Файл: В психодиагностике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
многообразие вариантов выполнения методики, количество уровней обобщения, охватываемых при исследовании. По этой характеристике методики различаются весьма существенно. Так, при исследовании с помощью
методики Силлогизмы встречаются решения на концептуальном и редко на функциональном уровнях. При исследовании с помощью Пиктограммы можно получить образы, соответствующие всем уровням обобщения, при этом все варианты встречаются с достаточной частотой.
Селективность ответа Под этой характеристикой мы понимаем, насколько легко поддается тот или иной вариант выполнения методики оценке по приведенным выше параметрам, насколько однозначна,
надежна, независима от установок экспериментатора эта оценка.
Доступность ответа испытуемого для оценки — базисная характеристика, определяющая в конечном счете как валидность, таки надежность методики. Чем больше диапазон чувствительности методики, тем труднее провести формализацию результата, ввести стандартизованную процедуру количественной оценки. Вместе стем эта
задача, как показывает пример Пиктограммы, почти всегда выполнима. В стандартизованные тесты исследования интеллекта вводятся
в качестве субтестов методики с небольшим диапазоном чувствительности и высокой селективностью ответа. Это облегчает количественный анализ, но сужает возможность качественного.
Диагностическая ценность (валидность по критерию. Эта характеристика, учитывая направленность патопсихологического эксперимента,
представляется наиболее ценной. Она связана как с диапазоном чувствительности, таки с селективностью ответа, хотя эта связь не является жесткой. При диагностике органического симптомокомплекса первенство принадлежит методикам с относительно небольшим диапазоном и высокой селективностью ответа, при диагностике диссоциативного симптомокомплекса, напротив, — методикам широкого диапазона. Дополнительные возможности предоставляет сочетанноё применение методик обоих типов. При этом более стабильные и надежные данные, получаемые при исследовании с помощью методик с высокой селективностью ответа, становятся точкой отсчета, по отношению к которой оцениваются данные, полученные с помощью методик широкого диапазона,
более подверженные влиянию мотивационных факторов и ситуационных
переменных.
«ПИКТОГРАММА» И ТЕСТ РОРШАХА
Сходство между Пиктограммой и тестом Роршаха теоретически понятно. Оба метода направлены на изучение ассоциативного процесса, стимульный материал методов отличается неопределенностью
и многозначностью, хотя эта неопределенность имеет различный характер. Наиболее же существенным объединяющим -моментом является то, что как ответ-интерпретация в тесте Роршаха, таки образ
пиктограммы— сложные многокомпонентные образования, где в едином комплексе выражены интеллектуальные и эмоциональные характеристики. Модифицированная процедура проведения исследования по
методу пиктограммы еще более сближает направленность обоих методов, обеспечивая максимальную свободу испытуемых и проявление
ими спонтанной активности. Ретестирование в Пиктограмме имеет
ряд общих черт с определением пределов чувствительности в тесте Рор-
шаха. Характерно также и то, что как карты Роршаха, таки понятия
«Пиктограммы» могут вызывать непосредственные эмоциональные реакции входе исследования, частично эти реакции могут быть вторичными, обусловленными интеллектуальными затруднениями.
Детальное сопоставление данных Пиктограммы и теста Рор-
шаха — предмет самостоятельного исследования (Б. Г. Херсонский. Ниже мы ограничиваемся перечислением сходных показателей
обоих методов.
Соотношение ГС : М Ат К имеет известную аналогию с типом
восприятия по Роршаху, поскольку оба соотношения отражают уровень
операционных характеристик мышления, мотивацию при исследовании
и направленность интеллектуальной деятельности.
Вместе стем, практическое сопоставление этих двух характеристик не дает четкой корреляции. Аналогия прослеживается лишь там,
где число ответов по Роршаху превышает 20-25. Если в протоколах
исследований по Роршаху число ответов достаточно велико, то при значительном преобладании целостных, удачных по форме ответов в Пиктограмме отмечаются геометрические и метафорические символы,
конкретные образы немногочисленны. Если же число ответов при исследовании по методу Роршаха невелико (10-14), даже резкое преобладание целостных ответов не коррелирует с метафорическими и символическими (геометрическими, грамматическими) образами пиктограммы
Совершенно аналогичны по своему психологическому значению
характеристики Пиктограммы и теста Роршаха, имеющие отношение к фактору частоты выбора (стандартные, оригинальные. Следует
лишь отметить, что если у психически здоровых одаренных испытуемых стремление к оригинальности в тесте Роршаха не приводит к снижению четкости формы, тов пиктограмме прослеживается отчетливая тенденция $ снижению количества адекватных образов. Введение
фактора частоты в качестве критерия адекватности образа пиктограммы делает идентичными понятия адекватности в Пиктограмме и хорошей формы в тесте Роршаха.
«Пиктограмма», как и тест Роршаха, позволяет судить о степени
стереотипизированности ассоциаций, однако если в тесте Роршаха сте-
реотипия проявляется в повторении ответов категории животные, тов пиктограмме она проявляется в повторении человеческих фигур. Это
можно объяснить тем, что ряд эмоций, связанных с входящими в набор
понятиями, воспринимается испытуемыми через переживания человека и выражается ими посредством движения, изменения схемы тела.
Как отмечает Л. Г. Членов (1934), схема тела не представляет ни
суммы впечатлений, ни абстрактного понятия, выведенного из них. Она
представляет целостное образование. Схема тела представляет непосредственное переживание»
1
.
В пиктограмме отсутствует прямой аналог типа переживания по
Роршаху. Как отмечалось выше (см. Основы интерпретации данных
пиктограммы»), передача смысла понятия с помощью движения в пиктограмме широко распространена и не является прямым аналогом
кинестезии в тесте Роршаха. Исключение представляют индивидуально значимые и выразительно переданные графически движения.
В применяемом нами варианте Пиктограммы мы не пользовались
цветными картинками, поэтому категория цвет как аналитический
фактор пиктограммы нами не рассматривается. Имеются случаи употребления черного и белого цветов, часто в символическом смысле.
Иногда испытуемые привносят цвет, описывая черно-белое изображение как цветное (сходный феномен отмечен в тесте Роршаха в
ответах на черно-белые таблицы Членов Л. Г Схема тела и ее нарушения // Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. — МЛ Изд-во АН СССР, 1934. — С. Можно лишь наметить факторы, свидетельствующие об экстра-
версивных и интроверсивных тенденциях. Улиц с чисто экстратенсив-
ным переживанием, по Роршаху, размеры рисунка больше, композиция
менее упорядочена, больше индивидуально значимых образов. Следует отметить также наличие банальных метафорических образов, отражающих лишь эмоциональное содержание понятия и обеспечивающих
приблизительное воспроизведение.
Наиболее широкий спектр аналитических факторов, общих для
«Пиктограммы» и теста Роршаха, имеется в группе особых феноменов. Идентично психологическое значение шоковых реакций, при этом
поведенческие реакции испытуемых практически идентичны. Как ив тесте Роршаха, можно говорить о скрытом шоке, проявляющемся лишь
в удлинении латентного времени, и открытом, вербализованном, когда
испытуемый прямо выражает свое неудовольствие. Иногда высказывания испытуемых носят обратный характер — какое приятное слово, это интересно В пиктограмме можно говорить о «сверхком-
пенсированном шоке, если после проявлений шоковой реакции испытуемый продуцирует удачный оригинальный образ. Сходно психологическое значение отказов от выбора образа в Пиктограмме и отказов от интерпретации в тесте Роршаха. Даже отказы на легкие карты теста Роршаха (третья, пятая, характерные для больных шизофренией, имеют аналог в парадоксальных отказах на легкие понятия «Пик-
тограммы».
Сходно проявляются персеверативные тенденции. Вместе с тем,
если в протоколах больных с интеллектуальным снижением персеве-
рации проявлялись как в тесте Роршаха, таки в Пиктограмме, то у
больных шизофренией с высоким интеллектом наличие персевераций
было отмечено только в «Пиктограмме».
Совершенно идентично значение спонтанных высказываний походу исследования. Как в тесте Роршаха, таки в Пиктограмме можно
выделить такие типы высказываний, как критика тестирования, самокритика, обсуждение, разбор.
В целом следует сказать, что Пиктограмма более чувствительна
к интеллектуальным нарушениями в меньшей степени отражает аффективные особенности по сравнению с тестом Роршаха. Это свявано
с тем, что процесс построения образа пиктограммы в большей степени
отражает концептуальный уровень познавательных процессов, а тест

Ррршаха — перцептивный, хотя истолкование пятен Роршаха включает в себя элементы не только восприятия, но и зрительного мышления (Р. Арнхейм, 1974,1981). Следует согласиться с мнением Л. М. Век-
кера (1981), что чем на более низком уровне познавательных процессов основано выполнение метода, тем более полно проявляются в его
результатах особенности личности.
Наличие в Пиктограмме и тесте Роршаха как значительного
количества общих характеристик, таки существенных отличий, делает целесообразным сочетанное применение обоих методов.
«ПИКТОГРАММА» И РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ
В качестве параллельных методик нами были применены рисуночный тест Дом, дерево, человек и тест зрительной ретенции Бен-
тона. Последняя проба является методом исследования памяти, но
требует размещения нескольких геометрических фигур на одном листке бумаги. Именно необходимость размещения нескольких рисунков
на листке бумаги обусловила выбор нами указанных методов, поскольку Пиктограмма имеет туже особенность. Кроме этого, ожидалось,
что такие характеристики, как размер рисунков, характер линии, типы
размещения рисунков на листке бумаги, вариабельность размеров, интенсивности нажима, также окажутся общими для Пиктограммы, теста Дом, дерево, человек и теста Бентона.
Вместе стем, практическое сопоставление данных пиктограммы
и рисуночных тестов не выявило ожидаемых закономерностей. В целом, графические характеристики Пиктограммы значительно более
вариабельны, чем характеристики теста Бентона. Там, где в пиктограмме отмечается четкая микрография, краевое расположение рисунков, в тесте Бентона в большинстве случаев размеры и расположение
рисунков не обнаруживали особенностей — лишь в двух случаях (у больных шизофренией с депрессивно-параноидным синдромом) микрогра-
фия и краевое расположение рисунков были общими для Пиктограммы и теста Бентона. Более значимой была корреляция между данными Пиктограммы и рисуночных тестов в случае, когда имело место
хаотическое или центрическое расположение рисунков на листке бумаги. Таили иная степень дестабилизации композиции отмечалась практически во всех протоколах обследования по методике Бентона, но была
выражена меньше, чем в Пиктограмме. Еще менее четко выражена
корреляция между данными Пиктограммы и теста Дом, дерево, че-
ловек».
При макрографическом или микрографическом характере пиктограммы рисунки Дом, дерево, человек тех же испытуемых значительно
меньше отличались по своему размеру. В нескольких протоколах исследования по методу пиктограммы, где нажим линии был особо интенсивен (линия, рвущая бумагу, аналогичные изменения прослеживались ив тесте Дом, дерево, человек».
Можно было отметить известный параллелизм в таком проявлении, как стремление к замене рисунков. Однако в тесте Дом, дерево,
человек» замена рисунков встречалась лишь тогда, когда в Пиктограмме аналогичный феномен был выражен особенно резко (рис. Рис. 80. Рисунок Дом, дерево, человек испытуемого К, отражающий снижение
способности к планированию (феномен замены).
При сопоставлении данных Пиктограммы и рисуночных тестов
можно сделать два основных вывода

1. Графические характеристики Пиктограммы более подвержены дестабилизации, чем графические характеристики теста Бентона и теста Дом, дерево, человек. В последних методиках изменения, аналогичные изменениям пиктограммы, проявляются.только при значительной выраженности эмоциональной патологии. Признаки общей дестабилизации в Пиктограмме и рисуночных тестах коррелируют в большей степени, чем признаки чрезмерной упорядоченности и повышенного контроля при выполнении метода. Указанные особенности следует объяснить не только незначительной надежностью рисуночных тестов при их применении у взрослых, но и тем,
что в Пиктограмме в отличие от теста Бентона непосредственно проявляются эмоциональные реакции испытуемых на предлагаемые по- нятия.
Следует детально остановиться на основной графической характеристике, которая с высокой степенью корреляции проявляется исследовании как при методом пиктограммы, таки рисуночными тестами.
Речь идет об органическом графическом симптомокомплексе по
Й. Шванцаре.
Нарушение координации движений, способности к воспроизведению образа на уровне изоморфизма подобия и метрического изоморфизма, органический тремор являются глобальными характеристиками, которые оказывают влияние на выполнение всех рисуночных тестов. На рис. 11 приведены образцы графической продукции испытуемого Г, отражающие изменения, входящие в органический графический симптомокомплекс. Эти изменения идентичны как в пробе «Дом,
дерево, человек, таки при копировании геометрических фигур (Бен- дер- Гештальт-тест), и при отсроченном воспроизведении образца (Бен- тон-тест).
Таким образом, в параллельных исследованиях по методике пиктограммы, И с использованием других методов экспериментально-пси- хологического исследования удается установить ряд общих, присущих нескольким методам факторов (групповые факторы).
Наиболее существенными являются черты, объединяющие Пиктограмму и тест Роршаха, что обусловлено проективным характером обеих методик. Однако Пиктограмма дает меньше материала для выявления эффективных нарушений.
Несмотря на то что пиктограмма является рисуночным тестом,
требующим размещения нескольких рисунков на одном листке бумаги,
не удается выявить четкую корреляцию между формальными характеристиками рисунка, отмеченными в Пиктограмме и других рисуночных тестах ' 'При этом графические характеристики пиктограммы обнаруживают большую вариабельность. Закономерно выявляется в параллельных исследованиях по методу пиктограммы и другим рисуночным тестам лишь органический графический симптомокомплекс.
Рис. 81. Проявление органического графического симптомоколтлекса в результатах теста
Бентона и Бендер Гештальт-теста. Слева — воспроизведение образцов психически здоровым
испытуемы/*, страдающим церебральным атеросклерозом с интеллектуальным снижением

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопоставление данных Пиктограммы и
других методов патопсихологической диагностики возвращает нас к фундаментальной проблеме
патопсихологии — проблема адекватного описания патопсихологических симптомокомплексов и
их соотнесения с клиническими синдромами. В известной степени патопсихологии еще предстоит
пройти тот путь, который прошла нейропсихология. Нейропсихологические синдромы значительно более четко очерчены, чем патопсихологические симптомокомплексы.
В связи стем, что многие диагностические
исследования психически больных были выполнены более десяти лет назад, появилась возможность провести катамнестическое исследование,
позволяющее реально оценить роль патопсихологического исследования в формировании диагностического заключения, равно как и попытаться
выяснить, какое прогностическое значение могут
иметь патопсихологические данные. Речь здесь
идет не только о том, какой болезнью страдает
испытуемый, но и о том, каково будет течение этой
болезни.
Несомненно актуальными являются разработки, позволяющие, в частности, прогнозировать
такие осложняющие течение болезни факторы, как
алкоголизация, наркотизация, агрессивные и ауто- агрессивные акты.
Сегодня, когда в архивах патопсихологических лабораторий и психиатрических больниц накоплен огромный материал, позволяющий проследить судьбу больных в течение десятилетий, задача определения
диагностического и прогностического значения.патопсихологических
синдромов вполне реальна, но она требует совместных усилий многих
исследователей.
К сожалению, на формирование подходов к патопсихологической диагностике длительное время оказывало влияние идеологизи-
рованное отношение к психологии как таковой ив частности, к патопсихологическому исследованию, якобы принципиально недоступному для формализации и стандартизации. Период фактического
запрета на применение количественных критериев и последующее
«революционное» вторжение в практику тестов, не прошедших должной стандартизации, привели к снижению объективной ценности диагностических методики, в некоторой степени, к «мифологизации»
патопсихологии. *
Синдромальный подход к оценке патопсихологических данных
был сформулирован в отечественной патопсихологии лишь в последние десять лет (Кудрявцев И. А, Сафуанов В. С, 1989, Блейхер В. М.,
Крук ИВ, Сафуанов В. Си до настоящего времени недостаточно разработан. Так, В. С. Сафуанов выделяет шизофренический (диссоциативный, органический и психопатический патопсихологические синдромы. Здесь, с одной стороны, обращает на себя

внимание отсутствие таких четко очерченных патопсихологических сим-
птомокомплексов как депрессивный и «маниоформный». Еще Г. Рор-
шах (1921) в свое время обращал внимание на специфические реакции
невротиков при исследовании, а Г. В. Биренбаум считала результаты
исследования больных истерией наиболее типичными. Но значительно
более серьезной проблемой является дифференциация внутри описываемых синдромов. Явно не существует психопатического синдрома
как такового. Во-первых, термин психопатия отражает длительное,
стабильное, нарушающее социальную адаптацию нарушение характера. А патопсихологическое исследование дает лишь сиюминутный «срез»
поведения испытуемого (принцип здесь и теперь. Иными словами, в
рамках патопсихологического исследования весьма проблематично
дифференцировать истероидных психопатов (гистрионическое личностное расстройство) и больных истерическим неврозом. С другой стороны, результаты патопсихологического исследования истероидных и ананкастных (обсессивно-компульсивных) психопатов совершенно раз- личны.
Иная точка зрения, которой придерживался В, М. Блейхер, состоит в том, что патопсихологический синдром имеет большую связь с природой заболевания, чем синдром клинический. Так, описывались эк- зогенно-органический» и «эндогенно-органический» синдромы. Нов практике имеющиеся расстройства скорее связаны нес природой органического поражения, нос его глубиной и локализацией.
Остается практически открытым вопрос о том, какое влияние на формирование патопсихологического синдрома оказывают такие факторы, как особенности методик исследования. (Понятно, что одно и тоже расстройство мышления будет по-разному проявляться при исследовании различными методиками. Диагностически и прогнос- тически значимыми могут оказаться не только согласованные данные нескольких методик, но и диспропорции в данных по отдельным методикам.)
Кроме того, недостаточно изучены такие патопластические факторы формирования патопсихологических синдромов, как уровень интеллекта испытуемого, его аффективное состояние, особенности личности и ситуационные установки.
Изучение патопсихологических синдромов немыслимо без единой системной и патогенетически обоснованной системы планирования, проведения и обработки данных патопсихологического исследования. Только такой подход к оценке психологических методик позволит в дальнейшем сопоставлять данные, полученные в различных лабораториях, резко снизив элемент субъективности в оценке получаемых ре- зультатов.
Среди намечающихся проблем можно сформулировать такие, как
«позитивная» и негативная патопсихологическая диагностика. Например, при проведении дифференциального диагноза между эндогенной депрессией и шизофренией с выраженными депрессивными расстройствами, выявление типичных для шизофрении расстройств мышления может рассматриваться как позитивная диагностика. Но важную роль может сыграть и отсутствие каких-либо проявлений депрессивного патопсихологического симптомокомплекса при депрессивных жалобах больного (негативная диагностика).
Другая важная проблема — влияние аффективных, интеллектуальных и личностных факторов на формирование патопсихологических синдромов в зависимости от задачи патопсихологического исследования.
Среди таких дифференциально-диагностических задач в практике патопсихолога чаще всего встречаются следующие варианты. Выявление признаков шизофрении при ведущей депрессивной симптоматике. Выявление признаков шизофрении при ведущих неврозоподб- ных и психопатоподобных симптомах. Выявление признаков диффузно-органического поражения головного мозга при ведущей аффективной (маниоформной или депрессивной) симптоматике. Выявление признаков диффузно-органического поражения головного мозга при ведущей неврозоподобной и психопатоподобной симптоматике. Выявление признаков диффузно-органического поражения головного мозга при ведущей шизофреноподобной симптоматике.
Об этической ответственности патопсихолога при оценке полученных данных говорит такая, надеемся, ушедшая в прошлое проблема,
как Шизофрения и инакомыслие. Анализ нескольких репрессивных диагнозов, поставленных в свое время судебно-психиатрическими комиссиями диссидентам, проходившим лечение в психиатрических больницах общего типа, показывает значительную роль патопсихологического исследования в обосновании репрессивного диагноза. К сожалению, Пиктограмма принадлежала к методикам, на которые особенно часто ссылались в подобных заключениях судебных патопсихо- логов. Отмечена нестандартность ассоциаций, чрезмерная метафоричность, отдаленные ассоциативные связи, склонность к символизму. В те годы такого рода заключение играло серьезную роль в диагностике вялотекущей шизофрении. Но ив нынешнее время гиперди- агностика шизофрении на основании патопсихологических данных остается не только медицинской, но и этической проблемой

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение Бланк № 1. Регистрационный лист к методике «Пиктограмма»
Понятие
Рисунок
Разъяснения (спонтанные, дополни-
тельные)
Воспроизве-
Формалюованная
опенка
ГС
М
Ат
Инд
Ст
Бланк J* 2. Сводная таблица данных пиктограммы
Инд-Пс Инд-С
Ориг+ Ориг-
К К-Фт К-Кф Показатель адекватности (Показатель воспроизведения
Шок
Употребление букв
Выхолощенная символика
Фрагментация
Отказ
Критика тестирования
Обсуждение, разбор
Стереотипия (изображения людей)
Атипическая стереотипия
Единая система Графические характеристики размер
_Локальный
_Созвучие
Недифференцируемость
Спонтанные разъяснения,
Самокритика
«Я так считаю»
_Ч :ЧД : Ч д
.Персеверации,
стабильность
Нажим
Схематизм
стабильность, композиция
нумерация
пунктуация
Взятие в рамку Органический графический симптомокомплекс
Приложение Каталог образов пиктограммы с ориентировочной формализованной оценкой.
Краткое пояснение к каталогу Каталог охватывает все стандартные и повторяющиеся образы, а также отдельные примеры редких, оригинальных образов, как адекватных, таки неадекватных. Образы приводятся с ориентировочной формализованной оценкой.
Расхождения в оценке возможны в основном по фактору индивидуальной значимости. Там, где образ в подавляющем большинстве случаев выбирается формально либо, напротив, имеет индивидуальную значимость, указывается лишь наиболее частая детерминанта.
В случае, если возможны оба варианта, первым указывается более частый, второй берется в скобки. Если варианты встречаются с приблизительно одинаковой частотой, указываются оба, скобки не ставятся.
Для обозначения совокупности повторяющихся, стандартных, удачных оригинальных образов используется термин адекватные. Указывается также число локальных отказов на каждое из понятий набора. Ниже приводится сводная таблица используемых буквенных обозначений.
Фактор абстрактности конкретные—К, фотографические К Фт, конфабуляторные — К — Кф, атрибутивные — Ат, метафорические М , графические, геометрические, грамматические символы —
ГС.
Факторы индивидуальной значимости выбранные формально ф
г
индивидуально значимые, персонифицированные — Инд-Пс,
образы-стимулы — Инд-С.
Фактор частоты стандартные — Ст, оригинальные — Ориг.
Фактор адекватности адекватные — «+». неадекватные Ориг. Веселый праздник (радостное торжество).

Стандартный образ флаги, воздушные шары, цветы, иногда в сочетании с улыбающимся лицом (Ат Ф+Ст).
Повторяющиеся образы салют (Ат Ф, елка и елочные украшения (Ат К, Ф Инд, еда и алкогольные напитки (Ат К Ф- Инд, музыкальные инструменты и звуковоспроизводящая аппаратура (Ат К Ф-
Инд+), веселящиеся люди (К Ф (Инд, улыбающиеся лица, улыбки
(Ат Ф +), карнавальные маски (Ат Ф
Примеры редких образов галстук — на праздник надевают галстук (Ат Ф Ориг - ) , здание (театр) — на праздник ходят в театр (Ат
Ф Ориг -), лист, машина, звезда — символ жизни, движения, счастья»
(М Ф Ориг) множественный выбор.
Образы адекватного характера охватывают 96% всех образов.
Отказов нет. Тяжелая работа (утомительный, труд).
Стандартный образ кирка, молот, лопата (Ат (К) Ф (Инд) + Ст).
Повторяющиеся образы изображение тяжестей (гиря, штанга) Ат Ф +)» человек, занятый тяжелым физическим трудом-землекбп,
кузнец (К Ф +). лицо с выражением усталости, каплями пота (Ат Ф +Примеры редких образов Сизиф, вкатывающий камень на гору
(М Ф Ориг +), солнце — я работаю на солнце, это тяжело (К Инд - С
Ориг-), цепи — тяжелая работа вызывает чувство скованности М Ф Ориг-).
Адекватные образы охватывают 90% всех образов. Отказов нет. Вкусный ужин (сытный обед).
Стандартный образ изображение еды (К Ф - Инд + Ст).
Повторяющиеся образы изображение еды е часами и другими указателями времени (луна, заходящее солнце) - К Ф +), посуда - тарелки, вилки, ложки (Ат Ф, человек за едой (К Ф +), одобрительный жест, удовлетворенная мимика (Ат - К Ф +Примеры, редких образов спящий человек — после ужина спят»
(К Ф Ориг - ) ; человек с выпяченным животом — он вкусно поел (К
ФОриг-).
Адекватные образы охватывают 94 % всех образов. Отказов нет. Болезнь (нездоровье).
Стандартный образ человек, лежащий в noci и (К Ф + Ст).
Повторяющиеся образы кровать, термометр, шприц, медикаменты (все — Ат Ф +), красный крест, змея над чашей (Ат Ф +человек с признаками болезни и инвалидности (К Ф (Инд) +), лицо с мимикой страдания (Ат - К Ф +), надгробие (Ат Ф +), темное пятно -(МФ+),iПример редких образов туча, закрывающая солнце (М Ф Ориг+),
дом — когда болеют, сидят дома (Ат Ф Ориг-).
Адекватные образы охватывают 86% ответов. Отказов нет. Печаль (грусть).
Стандартный образ лицо с печальной мимикой, слезами (Ат Ф
Ст+).
Повторяющиеся образы человек в печальной позе (К Ф Инд, следы (Ат Ф +), надгробие (Ат- К Ф Инд +), печальный осенний пейзаж (Ат (МКФ (Инд) +Примеры редких образов письмо - печальное известие - (К Ф
(Инд) Ориг, папироса — когда печален, курю (К Инд- С Ориг-),
падающая звезда, лира-«печаль подобна падающей звезде, лира символизирует то, что печаль не вечна (М Ф Ориг-).
Адекватные образы охватывают 88% ответов. Отказов нет Счастье (радость).
Стандартный образ лицо с мимикой радости (Ат Ф Ст +Повторяющиеся образы солнце, радостный пейзаж (М Ф +цветы (Ат (М) Ф +), ребенок (К Инд +), семья (К Инд (Ф) +), обручальные кольца (МКФ (Инд) +), дом, автомашина, деньги, яхта - ассоциация по типу счастье, когда это есть (К Инд +), целующаяся пара
(КФ+).
Примеры редких образов книга - о счастье пишут в книгах (К
Ф Ориг- облако — счастье безгранично (М Ф Ориг, горы — чувство счастья возникает у меня в горах (К Инд- С Ориг-).
Адекватные образы охватывают 90% всех образов. Отказов нет Любовь.
Стандартные образы сердце, пронзенное стрелой (М Ф + Ст),
целующиеся влюбленные (К Ф + Ст).
Повторяющиеся образы солнце (М Ф +), цветы (Ат - М Ф +обручальные кольца (Ат Ф +), ребенок (Ат Ф +, при ассоциации типа
«любовь к детям«-К Ф +), два голубя (М Ф +Примеры редких образов собака - любовь к животным (К Ф
Ориг-), амур (М Ф_Ориг+), множество солнц над морем — любовь вечный рассвет (М Ф Ориг, кубик — любовь должна быть многогранна (ГС Ф Ориг - ) Адекватные образы охватывают 89 % всех образов. В трех протоколах отказы от выбора образа Развитие (прогресс).
Стандартные образы на данное понятие отсутствуют
Повторяющиеся образы спираль, график, диаграмма ГС- К Ф, развитие растений бутон — цветок, почка — лист, растущий росток (К Ф +), насекомых, птиц, человека ребенок — взрослый (К Ф +ступени лестницы (М Ф +), атрибуты умственного развития книга (Ат
Ф +), атрибуты физического развития гантели, спортивные снаряды
(Ат Ф +), атлет (К Ф +Примеры редких образов разветвление дерева — усложняющаяся схема (М Ф Ориг +), квадрат-«развитие многосторонне» (ГС
Ориг-)^ лицо в очках — умственно развитые люди носят очки (Ат Ф
Ориг-).
Адекватные образы охватывают 78% всех образов. В шести протоколах отказы от выбора образа. Разлука (расставание).
Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.
Повторяющиеся образы прощающиеся люди (К Ф +), изображение транспортных средств (Ат (К) Ф (Инд) +), дорога (М - Ат Ф +преграда - река, пропасть (М Ф +), разделяющая черта (ГС Ф, стрелки, направленные в разные стороны (ГС Ф, письма - в разлуке поддерживают письма. ( К Инд-С +), корабли, расходящиеся в разные
стороны (М Ф+Х
Примеры редких образов разведенный мост (М Ф Ориг, развязанный узел (М Ф Ориг +), дом — тяжело вдали от дома (К Инд
Ориг)» платок — платком вытирают слезы (К Инд-С Ориг, календарь — сколько еще осталось ждать (К Инд С Ориг-).
Адекватные образы охватывают 89% всех образов. В четырех
протоколах отказы от выбора образа.
ПК Обман (ложь).
Стандартные образы на данное понятие отсутствуют Повторяющиеся образы лисица (М Ф +), четыре кулака (М Ф +влюбленный под часами (К Ф +), беременная женщина (К Ф (Инд) +женщина и уходящий мужчина (К Ф (Инд) +), человек с разведенными
руками (К Ф, лицо с печальной мимикой (Ат К Ф +), знак зачеркива-
ния (ГС Ф +), зачеркнутые деньги (К Ф +), темное пятно (ГС Ф +Примеры редких образов двуликий Янус (М Ф Ориг, палец с
круговой стрелкой — обвести вокруг пальца (М Ф Ориг, сжатый
кулак — за обман бьют (К Ф Ориг, сцена суда — «обманщика
судят» (К Ф Ориг, кинжал — за обман — смерть (К Ф Ориг-),
многочисленные развернутые изображения конкретного обмана типа
«мальчик ищет собаку, взрослый посылает его не в ту сторону (К Ф
Ориг). Адекватные образы охватывают 71% всех образов. Отказы в протоколах. Победа.
Стандартные образы флаг (Ат Ф +), салют (Ат Ф +Повторяющиеся образы памятник (Ат Ф +), звезда Героя (Ат
Ф +), спортивный пьедестал почета (Ат Ф +), кубок (Ат Ф +), победитель и поверженный (К Ф +), судья поднимает руку боксеру на ринге (К
Ф +), радующийся человек (К Ф +), автомобиль Победа (ассоциация
по созвучию — особый феномен).
Примеры редких образов цветы — победителю дарят цветы»
(Ат Ф Ориг, голубь — после победы наступает мир (М Ф Ориг-),
триумфальная арка (М Ф Ориг, лавровый венок (М Ат Ориг+).
Адекватные образы охватывают 87% всех образов. Отказов нет. Подвиг (смелый поступок).
Стандартный образ подвиг Александра Матросова (К Ф + Ст).
Повторяющиеся образы ордена, медали (Ат Ф +), памятник -обелиск (Ат Ф +), награжденный солдат (К Ф +), подвиг Гастелло (К
Ф+), солдат, идущий навстречу танку (К Ф +), сцены спасения утопающего или на пожаре (К Ф +), космическая ракета (К Ф +Примеры редких образов горящее сердце (М Ф Ориг +), человек с большими мускулами—«подвиг может совершить сильный (Ат
Ф Ориг, квадрат и четыре математических символа бесконечности — подвиг это что-то бесконечно огромное (ГС Ф Ориг-).
Адекватные образы составляют 86% всех ответов. Отказов нет. Вражда (противоборство).
Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.
Повторяющиеся образы мечи, направленные друг на друга, либо
скрещенные (М - Ат Ф, преграда между людьми—забор, река, пропасть (М Ат Ф +), кошка и собака (М Ф +), кошка и мышь (М Ф +), нож,
пистолет, автомат (А Ф +), кулак (Ат К Ф +), дерущиеся или сражающиеся люди (К Ф +), мимика, выражающая злобу (Ат К Ф +Примеры редких образов лежащий убитый человек (К Ф Ориг-),
змея (М Ф Ориг +), высунутый язык — вражда порождает сплетни»
(Ат Ф Ориг, боксерские перчатки — вражда на ринге (Ат Ф Ориг
сапог, попирающий цветок (М Ф Ориг +) знаки «+» и «-^» (ГС Ф Ориг, белый и черный цвет (ГС Ф Ориг +Адекватные образы составляют 85% всех образов. Отказы от выбора образа — в трех протоколах Справедливость (равенство).
Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.
Повторяющиеся образы Фемида, весы и меч (МФ +Щит и меч
(М Ф, изображение суда (К Ф +), тюремная решетка (К Ф (Инд) +книга, часто с надписью Уголовный кодекс, Конституция (Ат Ф +человек, делящий что-либо пополам (К Ф +), предмет (хлеб, яблоко,
разрезанные пополам) (К Ф, ось симметрии (ГС Ф, человек заступающийся за обиженного (К Ф Инд +), знак равенства (ГС Ф +Примеры редких образов пограничный столб — границы устанавливают справедливо (К Ф Ориг, рука, указывающая на окурок справедливое замечание неряхе (К Ф Ориг, осколки справедливость это хрупкое понятие (М Ф Ориг, квадрат—«спра- ведливость это равенство, а в квадрате равны и стороны и углы (ГС
Ф Ориг-).
Адекватные образы охватывают 76 % всех образов. Отказы в двух протоколах. Сомнение (раздумье).
Стандартные образы ни данное понятие отсутствуют.
Повторяющиеся образы знаки (ГС Ф +), лица с мимикой сомнения — поднятые брови (Ат Ф +), кинетическое выражение сомнения—палец, приставленный колбу, пожимание плечами (Ат К Ф
(Инд-Кн) +), ромашка — любит —- не любит (М Ф +), развилка дорог МКФ, неопределенная фигура — сомнение - неопределенность (ГС Ф + ) Примеры редких образов математический символ неопределенности (ГС Ф Ориг, самолет—«сомневаюсь, полетит ли он (К - Кф
Ф Ориг, телефон—«это символ ожидании, которое не кончается (М
ИндОриг-т).
Адекватные образы охватывают 75% общего числа образов. Локальные образы в восьми протоколах. Дружба.
Стандартные образы рукопожатие, люди, взявшиеся за руки МКФ+ Ст).
Повторяющиеся образы олимпийские кольца (М Ф, голубь (М
Ф +), фестивальный значок (М Ф +), горы—«друга узнают в горах (К
Инд (Ф) +), электропила Дружба (ассоциация по созвучию - особый феномен. , Примеры редких образов стол — друзья собираются за столом (Ат Ф Ориг, лампочка и выключатель — дружба это взаимодействие (И Ф Ориг Адекватные образы охватывают 88% всех выборов. Отказов нет ;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анастази А Психологическое тестирование В х т. — М : Педагогика, 1982. Т. 1 — 318 с ; Т. 2.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. — М Педагогика, 1974.
Березин Ф. В, Мирошников М. П, Рожанец Р. В Методика многостороннего
исследования личности. — М Медицина, 1976.
БлейхерВ. М Клиническая патопсихология. Ташкент Медицина, 1976.
Блейхер В. М. БурлачукЛ. Ф О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии // Жури,
невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1972. — №5 — С. 757-762.
Блейхер В. М, БурлачукЛ. Ф Психологическая диагностика интеллекта и личности. — К Выше, шк, 1978.
Болдырева С. А Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. К Медицина, 1974.
БурлачукЛ. Ф Исследование личности в клинической психологии. К Высш.
шк., 1979.
Вачнадзе Э. А Некоторые особенности рисунка душевнобольных. — Тбилиси:
Мецниереба, 1972.
Вачнадзе Э.А.К вопросу о сходстве патологического художества с современным
декадентским искусством // Бессознательное Природа, функции, методы исследования В х т. — Тбилиси Мецниереба, 1978. Т. 2. — С. 671-678.
Веккер Л. М Психические процессы. — Л Изд-во Ленингр. унта, 1976. — Т. —341 с ; Т. 3.
Выготский Л. С Избранные психологические исследования. М Изд-во АПН
РСФСР, 1966.
Гиляровский В. А Психиатрия. — М Медгиз, Драгунская Л. С Изучение признаков депрессивных состояний методом пиктограммы // Экспериментальные исследования в патопсихологии. — М Медицина. — С . Драгунская Л. С Особенности нарушений мнестической деятельности при различных вариантах эндогенных депрессий // Жури, невропатологии и психиатрии им. С.
С. Корсакова. —1981. —№ 2 — С . 1854-1858.
Зонсов Л. В Развитие памяти умственно отсталого ребенка // Умственно отсталый ребенок. — М Б. и, 1935. — С . 35-95.
Зейгарник Б. В Патология мышления. — М Изд-во Моск. унта, 1962.
Зейгарник Б. В Введение в патопсихологию. — М Изд-во Моск. унта, 1969.
Зейгарник Б. В Патопсихология. — М Изд-во Моск. унта, 1976.
Иовлев Б. ВО соотношении клинического и экспериментально-психологического
изучения личности в клинике неврозов // Психологические методы изучения личности
в клинике неврозов. — Л Медицина, 1978. — С. 16-25.
Иовлев Б. В Пленум союзно-республиканской комиссии Медицинская психология // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980. —№ 1. — С.
151-153.
Каган В. В Рисуночные пробыв клинико-психологических исследованиях // Проблемы медицинской психологии. — Л Медицина, 1976. — С. 19-21.
Канарейкт К. Ф Волков В. Н Особенности расстройства памяти при сосудистых поражениях головного мозга//Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Кор-
сакова. — 1979. — № 1. — С. 23-27.
Карвасарский Б. Д Неврозы. — М Медицина, Карпов ПИ Творчество душевнобольных. — М. Госиздат, 1926.
Коган В. М, Роговин. МС Прожективные методы в современной зарубежной
психологии личности и патопсихологии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С.
Корсакова. — 1964. — № 4 — С. 621-623.
Кожуховская И. И Об использовании цвета при построении пиктограмм // Экспериментальные исследования в патопсихологии. М Медицина, 1978. —С.253-261.
Кудрявцев И. А Диагностическое значение патопсихологических симптомохомп-
лексов // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова — 1982 — № 12 С. 1814-816.
ЛеонгардК. Акцентуированные личности. — К Высш. шк, 1981.
Леонтьев АН Опосредованное запоминание у детей с недостаточными болезненно измененным интеллектом // Вопр. дефектологии. — 1928. — № 4. — С. 15-27.
Личко А. Е, Иванов Н. Я Исследование подростков с помощью патохарактеро-
логического диагностического опросника Метод, рекомендации. Л Б. и, 1977.
Лонгинова СВ Исследования мышления с помощью метода пиктограммы Психологические исследования. Вып. С. 162-167.
Лонгинова СВ Пиктограмма как метод исследования расстройств мышления
при шизофрении Журн. невропатологии и психиатрии им. С С. Корсакова. — 1972. —
Ksll. — С . 1679-1684.
Лурия АР Высшие корковые функции человека. — М Изд-во Моск. ун-та,
1962.
Лурия АР, Зейгарник Б. В, Поляков Ю. ВО применении психологических
тестов в клинической практике // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса-
кова. — 1974. —№ 12. — С . Методы исследования личности за рубежом/Мясищев В. Н, Беспалько И. Г.,
Гильяшева И. Ни др. // Исследования личности в клинике и экспериментальных условиях. — Л Медицина, 1969. — С. Морозов Г. В. Кабанов ММ, Лебединский МС О применении * клинике
психологических тестов // Жури, невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. —
1974. —№ 8. С. 1275-1276.


Никифорова П. Г, Херсонский Б. Г Применение метода пиктограммы в дифференциальной диагностике депрессий и гипоманиакальных состояний // VI съезд невропатологов и психиатров УССР. Харьков Б. и, 1978. — С . 408-409.
Петренко Л. В Нарушение высших форм памяти (при некоторых органических
поражениях мозга. — М Изд-во Моск. унта, 1976. Поляков Ю. Ф Патология познавательных процессов // Шизофрения Мульти-
дисциплинарное исследование. М Медицина, 1972. — С . 225-277.
Рубинштейн С. Я Экспериментальные методики патопсихологии-и опыт их применения в клинике. — М Медицина, 1972.
Соколова Е. Т Проективные методы исследования личности. — М Изд-во Моск.
ун-та, Херсонский Б. Г Клиническое значение пустой символики в пиктограмме Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. —1979. — № 1 2 . — С . Херсонский Б. Г Пиктограмма. Проблема личностного подхода к интерпретации
данных исследования // Журн, невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. —
1981.—J6 12. — С . Херсонский Б. Г Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых нервнопсихических заболеваниях Метод, рекомендации. Л, Херсонский Б. Г, Гильяшева И. Н Нестандартизованные методики исследования
мышления в психиатрической клинике (обеспечение сопоставляемосги и надежности
данных)//Психологическая диагностика. Л Медицина, 1985. С. 37.
Abraham A. Hauteur des personages dessines dans le test de Machover // Revue de
Neuropsychiatrie. — 1973. — V. 21. N 6. — P. 335-351.
Benton A.L.Dcr Benton-test. 2 Aufl.-Bern: Huber, 1962.
Lehrbuch der Rorschach. — Psychodiagnostik. Fur Psychologen, Arzte und
Pedagogen. — Bern: Huber, С BuckJ.
TheH — P — Ttechnique//J. Cite. Psychol., 1948. —P.397-404; 1949. —
P. 3TW6. .
Burger-Prinz H. Uber die kunstle rischen Arbeiten Schizophrener. In: O. Bumke.
Handbuch derGeisteskrankheiten. — Berlin, 1932 — nd. 9. — S. 668-704.
Goodenough F. Measurement of intelligence by drawing. —New, York, World, 1-26.
Harrow M., Quilan D. Is disordered thinking unique to schizophrenoa? // Arch. Gen.
Psychiatr. — 1977. — V. 34. — P. 15-21.
Harrow M., Sllverstein M., Marengo J. Disordered thinking. Does it identify nuclear
schizophrenia? //Arch Gen. Psychiatr. — 1983. — V. 40. N 7. — P. 765^-771.
Frank L. K. Projective Methods — Chicago, 1948. — P. 142.
Mailer O. Amotivational syndrome in chronic schizoprrenics. A biophy-siological model
of schizophrenic impairment // Neuropsychology. — 1978. — V. 4. N 4. — P. 229-247.
Rorschach H. Psychodiagnostics, 7 ed. —New York: Greene and Stratton — 1969.
SchmischekH. Fragebogen zur Ermittlung akzentierter Per-sonlichkeiten // Psychiatr.
Neural, und Med. Psychol. — 1970. — N 10. — S. БОРИС ХЕРСОНСКИЙ

МЕТОД ПИКТОГРАММ
В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Главный редактор И. Ю. Авидон

Зав. редакцией Т. В. Тулупьева

Художественный редактор П. В. Борозенец
Технический редактор Л. В. Васильева
Директор Л. В. Янковский
ООО Издательство «Речь»
Т. (812) 323-76-70, 323-9<МЭ; (095) 502-67-07
E-mail: info@rech.spb.ru
www. rech.spb.ru
199004, Санкт-Петербург, ВО, я линия, 6 (лит. «А»).
Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99 г.
Подписано в печать 04.03.2003. Формат 60 X 9О'/
|(
.
Печ. л. 8,5. Тираж 2500 экз. Заказ № ! * . Отпечатано с готовых диапозитивов
в ООО "Северо-Западный печатный двор"
г. Гатчина, ул. Солодухина, 2