Файл: Тема Организация как объект управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Организация как объект управления

План:

1. Определение и общие характеристики организаций

2. Внутренняя и внешняя среда организации


3. Методы исследования внешней и внутренней среды организации

1. Определение и общие характеристики организаций



Термин «организация» происходит от греческого слова «organon», которое означает устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое и приведение в стройную систему.

Организация – это социальная целостность, направленная на некоторую цель, построенная как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности и связанная с окружающей средой.

В деятельности организаций можно выделить две сферы, которые существенно отличаются между собой по многим показателям и инструментам управления (табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Сходства и различия формальной и неформальной организации


Сравниваемый параметр

Формальная организация

Неформальная организация

Цели деятельности

Официально предписаны.

Определяются участниками.

Взаимоотношения между членами группы

Официальные

Неофициальные

Характер (структура)

взаимоотношений

Вертикальное подчинение

Отношения равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер

Организационная основа взаимодействия

Права и обязанности

Власть и политика

Основное внимание уделяется.

Должности

Каждому человеку и личности

Возглавляет

Руководитель (формальный лидер)

Неформальный лидер

Источник власти лидера

Делегируется руководством

Исходит от группы

Регулятор поведения в группе.

Правила

Нормы

Способы приведения поведения членов группы в соответствие с нормами и правилами.

Вознаграждения и штрафы

Неформальные санкции (возрастание неформального авторитета, бойкот и др.)



В любой формальной организации существуют и неформальные. Эти организации никто специально не создает, они возникают спонтанно, но в них люди также общаются и взаимодействуют между собой на основе общих интересов. Руководители должны понимать, что вне зависимости от их воли неформальные группы существуют, с ними бесполезно бороться, с ними нужно считаться, искать способы эффективного взаимодействия, использовать их сильные стороны для достижения целей организации. Термин «организация» в менеджменте обычно используется для обозначения формальной организации.

Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они так разнообразны, имеют различное назначение, расположение, размеры, внешний вид, строение, поведение и другие характеристики. Несмотря на большое разнообразие различных организаций в современном обществе все они имеют определенные сходные характеристики.

Выделяют общие и структурные характеристики организаций.

Если провести аналогию с описанием человека, то с помощью общих характеристик можно дать общее представление о человеке и его принадлежности к определенному биологическому виду, этносу и социальному слою, то с помощью структурных характеристик можно описать его с точки зрения роста, веса, черт характера, особенностей речи и т.д.

К общим характеристикам относятся:

Размер организации – это величина организации (количество людей, объемы производства товаров и услуг, сложность структур и пр.)

Цели и стратегии – это:

  • желаемые результаты деятельности организации и способы их достижения;

  • способы распределения ресурсов и виды деятельности, необходимые для установления отношений с окружающей средой и достижения целей организации;

  • цели и стратегии определяют поле деятельности организации и ее взаимоотношения со своими сотрудниками, покупателями и конкурентами.

Окружающая среда – все, что связано с деятельностью организации, но находится за ее пределами. Различается ближнее и дальнее внешнее окружение организации.

Технологии -

это:

  • инструменты, способы производства и действий по преобразованию входных данных в выходные;

  • отработанные, привычные, формализованные способы деятельности в организации.

Организационная культура – это:

  • инструмент эволюционного и стратегического развития организации;

  • память, внешняя сторона жизнедеятельности организации.

К структурным характеристикам относятся:

Централизация – децентрализация – это:

  • уровень, на котором принимаются решения;

  • предельно централизованные (с жесткими структурами) и децентрализованные организации (с мягкими структурами и делегированием полномочий).

Иерархия власти:

  • описывает связи подчинения в организации, области прав и ответственности работников;

  • понятие иерархии связано с диапазоном контроля сотрудников, пределами управляемости.

Специализация:

  • показывает, насколько цели и задачи организации распределены по профессиональному признаку;

  • бывает высокая (узкий круг задач) и низкая (разнообразные обязанности) специализация.

Формализованность - это:

  • степень влияния на работу организации письменной документации (регламентов, предписаний, инструкций, положений, уставов и пр.);

  • безличность и автоматизм в управлении посредством большого количества регламентов и распорядительной информации.

Профессионализм - это:

  • уровень профессионального образования и подготовки работников;

  • уровень компетентности руководителей и специалистов;

  • профессиональная, социальная и методологическая компетентность руководителей и специалистов;

  • система внутрифирменного (корпоративного) обучения в организации. Управление персоналом характеризует:

  • стиль управления в организации;

  • организацию как социальную систему;

  • управление человеческими ресурсами в организации;

  • понятие человеческого капитала в организации;

  • роль персонала в принятии решений и контроле деятельности организации;

  • повышение статуса и значения служб персонала в современных организациях;

  • соотношение формальных и неформальных факторов деятельности организации;

  • роль неформальной составляющей в управлении организацией.

2. Внутренняя и внешняя среда организации



Внутренняя среда организации – это перечень всех внутриорганизационных факторов, процессов и ресурсов организации, влияющих на функционирование и развитие организации. Состояние внутренней среды организации во многом зависит от тех решений, которые принимают ее менеджеры.

Под внутренней средой организации понимается совокупность присущих ей свойств, так называемых «внутренних переменных». К ним относятся:

  1. Разделение труда – обособление различных видов деятельности и за- крепление их за конкретными субъектами.

  2. Технология, или связь между отдельными видами работ. Технология - любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы - для получения желаемых продукций или услуг.

  3. Дифференциация – распределение работ между отдельными участниками трудового процесса, когда каждый получает определенный конкретный результат, имеющий самостоятельную ценность, но с точки зрения организации не являющийся законченным целым (изготовление отдельной детали).

  4. Интеграция дополняет дифференциацию и предполагает сотрудничество исполнителей, придающее трудовому процессу единство и целостность. Интеграция это процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.

  5. Организационный порядок – это совокупность автоматически действующих норм и правил поведения и решения управленческих задач, в соответствии с которым исполнители могут поступать самостоятельно, не обращаясь за указаниями к руководству.

  6. Взаимоотношения участников организации. Они могут быть: либо деловыми, связанными с выполнением служебных обязанностей, либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях.





Рис. 2.1. Модель «7 – S» Mc-Kinsey
Модель «7 – S» Mc-Kinsey», которую разработали Томас Дж. Питерс, Роберт Х. Уотермен и Джульен Р. Филипс в 1978 г. Модель (рис. 2.1) представляет собой структуру, позволяющую рассматривать компанию как единое целое, диагностировать организационные проблемы и разрабатывать программы действий. В идеальной организации каждый из S-факторов дополняет другие и систематично приближает организацию к поставленной цели. Авторы модели рассматривают семь основных компонентов:


Структура – оформленное базовое функциональное и ролевое распределение сотрудников организации, лежащее в основе систем взаимоотношений, бизнес-процессов и прочих аспектов организации.

Системы и процедуры – формальные и неформальные процедуры реализации процессов внутреннего и внешнего организационного взаимодействия.

Стратегия – наиболее общие принципы функционирования и развития организации.

Сумма навыков – накопленные знания и технологии, оформленные в виде инструментария организации; способность организации принимать решения и действовать

Состав персонала – люди, сотрудники организации как личности.

Стиль управления – культура организации, т.е. совокупность вариантов поведения, мыслей, убеждений, символов, реакций и отношений, принятых в организации и разделяемых большинством её членов.

Совместно разделяемые ценности – основополагающие ценности организации, определяющие смысл её существования; фундаментальные идеи, на которых строится бизнес.

Внешняя среда - это совокупность внешних факторов влияния на деятельность организации.

Анализ влияния внешней среды на деятельность организации способствовал выделению факторов и группировке их по характеру воздействия на среды прямого и косвенного воздействия.

Среда дальнего окружения (глобальная среда):

  • это среда одностороннего (косвенного) воздействия;

  • факторы дальнего окружения напрямую не влияют на операции деятельности организации, но образуют определяющий контекст деятельности;

  • существует четыре основных группы факторов дальнего окружения: социальные, технологические, экономические, политические.

В понятие среды дальнего окружения необходимо включить понятие международной среды. Международная среда - среда бизнеса многонациональных компаний. Когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса: уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки.

Среда ближнего окружения (локальная среда) – это среда двустороннего (прямого) воздействия. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации и испытывающие такое же ответное влияние со стороны