Файл: Семинар ответы на вопросы в каком академическом контексте были сформулированы методологические принципы М. Вебера Кто и как повлиял на немецкого социолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 СЕМИНАР ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ


1. В каком академическом контексте были сформулированы методологические принципы М. Вебера? Кто и как повлиял на немецкого социолога?


В начале исследовательского пути М. Вебера его идеи формировались в традициях немецкой исторической школы, затем он пошел в социологии независимым путем. Расхождения между ним и его коллегами обозначились не в области политических или идеологических предпочтений, а в сфере высокой методологии. Именно этими принципами, полагал автор «Протестантской этики”, нельзя поступиться.

Решая ключевые вопросы социологии, Вебер не ставил задачи собрать огромное количество эмпирических фактов (которые его предшественники представляли в качестве исходной основы научного поиска), а затем на их основе делать теоретические умозаключения. Вебер начинал скорее с проработки методологической позиции, а затем уже на базе четко сформулированных познавательных принципов возводил сложное теоретическое здание науки и подкреплял его неопровержимыми эмпирическими фактами.

Большое влияние на формирование принципов Вебера оказал так же Вернер Зомбарт, коллега и в определенном смысле критик Вебера и Генрих Риккерт, один из представителей неокантианства. Риккерт проводил различие между естественными и гуманитарными науками: первые занимаются лишенной смысла, а вторые—полной смысла реальностью и потому требуют «понимания».
2. Как достигается свобода от ценностей в социальных науках?

Смысл требования Вебера «Свобода от оценки» состоит в том, что мы должны четко разграничивать практические оценки и логические, эмпирические суждения. Мы имеем право делать свои практические оценки в социальных науках, но важно, чтобы мы четко проводили границу, где заканчивается рациональное суждение, которое я выношу, с которым обязан согласиться каждый, и где начинается мой взгляд с точки зрения ценностной позиции, которую я занимаю. Скажем, если мы рассуждаем о природе тиранических режимов
, мы можем найти согласие как с противниками тирании, так и с ее сторонниками, однако каждый из нас сделает разные выводы из знания, которое мы получим в результате нахождения консенсуса.
3. Что такое идеальный тип? Какие примеры идеальных типов вы можете привести?

Идеальный тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

Так, к идеальному типу, как считал Вебер, можно отнести «идею ремесла», соединив определенные черты ремесел самых различных эпох и народов в один свободный от противоречий идеальный образ. Идеальному типу «ремесла» можно, абстрагируя определенные черты современной крупной промышленности, противопоставить идеальный тип капиталистического хозяйства. К прочим примерам можно отнести христианство, модель идеального города, капитализм, законы экономической теории.

4. Что является специфическим предметом понимающей социологии? Каким образом процессы, не несущие субъективного смысла, будут рассматриваться в рамках понимающей социологии?

Специфическим объектом понимающей социологии считается не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а действие. «Действием» же (включая намеренное бездействие или нейтральность) называется понятное отношение к «объектам», то есть такое, которое специфически характеризуется тем, что оно «имело» или предполагало субъективный смысл, независимо от степени его выраженности.

Процессы, не обладающие субъективным смыслом принимается понимающей социологией просто в качестве «условий» и «следствий», на которые ориентируются осмысленные действия, подобно тому как в экономической науке используются климатические данные или данные из области физиологии растений. (Примеры таких процессов: кривая рождаемости и смертности, чисто психические факторы).


5. В чем различие между субъективным целерационально ориентированным поведением (ориентированными на полностью однозначно осознанные цели и на полностью осознанный выбор «адекватных» для этого средств) и действием, «правильно» ориентированным на то, что объективно значимо?

По Веберу, субъективно целерационально ориентированное действие и действие, «правильно» ориентированное на то, что объективно значимо (рационально правильно), — в корне различные понятия. Исследователю, которому надлежит объяснить определенное действие, оно может казаться в высшей степени целерациональным, хотя и ориентированным на совершенно неубедительные, с его точки зрения, исходные позиции действующего лица.
6. Как в социологическом исследовании аспекты понимания и объяснения связаны друг с другом?

Вебер не противопоставляет понимание причинному объяснению, а, напротив, тесно связывает их друг с другом. Объяснение основывается на понимании. Социологическое исследование направлено, в конечном счете, на объяснение некоторого социального факта, а для того, чтобы его объяснить, требуется понимание.
7. Как в понимающей социологии трактуются понятия «государство», «сообщество», «феодализм»? В чем суть метода индивидуализма М. Вебера?

Понятия «государство», «сообщество», «феодализм» - это категории определенных видов совместной деятельности людей. Задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению, путем сведения к поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей.

Суть принципа методологического индивидуализма раскрывается Вебером следующим образом: обсуждая социальные феномены, мы часто говорим о различных «социальных общностях (государствах, ассоциациях, корпорациях и т.д), как если бы они были индивидуальными личностями», утверждая, что они строят планы, осуществляют действия, страдают от потерь. В социологических исследованиях все общности такого рода должны трактоваться как результаты и способы организации частных действий индивидуальных личностей, поскольку только последние могут трактоваться как агенты в плане субъективно понимаемого действия.
8. Как определяется Вебером общностно-ориентированное действие? Каков будет идеальный тип смысловой соотнесенности общностно-ориентированного действия?


Общностно-ориентированным, иначе говоря, cоциальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Так, Вебер выделяет 2 признака социального действия: осмысленный характер, ориентация на ожидаемую реакцию других лиц

Всего Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости. Идеальным из этих четырех типов будет являться целерациональное действие. Целерациональное действие – это действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя.
9. В чем специфика общественного действия?

Спецификой и главной отличительной чертой общественного действия является его осмысленность и готовность на реакцию других людей. Cогласно веберовскому толкованию, социальное действие – это действие, сознательно ориентированное индивидом на ожидания других людей и тем самым уже соотнесенное с их настоящим, прошлым или будущим поведением: «акция», заранее предполагающая – хотя и в самом обобщенном виде – более или менее определенную «реакцию». Следовательно, социальным является далеко не всякое действие индивида, но лишь такое, которое предполагает существование других людей – обобщенного «другого», сколь бы своеобычным и субъективным оно ни было по своей изначальной интенции; и уже тем самым оно представляет собой определенное общественное отношение.
10. Что такое «установленный порядок»? В чем заключается эмпирическая значимость последнего?

«Установленный порядок» - это устойчивое воспроизведение определенных типов социального действия. Метод, предлагаемый Вебером, предполагает взгляд на социальный порядок как на рациональную конструкцию, которая, постепенно усложняясь, строится из исходных кирпичиков - социальных отношений. В рамках этого метода мы принуждены смотреть на социальный порядок как на установленный посредством согласия индивидуумов, каждый из которых соотносит свое действие целерационально с действиями других людей. Установленный социальный порядок имеет силу до тех пор, пока люди в своих действиях ориентируются на ожидания ответных действий, предполагаемых в рамках данного порядка. В той мере, в какой в пределах удовлетворяющей вероятности эти ответные действия следуют, люди продолжают ориентироваться на такие ожидания и признают установленный порядок существующим, в такой мере этот порядок действительно существуют. Разрушение же установленного порядка можно фиксировать в той мере, в какой ответные действия перестают соответствовать ожиданиям,
отвечающим данному порядку, вследствие чего люди перестают действовать так, как если бы этот порядок все еще существовал.

«Установленный порядок» рационален в том смысле, что он сконструирован в предположении о том, что индивиды будут действовать целерационально. Рациональный смысл установленного порядка, однако, доступен далеко не каждому из тех, кто действует в предположении о его существовании, или тех, кто поддерживает его. Вебер замечает: по мере все увеличивающейся дифференциации общественной жизни общественные установления все сложнее, и участвующие в данном порядке индивиды все менее способны ухватить их рациональный смысл, довольствуясь смыслом эмпирическим в той мере, в какой знание этого смысла может уберечь их от неприятностей. Что есть эмпирический смысл установленного порядка? Это не что иное, как ожидания, которые в среднем с некоторой степенью вероятности следуют из того, что этот порядок был некогда создан, а теперь усредненно интерпретируется и гарантируется аппаратом принуждения. Так понятый эмпирический смысл лучше всего известен тому, кто намеревается действовать вопреки ему, а тем самым «нарушить» его или «обойти». Нарушитель установленного порядка, однако, отнюдь не разрушает его, он как раз строит свои действия в полном соответствии с ожиданиями ответной действенности данного порядка.

Рациональный порядок - а он может быть объективирован в форме института или в форме союза - внедряется или внушается одной группой людей. Мы назовем их создателями порядка, и цели их могут быть самыми различными. Установленный порядок может лежать как в русле целей, так и в русле средств создателей порядка, а может выступать и как побочный результат их целерациональных действий.
11. Какой идеальный тип «объединения в общество» рассматривает Вебер?

Рациональным идеальным типом объединения в общество является «целевой союз», то есть общественные действия с установлениями о содержании и средствах общественных действий, целерационально принятыми всеми участниками на основе общего согласия. Здесь участниками определяются некоторые обязательные условия. Во-первых, какие действия, каких лиц – «органов союза» должны считаться действиями союза, и какой «смысл», то есть какие последствия, это будет иметь для объединенных в союзе людей. Во-вторых, нужно определить «цели союза» - материальные блага и достижения, доступные использованию в общих целях. В-третьих, оговаривается, какие органы союза будут распоряжаться имуществом союза, и для каких целей это делать, какие действия «требуются», «разрешаются», «запрещаются». В-четвертых, какими будут органы союза, при каких условиях и с помощью каких средств им надлежит действовать для сохранения установленного порядка («аппарат принуждения»).