить взгляд Правительства на переселенческое движение заставило строительство Сибирской железной дороги. В 1893 году был утвержден Комитет Сибирской железной дороги, обеспечивающий регулирование переселения. Система предоставляемых льгот и пособий была расширена. Выдавались разнообразные ссуды: путевые, на хозяйственное устройство, на посев; осуществлялся безвозмездный отпуск лесоматериалов на возведение усадебных построек. Эта система льгот распространялась не только на регламентированные переселения, но и на вольных переселенцев. Размер предоставляемой помощи дифференцировался по территориям и осуществлялся в размере выявленной необходимости. Правительство активно занималось организационными проблемами: велась работа по улучшению перевозки переселенцев, подготовке участков для расселения [3].
Закон 1904 года, в основу которого был положен принцип свободы переселения, обеспечивал получение содействия со стороны Правительства только для выходцев из определенных местностей, откуда переселение признавалось желательным, либо для направляющихся в район, определенный для переселения. Желающим воспользоваться государственным содействием в переселении устанавливалась обязательность ходачества (для выбора земельного участка). Было образовано специальное Переселенческое Управление, которому вменялось выполнение закона. Последующие изменения в регулировании правительством вопросов переселения расширили и уточнили систему государственных льгот. Были организованы склады продукции (сельскохозяйственной, лесной) для оказания помощи переселенцам, велись работы по расширению дорожной сети, по исследованию новых территорий. Главной задачей переселенческой политики тех лет становится «не выселение трудовых масс с Родины, а заселение окраин русскими людьми».
Война 1914 года и последовавшие за ней революционные потрясения свели на нет наладившийся было в масштабах страны процесс организованного переселения: не стали предоставляться кредиты, были свернуты землеустроительные работы [1].
С октября 1917 года, в отличие от переселенческой политики прежних лет (допускавшей свободное переселение из любых местностей и участие самого переселяющегося в расходах и риске переселения), закон о социализации земли все время регулирования переселения возлагал на государство, оставляя за переселяющимися только выполнение плана. Так была произведена «национализация» переселенческого процесса.
Советская власть, в соответствии с циркуляром по Переселенческому Управлению от 06.03.1918 года №1, призывала советы к удержанию крестьян от переселений, к направлению их внимания на расселение внутри Европейской России [1].
С введением Новой экономической политики (НЭП) создались предпосылки для организации колонизационных мероприятий в новой трактовке. Ряд статей Земельного Кодекса, принятого в октябре 1922 года, были посвящены вопросу об открытии планового переселения. Кодекс устанавливал возможность предоставления государственных льгот плановым и внеплановым переселенцам, которые с разрешения переселенческих организаций поселялись на колонизуемых землях. Народному комиссариату земледелия РСФСР, ведающему переселением в пределах России, поручалось провести мероприятия для организации Колонизационного фонда. Земплану было поручено включать в сметы средства на хозяйственное устройство переселенцев. Постановлением ЦИК и СНК Союза СССР от 10 сентября 1926 года «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению», предусматривалось, что расходы по землеустройству беднейшей части крестьянского населения будут осуществляться за счет государства. Этим Постановлением вводились льготный переселенческий тариф, долгосрочный льготный кредит (до 8 лет) на землеустроительные работы, а также льготы переселенцам по обложению единым сельскохозяйственным налогом. Право пользования льготами предоставлялось только расселяющимся в соответствии с планами переселения и землеустройства, ежегодно устанавливаемыми декретом ВЦИК, и СНК РСФСР [3].
Коллективизация внесла в переселенческий процесс важное нововведение: Советское правительство предоставляло ряд преимуществ членам переселенческих колхозов перед индивидуальными переселенцами. Со второй половины 1929 года льготное переселение крестьян-единоличников было отменено, государство принимало на свой бюджет только колхозное переселение. Отмечу, что системы льгот, применяемые Советской властью, были достаточно дифференцированы. Например, для Дальнего Востока в 20-е годы размеры ссудной помощи дифференцировались в зависимости от отнесения территории края к «обжитой», «полуобжитой» и «необжитой». Впоследствии все осваиваемые местности страны были разделены на два пояса в зависимости от удаленности от центра страны и условий работы [1].
Послевоенное восстановление народного хозяйства, требовавшее концентрации усилий огромных масс трудящихся и эффективного использования рабочих рук, обусловило усиление организованных форм переселения, достигших в этот период своего пика. Формы организованного переселения включали: организованный набор рабочих, сельскохозяйственное переселение семей, общественные призывы молодежи, перевода на работу в другую местность – переселения имели четко выраженный трудовой характер.
Административные мероприятия регулирования миграционных процессов сопровождались мерами стимулирования. Они осуществлялись посредством системы льгот материального и нематериального характера. В послевоенный период, особенно в первые годы, льготы сыграли определенную роль в перераспределении населения в малообжитые районы, в районы активного промышленного освоения и восстановления разрушенного хозяйства. В то же время сила воздействия льгот на миграционные процессы не была постоянной, а менялась в зависимости от времени и места действия. Значительные льготы предоставлялись переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Они регулировались многими нормативными актами, в числе которых Указы Президиума Верховного Совета СССР от февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, упорядочивающие и расширяющие систему льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Постановления Совета Министров СССР, устанавливающие порядок их применения. Жилищные льготы переселенцам устанавливались постановлениями Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О жилищно-строительной кооперации» и от октября 1985 г. «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций,
расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны». Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года №2 была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года №166/10–85, от 11 ноября 1989 года М 359/21–20а, от 16 февраля 1990 года М 61/3–111 регламентировали порядок исчисления непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [2].
Основные льготы для северян предусматривали установление льготного трудового стажа, северного коэффициента (надбавки) к заработной плате, введение дополнительных отпусков, возможность бронирования жилья по прежнему месту жительства переселенца, бесплатный или льготный проезд и провоз имущества и т.д. Главная задача, которая должна была бы решаться системами льгот для переселенцев в регионах Крайнего Севера, заключалась в привлечении населения на постоянное жительство и удержании его в обживаемых районах до тех пор, пока там не будут созданы условия жизни, соответствующие трудностям осваиваемых территорий. Долгое время льготы получали только лица, направленные или командированные в районы Крайнего Севера. Местные уроженцы, а также лица, прибывшие из других областей самостоятельно, льготами обычно не пользовались. Появилась острая необходимость усовершенствовать законодательство о северных льготах. 19 февраля 1998 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». 22 июля 1993 года принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О поставках продукции (товаров) в 1993 году для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» [2].
Со временем стало очевидно, что ставка только на одни системы льгот, регулирующие переселение в районы Крайнего Севера (с учетом ограниченности выделяемых средств), не могла выполнить поставленные задачи. Фактическое прекращение действия системы льгот произошло вследствие всеобщего социально-экономического кризиса, начавшегося с распадом СССР сопровождающегося гиперинфляцией, сокращением производства. В условиях рыночной экономики системы льгот оказались неэффективны. В результате из малообжитых районов с севера начали возвращаться переселенцы к местам их прежнего проживания. Отсутствие комплексного подхода к формированию среды обитания человека как необходимого условия для создания постоянного населения в районах с экстремальными природными условиями предопределило такой итог политики освоения новых районов [3].