Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет Институт философии и социальнополитических наук Кафедра теории культуры, этики и эстетики.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет Институт философии и социально-политических наук Кафедра теории культуры, этики и эстетики
Ковалев Сергей Сергеевич
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЕ ФЕНОМЕН УНИСЕКСА ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению 51.03.01 – Культурология Научный руководитель – к. ф. н, доцент Браерская Анастасия Юрьевна
Ростов-на-Дону – 2021
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ФЕНОМЕН УНИСЕКСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ........................... 8
1.1 Гендер как ключевая категория гуманитарного знания к. ХХ-нач.
ХХI вв. ................................................................................................................... 8
1.2 Проблема гендерной идентичности в теоретическом дискурсе ........ 11
1.3 Особенности современной западной культуры ................................... 15
1.4 Унисекс как социокультурный феномен ............................................. 20 ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ФЕНОМЕНА
«УНИСЕКС» ..................................................................................................... 23
2.1 Феминизм как причина формирования стиля «унисекс»..................... 23
2.2 Сексуальная революция и появление новых гендерных ролей ....... 27
2.3 Современная мода и феномен унисекса ............................................... 30
2.4 Феномен унисекса и новый тип личности в современной культуре 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 48
3 ВВЕДЕНИЕ Каждый хотя бы разв жизни задумывался о том, кем он является. Проблема самоопределения всегда была ключевой, для человека важно соотносить себя с какой-либо социальной группой. На сегодняшний день проблема гендерной идентичности приобрела особое значение в культурологическом дискурсе, где перед индивидом открылось небывалое число возможностей в выборе своей жизненной стратегии. Одним из важных элементов культуры на протяжении столетий была мода. Сегодня у нее появился новый виток развития – феномен унисекс. Актуальность темы заключается в том, что в связи с социокультурными изменениями в обществе и появлением иных гендерных ролей возникает новая проблема – проблема идентичности. Каждый из нас сталкивается со множеством выборов кого любить Во что верить Как себя вести Как транслировать миру свою жизненную позицию Человек буквально находится в круговороте идентичностей. Одна из которых – гендерная – наиболее важная. Отсюда вытекает большое количество возможностей для самовыражения и самоидентификации. На наших глазах происходит смена прежних ориентиров, трансформация культуры и рождение нового типа личности – человека- унисекса. Глобализация позволяет разным культурным сообществам взглянуть на себя под другим углом, формируется плюрализм, меняющий общественные нормы в целом. Так промышленная революция, начавшаяся в Великобритании и распространившаяся навесь остальной мир, стала причиной возникновения суфражизма, борьбы за женское избирательное право. Женщины, добившись политической свободы, смогли изменить вектор развития самого общества произошла смена гендерных ролей, отказ гендерных стереотипов, что позже назовут гендерной революцией.
4 В свою очередь, гендерная революция не прошла бесследно, ее последствия проникли вовсе сферы жизни человека гуманитарную область, политику, искусство, и даже моду. В рамках выпускной квалификационной работы мы рассмотрим, как феминизм повлиял на формирование определенного стиля в одежде, каким образом мода стала ключевым выражением гендерной идентичности, и как с ее помощью сформировался новый тип личности человека. В настоящее время степень разработанности гендерных исследований крайне высока. Основателем феминизма можно считать
Джона Стюарта Милля, в своих трудах он одним из первых высказался о полном равенстве мужчины и женщины. Существенный вклад в теоретические основы феминизма также внесли С. де Бовуар, Б. Фридан, Р. Брайдотти, Дж. Батлер и другие исследователи. Среди отечественных специалистов данному вопросу уделяли внимание Шмелева ОН, Темкина А. А, Ладыкина ТА, Крыкова ИВ, Браерская А. Ю. и др. Роберт Столлер и Джон Мани ввели понятие «гендер» в гуманитарный дискурс и обозначили его отличия от биологического пола, а в 1972 Энн Оукли сформулировала первое определение гендера. Проблему идентичности, а также гендерной идентичности затрагивали такие исследователи как З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Гидденс, С. Бем, М. Киммел, А. Константинопль, А. Кинси, Ф. Мондимор. В последние годы вопрос о гендерной идентичности также поднимали российские исследователи Блохина НА, Бутовская МЛ, Здравомыслова Е. А, Темкина А. А, Иванова Н. Л, Кулаева Е. В, Ильин Е. П, Кон И. С,
Матвеева КВ, Лопухова О. Г, Мелков С, Усманова А, Шишлова Е. Э,
Хитрук Е. Б.
5 Что касается исследования западной культуры, то здесь особый вклад в изучение темы внесли Освальд Шпенглер и Николай Данилевский. Оба автора представили миру свои культурологические концепции о существовании особых культурно-исторических типов. Среди современных авторов западную культуру исследовали С.
Хантингтон, Х. Хабибул, А. Тойнби, Егорейченко А. Б. и многие другие.
В тоже время феномен унисекса анализируется в основном как направление моды и не рассматривается подробно в философско- культурологическом дискурсе. Данному вопросу и посвящена настоящая работа. Объектом исследования является проблема гендерной идентичности в контексте современной западной культуры. Предмет исследования – феномен «унисекс» как маркер обретения гендерной идентичности в европейской культуре конца XX- начала XXI вв. Цель исследования состоит в системном анализе унисекса как одного следствий гендерных изменений в культуре. Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи
1. Раскрыть и проанализировать понятия «гендер», «гендерная идентичность, «унисекс», современная западная культура.
2. Рассмотреть социокультурные предпосылки формирования феномена унисекса.
3. Выяснить, как феминизм и сексуальная революция повлияли на трансформацию гендерной идентичности.
4. Рассмотреть современную моду в контексте изменения гендерных ролей в обществе.
6 5. Проанализировать феномен унисекса в контексте проблемы обретения гендерной идентичности в современной культуре. Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых – специалистов в области гендерных исследований, к числу которых можно отнести Блохину НА, Шишлову Е.Э, Бутовскую МЛ, Кона И. С,
Здравомыслову Е. А, Темкину А. А, Лопухову О. Г, и других, а также фундаментальные работы зарубежных авторов Р. Столлера, Р. Брайдотти, Э.
Гидденса, С. Бем, Э. Эриксона, А. Кинси. Такой выбор основной литературы обусловлен междисциплинарностью научных трудов и их глубиной проработки конкретных аспектов гендерных исследований. Так, Блохина, Шишлова и Бутовская специализируются на общетеоретических вопросах, Здравомыслова, Темкина, Кон уделяют большее внимание феминности и маскулинности, а Лопухова дает сравнительный анализ этих категорий. В свою очередь труды Столлера, Брайдотти, Гидденса, Бем, Эриксона и
Кинси восполняют некоторые пробелы отечественных специалистов и позволяют рассмотреть исследуемую область наиболее полно, к тому же, данные авторы считаются классиками гендерных исследований. Эмпирическую базу исследования главным образом формируют авторефераты к диссертациям, монографии, а также материалы сети Интернет, в особенности теория андрогинии А. Константинопль и опросник «Bem Sex
Role Inventory» Сандры Бэм. Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы системный метод, методы синтеза и анализа, а также методы включенного наблюдения и анкетирования.
7 Структура выпускной квалификационной работы предполагает деление на две главы, каждая из которых будет состоять из четырех параграфов.
8 ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ФЕНОМЕН
УНИСЕКСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Прежде чем приступить непосредственно к исследованию, необходимо изучить ключевые понятия, которые будут использоваться в работе. Именно поэтому первая глава посвящена теоретическому анализу основных понятий.
1.1
Гендер как ключевая категория гуманитарного знания к. ХХ-
нач. ХХI вв. Понятие «гендер» в конце XX века – вначале стало одним из центральных в области научного знания. Но что же такое «гендер» и чем он отличается от пола человека Впервые различия между «gender» социокультурный пол) и «sex» (биологический пол) ввели американские исследователи психолог Роберт Столлер и сексолог Джон Мани. Однако наиболее полное определение «гендера» было сформулировано социологом
Энн Оукли в 1972 году в своей работе Пол, гендер и общество. Согласно
Оукли: Пол (является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной видимая разница в гениталиях, соответствующая разница в воспроизводящей функции. «Гендер» (gender) между тем есть предмет культуры он соотнесён с социальной классификацией на «маскулинное» и «фемининное»...постоянство пола должно быть признано, но также должно быть (признано) разнообразие гендера»
1
. Данное определение до сих пор актуально и признается исследователями со всего мира.
1
Бутовская МЛ. Антропология пола. – М.:Фрязино: РАН, 2013. – С. 10.
9 Биологический пол неизменен (по крайней мере без хирургического вмешательства, он определял социальные роли и поведение в обществе.
Гендер же является социально и культурно формируемым.
Этимологически, русское слово «гендер» является заимствованным из английского языка. «Gender» - родили пол. Если рассмотреть еще более раннюю этимологию, тов английский язык это слово пришло из латинского. На латыни «genus» - род. Возвращаясь к использованию «гендера» в России, хочется отметить, что тот смысл, который англичане закладывали в это слово совершенно отличается от нашего с вами понимания. Что касается предпосылок возникновения настоящего определения, то основной причиной являлась глобализация, а именно рост сферы услуги производства. Для повышения количества и качества продукции работодатели привлекали к себе дешевую рабочую силу. К сожалению, очень часто этой силой были женщины и дети. Женщины буквально вышли из тени мужчин и вошли в видимую сферу – общественное производство. Активное развитие демократии способствовало признанию избирательного права женщин. В конце
XIX – начале XX движение суфражисток добилось не только избирательного права, но и права на получение высшего образования. С этого момента зародилось понятие «гендерное равенство. Сам термин «гендер» изначально принадлежал только лингвистике. В
1968 году Роберт Столлер в своей работе «Sex and gender»
2
использует данное понятие не в лингвистическом смысле, ас целью разделить маскулинность и феминность не только с биологической стороны, но и с социокультурной. Таким образом, «гендер» становится междисциплинарным понятием.
2
См Stoller, R. Sex and gender: Vol. 1. The development of masculinity and femininity. New York: Science House,
1968.
10 Некоторые отечественные исследователи ошибочно отождествляют гендер с феминизмом. Это некорректно, так как многие западные феминистки негативно относятся к самому понятию «гендер», они предпочитают использовать понятие половое различие, потому что английское слово
«gender» имеет социокультурную окраску, а, следовательно, является непереводимым на другие языки. Такой точки зрения придерживается известная западная фемактивистка Рози Брайдотти
3
Российский ученый С. А. Ушакин
4
, рассматривая «гендер», приходит к выводу, что в рамках нашей отечественной действительности не совсем правильно использовать это слово. Как уже было сказано ранее, в английском языке это слово имеет социокультурный оттенок, неприменимый к российским реалиям. Именно поэтому Ушакин предлагает отказаться от «гендера» и использовать термин пол. По мнению Сергея Александровича, у гендера нет историчности в России, однако он настаивает на этой самой историчности на Западе. Появление понятия «гендер» в научном знании серьезно повлияло на саму гуманитарную науку, прямым следствием этого стало возникновение ряда новых, до настоящего времени неизвестных дисциплин гендерная психология, гендерная социология, гендерная история, гендерная лингвистика итак далее. Объединив эти направления вместе и обобщив их предмет изучения, мы приходим к понятию «гендерные исследования.
Гендерные исследования отходят от бинарной системы гендера, они изучают также сексуальность и квир-исследования. В их поле зрения существуют по крайней мере пять полов мужской, женский, гомосексуальный, транссексуальный и гетеросексуальный 3
См Rosi Braiotti Feminismo, diferencia sexual y subjetividad nomade. Gedisa, 2004.
4
См Поле пола. (Сборник статей) — Вильнюс ЕГУ; М ООО Вариант, 2007.
5
См Блохина НА. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // Материалы летней школы Общество и гендер».
- Рязань.
2003. Электронный ресурс
-
URL: http://www.gendercent.ryazan.ru/blohina.htm (дата обращения 08.03.2021).
11 Таким образом, гендер – это междисциплинарное понятие, возникшее в
XX веке, определяющее ряд характеристик, имеющих отношение к маскулинности и феминности человека, кардинально отличающееся от пола тем, что имеет социальный, а не биологический характер. Иными словами, гендер формируется обществом, а не физиологией.
1.2 Проблема гендерной идентичности в теоретическом дискурсе Вместе с новыми науками возникли и новые трудности. С появлением понятия «гендер» обнаружилась и основная проблема – проблема гендерной идентичности. Е. Шишлова пишет К гендерной идентичности относятся два базовых компонента – это биологический пол (sex) и социально- психологические черты личности (феминность и маскулинность о которых мы говорили ранее. Уже в детстве человек идентифицирует себя с каким-либо полому него возникает персональное чувство пола и постепенно развиваются черты личности – феминные или маскулинные, на это оказывает влияние гендерная культура и гендерная идеология»
6
По мнению английского социолога Э. Гидденса, не биологический пола социокультурные нормы влияют на гендерную идентичность человека
7
Образцы одобряемого обществом гендерного поведения внедряются с помощью средств массовой информации. Мужчин учат быть сильными и мужественными, женщин ориентируют на красоту и материнство. СМИ выступают как конструктор идентичности, транслируя в массы идеологию, удобную для государства, в основном неотрадиционную. Примером таких СМИ может стать любой современный журнал «Vogue» акцентирует внимание на красоте женщины, «Men’s health» - на силе и самодостаточности мужчины. Трансляцию одобряемого гендерного поведения можно увидеть ив рекламных роликах. Сначала в любой рекламе нам предоставляют информацию о самом
6
См Шишлова Е.Э. Гендерная идентичность как фактор развития личности // Право и управление. XXI век.
2012. - № 1 (22). -С. 63-65.
7
См Гидденс Э. Социология. М Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.
12 товаре, а потом о его типичном потребителе. Именно поэтому широкие массы делят парфюм на мужской и женский, что в принципе некорректно. Однако, современная молодежь вступает в противоречие с патриархальной бинарной системой гендеров, гендерная идентичность изначально формируется в процессе социализации и инкультурации, внутрисемейных отношений, а уже в более сознательном возрасте индивид начинает ее транслировать в массы
8
Выделяется социальная и личностная идентичность. Согласно Е. Э.
Шишловой: Под личностной идентичностью исследователи понимают набор качеств человека, которые отличают его от других людей. Социальная же идентичность обозначает принадлежность к какой-либо группе людей. Вследствие этого гендерная идентичность рассматривается вместе с этнической и религиозной, то есть как часть социальной идентичности»
9
Необходимо четко различать половую идентичность и гендерную. Половая идентичность акцентируется на телесных признаках, иными словами, на первичных и вторичных половых признаках. В гендерной идентичности главным являются социокультурные параметры феминности и маскулинности, с помощью которых человек соотносит себя с конкретной гендерной группой. На сегодняшний день существует три подхода типизации гендерной идентичности андрогинный, биполярный и мультиполярный
10
. Биполярная модель гендерной идентичности является традиционной в мире и несет в себе абсолютно категоричные суждения мужчина – носитель только маскулинных черт, женщина – исключительно феминных. В конце XX века данный подход был раскритикован психологом Сандрой Бэм в ее книге
«Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. Согласно ей, любой человек сочетает в своем поведении маскулинные и феминные качества.
8 См Эриксон Э. Идентичность юность и кризис. - М Прогресс, 1996.
9 См Шишлова Е.Э. Гендерная идентичность как фактор развития личности // Право и управление. XXI век.
2012. № 1 (22). С. 63-65.
10 Там же.
11 См Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Перс англ. - М Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.