Файл: 1. Теоретические аспекты подросткового возраста и его особенностей 4.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Строгое соблюдение данных требований обеспечивает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными психологами, поскольку известно, что особенности сообщения инструкции (например, специфическая расстановка акцентов), объяснение целей обследования, реакции самого психолога на вопросы и т.д. приводят к различным результатам. Это особенно важно при проведении групповых обследований, где будут сравниваться между собой результаты групп, изучаемых разными психологами. Поэтому есть смысл проводить предварительный инструктаж психологов с целью согласования всех вопросов, касающихся процедуры проведения обследования.

Психодиагностическое обследование может состоять из двух этапов:

первичное обследование (разведывательное). Если нет чёткого представления об объекте исследования, необходимо уточнение проблемы и формулировка гипотез, дополнительное изучение различных источников (литература, личные дела, письма.), определение общих личностных особенностей человека, на основе которых определяются "проблемные зоны", качества, которые требуют более глубокого изучения. В ходе первичного обследования может выясниться, что ранее поставленные задачи и выдвинутые гипотезы были недостаточно верны.

специализированное обследование - углублённое изучение тех или иных психологических особенностей с целью установления причинно-следственных связей или получения более или менее полного психологического портрета обследуемого лица (группы лиц).

В ситуации, в которой проводится обследование, должны быть исключены все помехи, обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно. Обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить. Ни психолог, ни обследуемый не должны никуда спешить. Обследуемый не должен быть уставшим, голодным или под влиянием аффекта. Если он находится в состоянии острой тревоги, обследование противопоказано. Оптимальное положение психолога - сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты. Перед тем, как проводить более сложные методики, желательно провести более простые, которые помогут втянуться в работу (например, рисуночный тест, методику Дембо - Рубинштейн).


Наименее эффективен путь проведения обследования, в котором психолог без предварительной подготовки испытуемого начинает проводить тестирование, делает акцент на процедуре, а не на непосредственном взаимодействии с обследуемым. И при проведении тестирования важно не просто выступать в роли нейтрального регистратора ответов испытуемого, а быть его партнёром, доброжелательным и понимающим собеседником. [24]

Необходимо помнить, что если обследуемые будут считать, что полученная в результате обследования информация будет направлена против них, то вряд ли она может считаться достоверной. Поэтому важным моментом в работе психодиагноста является постоянное внимание к тому, как обследуемый воспринимает ситуацию, поскольку, в конечном счёте, от этого зависят результаты обследования. В этой связи большое значение имеет объяснение назначения проводимых мероприятий. Чаще всего сообщать обследуемому об их истинном назначении перед началом работы не рекомендуется. Поскольку явный уход от ответа также может спровоцировать негативные ожидания, лучше всего использовать нейтральную причину, а более детальные объяснения, - если такие необходимы, - перенести на потом. Содержание легенды зависит от ситуации, от индивидуальных особенностей обследуемого. Важно, чтобы она была правдоподобной.

При проведении групповых обследований необходимо добиться максимальной самостоятельности выполнения заданий, исключив обсуждение обследуемыми стратегии ответов. Не рекомендуется зачитывать вопросы для всех испытуемых, так как это вызывает искажающие эффекты, связанные с групповым влиянием (смех, шутки, сарказм). Лучше решить вопрос размножения стимульного материала. После предварительного выделения группы риска необходимо дополнительное их обследование, особенно если батарея тестов была небольшой.

Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы его проведения: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности. Ибо исследователь, как гласит старая поговорка, - это человек, испытывающий склочный интерес к работе коллег.



Заключение



Развитие личности это непрерывный процесс, который, однако, весьма неравномерен. Применительно к подростковому возрасту это выражается в том, что частота появления акцентуаций личности в этот период - наиболее высока. Здесь играют роль несколько групп факторов: физиологические (половое созревание) и социальные (последние годы учебы в школе). В последующих возрастах акцентуации обычно сглаживаются и становятся малозаметными.

Механизм взаимодействия акцентуаций личности и познавательных процессов следующий. Акцентуация - это некоторая совокупность черт характера человека. Она включает в себя типичные реакции на жизненные ситуации, стиль мышления, выбор целей деятельности. Например, для циклотимного типа характерны чередующиеся периоды высокого настроения, отличной работоспособности с периодами упадка. В гипертимный период они показывают очень высоки показатели в интеллектуальной деятельности в способности концентрировать и распределять внимании. Чистый гипертимный тип всегда оживлен и активен, однако по результатам исследования способность к концентрации и распределению внимания у таких людей ниже.

Для аффективно-экзальтированного типа характерны подверженность сиюминутным настроениям, подвижность. Это достаточно отрицательно влияет на способность управления своим вниманием, в то же время, если такого человека удается заинтересовать - то он показывает хорошие результаты в мыслительной деятельности. Для параноического типа характерны упорство создание сверхценных идей. При этом в условиях логичности и ясности ситуации мышления они действуют весьма эффективно. В условиях же когда нужно быстро перестраиваться - переносить, распределять внимание они зачастую действуют медленно и неэффективно, что подтверждается результатами исследования распределения внимания.

Существенно так же и то, что само по себе наличии акцентуации личности в среднем, на эффективность познавательных процессов практически не влияет. Влияние акцентуаций существенно проявляется только в особых ситуациях, когда человеку предъявляются особы требования - необходимо быстро переключать внимание, либо наоборот - сосредоточиться на выполнении только одного набора действий и т.д.

Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) - человек из ребенка превращается во взрослого. Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько
благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки - друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

В современных научных представлениях подтверждается существование подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность.

Несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода.

Хотя основные психологические характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных и других условий.

Результаты нашей опытно-экспериментальной работы подтверждают предыдущее положение и в очередной раз показывает, что практика идет впереди теории, не всегда ей соответствуя, но постоянно поставляет материалы для дальнейшего изучения.

Таким образом, подводя итог нашей работе мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни.


Список используемых источников



1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - М.: Генезис, 2005. - 198 с.

2. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2000. - 336 с.

3. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвящение, 2006. - 104с.

4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.

5. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, - М.: Академия, 2008. - 368 с.

6. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 2007. - 384 с.

7. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизн / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. - М.: Знание, 2007. - 541 с.

8. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. - М.: Роспедагентство, 2001. - С.313-320.


9. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с.

10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: МПСИ, 2005. - 390 с.

12. Кулагина, iИ. IЮ. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: Сфера, 2001. - 464 с.

13. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2003. - 272 с.

14. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2009. - 1136 с.

15. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. - М.: Знание, 1991. - 294 с.

16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 278 с.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.

18. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. - М.: Знание, 2001. - 294 с.

19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 2007. - 384 с.

20. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2006. - 448 с.

21. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2001.

22. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.

23. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - Киров: КГУ, 2001. - 142 с.

24. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - М.: Наука, 2001 - 42с.