Файл: Тема Организация как объект управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организаций.

Основные участники ближнего окружения – это: потребители, поставщики, клиенты, органы местного самоуправления, конкуренты, консалтинговые фирмы, налоговые органы, таможенные органы и пр. В деятельности организации учитываются интересы и мнения участников ближнего окружения.

Выделяют следующие виды отношений организации с внешней средой:

  • Реактивные - отношения, которые определяются преимущественно средой.

  • Адаптивные - отношения, которые определяются средой и функцией саморегуляции, присущей самой системе.

  • Активные - отношения, при которых существенную роль играют собственные цели системы и преобразование системы происходит в соответствии с потребностями системы.

  • Самоорганизующиеся - отношения, при которых происходит гибкое и превентивное реагирование на изменения во внешней среде на основе постоянной обратной связи и обучения. Источник преобразования при этом находится внутри самой системы.

Внешняя среда имеет следующие особенности: сложность, динамика и неопределенность.

Сложность внешней среды - это количество факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность организации.

Динамика внешней среды - постоянное движение объектов и процессов внешней среды, т.е. изменение состояния факторов.

Неопределенность внешней среды - связана с тем, что большинство изменений происходят с высокой степенью неопределенности (отсутствия полной информации о факторах внешней среды, а также уверенности в ее достоверности), и с тем, что существует проблема осуществления мониторинга и прогнозирования в условиях неопределенности.
3. Методы исследования внешней и внутренней среды организации
Существуют различные методы исследования и оценки внешней и внутренней среды организации.

Наиболее известным методом анализа и оценки внешних факторов влияния на организацию является метод STEP - анализа. Назван этот метод по начальным буквам английских слов, обозначающих группы факторов, влияющих на организацию: social (социальные); technological (технологические); economical (экономические); political (политические). Метод исследования предполагает анализ двух уровней внешнего окружения: среды дальнего и среды ближнегоокружения.




Рис. 4.1. Матрица McKinsey
Также модель «7 – S» Mc-Kinsey может использоваться для оценки внешней среды организации. После анализа показателей основных компонентов внутренней среды организации строится матрица «стратегическое положение/привлекательность рынка» и определяется рыночная стратегия фирмы. Матрица была разработана консалтинговой компанией Mc-Kinsey совместно с корпорацией «Дженерал Электрик».

Другим комбинированным методом, позволяющим оценить и проанализировать как внутреннюю среду организации, так и ее стратегические перспективы, является модель Надлера-Ташмена. Она определяет критичные взаимосвязанные и взаимозависимые области организации относительно предполагаемых изменений (рис. 4.2):

  • решаемые задачи;

  • структуры и системы (формальные и неформальные);

  • культура организации;

  • люди (их взаимоотношения и взаимодействия).




Рис. 4.2. Модель Надлера-Ташмена
Метод SWOT-анализа является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формирования стратегии организации. А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список сильных и слабых сторон организации, а также список возможностей и угроз для нее, заключенных во внешней среде (табл. 4.1).

Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

Таблица 4.1 – Содержание SWOT-анализа


Сильные стороны:

  • Выдающаяся компетентность;

  • Адекватные финансовые ресурсы;

  • Высокая квалификация;

  • Хорошая репутация у покупателей;

  • Проверенный временем менеджмент и др.

Возможности:

  • Выход на новые рынки или сегменты рынка;

  • Расширение производственной линии;

  • Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

  • Ускорение роста рынка и др.

Слабые стороны:

  • Нет ясных стратегических направлений;

  • Ухудшающаяся конкурентная позиция;

  • Устаревшее оборудование;

  • Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии и др.

Угрозы:

  • Возможность появления новых конкурентов;

  • Рост продаж замещающего продукта;

  • Замедление роста рынка;

  • Возрастающее конкурентное давление;

  • Неблагоприятные демографические изменения и др.



После того, как конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл. 4.2).

Таблица 4.2 – Матрица SWOT-анализа





Возможности: 1.

2.

3.

Угрозы: 1.

2.

3.

Сильные стороны: 1.

2.

3.

Поле СИВ:

Поле СИУ:

Слабые стороны: 1.

2.

3.

Поле СЛВ:

Поле СЛУ:


Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа соответствующие характеристики организации. В верхней части матрицы также выделяются два блока (возможности и угрозы) в которые выписываются все возможности и угрозы. СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛВ (слабость и возможности), СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей рассматриваются все возможные парные комбинации с выделением тех, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

При разработке стратегии, обычно учитывается, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же
угрозу.