Файл: Урока Анастасии Николаевны Мингачёвой Зри в корень Класс Тема урока Корень слова. Чередующиеся гласные в корне. Тип урока комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ урока Анастасии Николаевны Мингачёвой «Зри в корень»
Класс: 6.
Тема урока: «Корень слова. Чередующиеся гласные в корне».
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: парная, индивидуальная работа, фронтальная.
Цели урока:
Обучающие:
- систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова».
- повторить правила чередующихся гласных в корне.
Развивающие:
- научить учащихся отличать слова с корнями с чередованием от корней с проверяемой гласной.
- формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
Воспитывающие:
- включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
- развитие коммуникативных навыков учащихся
Методы и приемы обучения: работа со словарем, метод разыгрывания роли (журналиста, корректора), фронтальный опрос, метод самопроверки, работа с текстом, метод уточняющих вопросов.
Средства обучения: толковый и орфографический словарь, раздаточные материалы, наглядные материалы.
Оборудование: доска, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный этап | |
Учитель пробегается взглядом по классу и приветствует учащихся, просит их написать свое имя на листочках. Педагог спрашивает у учеников, как они понимают название сегодняшнего урока. Выражение «зри в корень» принадлежит Козьме Пруткову. Учитель объясняет, что значит выражение «литературная маска» и заносит его в рубрику «это интересно знать» на доске. | Ученики предполагают, что для того, чтобы понять какое-то явление действительности, нужно проникнуть в его суть. Узнают информацию о термине «литературная маска». |
Этап актуализации знаний | |
С помощью метода фронтального опроса учитель предлагает ученикам вспомнить орфограммы, связанные с корнем слова. | Учащиеся отвечают, что они изучили три вида орфограмм с гласными в корне слова: проверяемые гласные, непроверяемые и чередующиеся. Вспоминают правила проверки данных орфограмм. |
Этап получения новых знаний | |
Учитель предлагает учащимся побыть журналистами и даёт упражнение «третий лишний»: найти в ряде слов с корнями с чередованиями лишнее слово. Предлагает удобную для учеников форму работы: индивидуальную или парную. Для верного выполнения задания учитель предлагает учащимся восстановить в верном порядке звенья алгоритма. | Учащиеся в статье выделяют новую для себя информацию и зачитывают ее, выполняет упражнение в удобной для них форме. Каждый учащийся оценивает свои результаты выполнения задания «третий лишний». Учащиеся выделяют следующий алгоритм: - выявить лексическое значение слова - выделить корень слова - определить орфограмму в корне - применить правило постановки гласного в корне. |
Физкультминутка | |
Учитель предлагает ученикам провести физминутку и закрепить полученные ну уроке новые знания: зачитывает слова с чередующимися гласными в корне. | Если в корне буква а, то ученики жмут руку своему соседу и улыбаются; если буква о – отбивают друг другу «пять». |
Этап получения новых знаний | |
Учитель предлагает учащимся побыть корректорами. Работа с толковым словарем одного из учеников. Дает ученикам задание – разобрать слово «корректор» по составу. Учитель реализует прием «введение в контекст». Учитель читает текст о бабочке своего земляка – Сергея Тимофеевича Аксакова. Задание двух уровней сложности: в одном тексте нужно исправить ошибки, и слова с ними не выделены, а в другом – слова с ошибками подчеркнуты. | Один из учащихся ищет определение слова «корректор» в толковом словаре, другие – устно объясняют значение данного слова. Ученик выполняет морфемный разбор слова по алгоритму: выделение окончания, основы, корня, суффикса. Учащиеся придумывают и зачитывают свои предложения со словом корректор. Учащиеся, самостоятельно выбирая для себя допустимый уровень сложности, корректируют текст. Метод самооценивания. |
Завершение урока | |
Учитель благодарит учеников за работу на уроке. | Ученики встают, чтобы попрощаться с учителем. |
Реализация методов обучения на уроке:
Принцип обучения | Правила принципа (с иллюстрацией) |
Принцип наглядности | - использование презентации и схем (Анастасия Николаевна Мингачёва использует презентацию и схемы для упрощённого восприятия ребятами темы урока) - использование физических органов чувств, прежде всего – зрения (дав ребёнку словарь, учитель попросил найти определения слова, а затем прочитать его для всех ребят, после чего Анастасия Николаевна повесила значение на доску, чтобы весь класс смог обратить на него своё внимание) |
Принцип доступности (посильности) | - переход от известного к неизвестному (в последствии урока Анастасия Николаевна от проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова перешла к чередующимся корням) - способ дифференциации учеников (перед тем, как дать ребятам индивидуальное задание на листочках, учитель предложила выбрать принцип работы: либо объединение в группу, либо самостоятельная работа) - переход от более простого к более сложному (во время очередной самостоятельной работы, учитель предоставил детям выбор, чтобы каждый оценил свои способности: на одной стороне слова с ошибками были подчёркнуты, на другой – нет) |
Принцип сознательности и активности | - вопрос – важнее ответа (на протяжении всего открытого урока Анастасия Николаевна задавала ребятам наводящие вопросы, чтобы вывести их непосредственно на диалог, вызвать заинтересованность) - поощрение гипотез детей (когда ребята делали верное предположение, Анастасия Николаевна хвалила их, давая понять, что они движутся в верном направлении) |
Принцип систематичности и последовательности | - учебный материл «вытекает» из предыдущей части урока (учитель раздал ребятам листочки, предлагая на основе всего проговорённого выделить то, что является новым и пока неизвестным) - правило «дыхания» (в процессе урока Анастасия Николаевна делала паузы, либо задавая ученикам наводящие вопросы, либо спрашивая определённое правило, помогающее подвести к тому или иному ответу. Поскольку ребята в шестом классе, паузы использовались довольно часто) |
Принцип прочности | - выделение в материале главного (Анастасия Николаевна попросила ребят ответить, что именно из всего вышесказанного они будут сегодня узнавать) - систематический контроль (после самостоятельной работы учитель предлагала ребятам самим оценить себя, поставив определённую оценку) - возвращение к изученному материалу (после повторения правила и его отработки на практике, Анастасия Николаевна провела с ребятами разминку, в ходе которой диктовала слова, тем самым проверяя, насколько хорошо ребята усвоили материал) - результат обучения (в конце занятия Анастасия Николаевна попросила ребят написать, что было для них самым простым, а что самым сложным, задать друг другу вопрос по теме занятия) |
Принцип научности | - возможность конструироватьсвои теоретические модели (Анастасия Николаевна спросила ребят, знакома ли им профессия журналист, тем самым подводя к таким терминам, как «корректор», «интервью») |
Принцип связи теории с практикой | - практика – продолжение изученной теории (проговорив с ребятами правило чередующихся корней, учитель подкрепил это заданием на листках, дабы дети применили полученные знания на практике) - технология осмысленной деятельности (после изучения слова «корректор», Анастасия Николаевна предложила ребятам составить с ним предложение, перед этим разобрав его по составу) |
Поведение учителя:
Учитель ходил по классу, активно следил за деятельностью учащихся, контролировал учебный процесс, спрашивал по поднятой руке, помогал ребятам, у которых возникали трудности с выполнением какого-либо задания. Если ученик произносил слово с ошибкой, то преподаватель исправлял её.
Плюсы урока:
- применение интересного для учащихся метода разыгрывания ролей.
- использование различных приемов, методов и форм работы.
- обширность изучаемого материала.
Урок являлся продуктивным: большое количество учебного материала, поданного в интересной форме, помогло закрепить новые знания в сознании учащихся.