Файл: Урока Анастасии Николаевны Мингачёвой Зри в корень Класс Тема урока Корень слова. Чередующиеся гласные в корне. Тип урока комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ урока Анастасии Николаевны Мингачёвой «Зри в корень»

Класс: 6.

Тема урока: «Корень слова. Чередующиеся гласные в корне».

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: парная, индивидуальная работа, фронтальная.

Цели урока:

Обучающие:

- систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова».

- повторить правила чередующихся гласных в корне.

Развивающие:

- научить учащихся отличать слова с корнями с чередованием от корней с проверяемой гласной.

- формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Воспитывающие:

- включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

- развитие коммуникативных навыков учащихся

Методы и приемы обучения: работа со словарем, метод разыгрывания роли (журналиста, корректора), фронтальный опрос, метод самопроверки, работа с текстом, метод уточняющих вопросов.

Средства обучения: толковый и орфографический словарь, раздаточные материалы, наглядные материалы.

Оборудование: доска, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный этап

Учитель пробегается взглядом по классу и приветствует учащихся, просит их написать свое имя на листочках. Педагог спрашивает у учеников, как они понимают название сегодняшнего урока. Выражение «зри в корень» принадлежит Козьме Пруткову. Учитель объясняет, что значит выражение «литературная маска» и заносит его в рубрику «это интересно знать» на доске.


Ученики предполагают, что для того, чтобы понять какое-то явление действительности, нужно проникнуть в его суть. Узнают информацию о термине «литературная маска».

Этап актуализации знаний

С помощью метода фронтального опроса учитель предлагает ученикам вспомнить орфограммы, связанные с корнем слова.

Учащиеся отвечают, что они изучили три вида орфограмм с гласными в корне слова: проверяемые гласные, непроверяемые и чередующиеся. Вспоминают правила проверки данных орфограмм.

Этап получения новых знаний

Учитель предлагает учащимся побыть журналистами и даёт упражнение «третий лишний»: найти в ряде слов с корнями с чередованиями лишнее слово. Предлагает удобную для учеников форму работы: индивидуальную или парную.

Для верного выполнения задания учитель предлагает учащимся восстановить в верном порядке звенья алгоритма.

Учащиеся в статье выделяют новую для себя информацию и зачитывают ее, выполняет упражнение в удобной для них форме.

Каждый учащийся оценивает свои результаты выполнения задания «третий лишний».

Учащиеся выделяют следующий алгоритм:

- выявить лексическое значение слова

- выделить корень слова

- определить орфограмму в корне

- применить правило постановки гласного в корне.

Физкультминутка

Учитель предлагает ученикам провести физминутку и закрепить полученные ну уроке новые знания: зачитывает слова с чередующимися гласными в корне.

Если в корне буква а, то ученики жмут руку своему соседу и улыбаются;

если буква о – отбивают друг другу «пять».

Этап получения новых знаний

Учитель предлагает учащимся побыть корректорами. Работа с толковым словарем одного из учеников.

Дает ученикам задание – разобрать слово «корректор» по составу.

Учитель реализует прием «введение в контекст».

Учитель читает текст о бабочке своего земляка – Сергея Тимофеевича Аксакова. Задание двух уровней сложности: в одном тексте нужно исправить ошибки, и слова с ними не выделены, а в другом – слова с ошибками подчеркнуты.

Один из учащихся ищет определение слова «корректор» в толковом словаре, другие – устно объясняют значение данного слова.

Ученик выполняет морфемный разбор слова по алгоритму: выделение окончания, основы, корня, суффикса.

Учащиеся придумывают и зачитывают свои предложения со словом корректор.

Учащиеся, самостоятельно выбирая для себя допустимый уровень сложности, корректируют текст. Метод самооценивания.

Завершение урока

Учитель благодарит учеников за работу на уроке.

Ученики встают, чтобы попрощаться с учителем.


Реализация методов обучения на уроке:

Принцип обучения

Правила принципа (с иллюстрацией)

Принцип наглядности


- использование презентации и схем (Анастасия Николаевна Мингачёва использует презентацию и схемы для упрощённого восприятия ребятами темы урока)

- использование физических органов чувств, прежде всего – зрения (дав ребёнку словарь, учитель попросил найти определения слова, а затем прочитать его для всех ребят, после чего Анастасия Николаевна повесила значение на доску, чтобы весь класс смог обратить на него своё внимание)

Принцип доступности (посильности)

- переход от известного к неизвестному (в последствии урока Анастасия Николаевна от проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова перешла к чередующимся корням)

- способ дифференциации учеников (перед тем, как дать ребятам индивидуальное задание на листочках, учитель предложила выбрать принцип работы: либо объединение в группу, либо самостоятельная работа)

- переход от более простого к более сложному (во время очередной самостоятельной работы, учитель предоставил детям выбор, чтобы каждый оценил свои способности: на одной стороне слова с ошибками были подчёркнуты, на другой – нет)

Принцип сознательности и активности


- вопрос – важнее ответа (на протяжении всего открытого урока Анастасия Николаевна задавала ребятам наводящие вопросы, чтобы вывести их непосредственно на диалог, вызвать заинтересованность)

- поощрение гипотез детей (когда ребята делали верное предположение, Анастасия Николаевна хвалила их, давая понять, что они движутся в верном направлении)

Принцип систематичности и последовательности

- учебный материл «вытекает» из предыдущей части урока (учитель раздал ребятам листочки, предлагая на основе всего проговорённого выделить то, что является новым и пока неизвестным)

- правило «дыхания» (в процессе урока Анастасия Николаевна делала паузы, либо задавая ученикам наводящие вопросы, либо спрашивая определённое правило, помогающее подвести к тому или иному ответу. Поскольку ребята в шестом классе, паузы использовались довольно часто)

Принцип прочности

- выделение в материале главного (Анастасия Николаевна попросила ребят ответить, что именно из всего вышесказанного они будут сегодня узнавать)

- систематический контроль (после самостоятельной работы учитель предлагала ребятам самим оценить себя, поставив определённую оценку)

- возвращение к изученному материалу (после повторения правила и его отработки на практике, Анастасия Николаевна провела с ребятами разминку, в ходе которой диктовала слова, тем самым проверяя, насколько хорошо ребята усвоили материал)

- результат обучения (в конце занятия Анастасия Николаевна попросила ребят написать, что было для них самым простым, а что самым сложным, задать друг другу вопрос по теме занятия)

Принцип научности

- возможность конструироватьсвои теоретические модели (Анастасия Николаевна спросила ребят, знакома ли им профессия журналист, тем самым подводя к таким терминам, как «корректор», «интервью»)

Принцип связи теории с практикой

- практика – продолжение изученной теории (проговорив с ребятами правило чередующихся корней, учитель подкрепил это заданием на листках, дабы дети применили полученные знания на практике)

- технология осмысленной деятельности (после изучения слова «корректор», Анастасия Николаевна предложила ребятам составить с ним предложение, перед этим разобрав его по составу)


Поведение учителя:

Учитель ходил по классу, активно следил за деятельностью учащихся, контролировал учебный процесс, спрашивал по поднятой руке, помогал ребятам, у которых возникали трудности с выполнением какого-либо задания. Если ученик произносил слово с ошибкой, то преподаватель исправлял её.

Плюсы урока:

- применение интересного для учащихся метода разыгрывания ролей.

- использование различных приемов, методов и форм работы.

- обширность изучаемого материала.

Урок являлся продуктивным: большое количество учебного материала, поданного в интересной форме, помогло закрепить новые знания в сознании учащихся.