Файл: Цель закрепить знания о методах преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста, сформировать умение разрабатывать предложения по коррекции организации различных видов общения дошкольников..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста (ДО)
Самостоятельная работа по теме 3.2
Цель:закрепить знания о методах преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста, сформировать умение разрабатывать предложения по коррекции организации различных видов общения дошкольников.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Составьте программу индивидуальной коррекционной работы с импульсивным ребенком по формированию и/или коррекции навыков общения. Программа должна содержать описание цели, задач коррекции, конкретной ситуации и сложностей в общении (реальная ситуация, ситуация из фильма или художественного произведения), предположение о причинах возникновения сложностей в общении и направления работы по их преодолению.
Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы :
- Развитие внутренней активности ребенка.
- Формирование социального доверия.
- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
- Формирование адекватной самооценки.
- Развитие социальных эмоций.
- Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции : коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.
Средства коррекции : детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Основные этапы деятельности:
1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.
2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.
Содержание деятельности:
Диагностическая
- наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;
- беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;
- обсуждение проблемы со специалистами ДОУ
(обсуждение, нахождение путей решения).
Коррекционная индивидуально – ориентированная :
- подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;
- подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;
- встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).
План мероприятий на декабрь, январь, февраль.
Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.
Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.
Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки - матери», «Детский сад»
Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.
Игровая деятельность: «Весёлые лица»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».
Драматизация художественной литературы.
Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).
Проведение опыта: «Какой я?»
Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.
Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.
Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных
навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.
Работа с родителями.
Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.
Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»
Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т. п.).
Беседа: «Каким бывает друг»
Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.
Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии, включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т. п.
Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.
Ожидаемые результаты
В конце 1 этапа:
- ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;
- проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;
- формируется эмоциональный отклик.
В конце 2 этапа:
- формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В конце 3 этапа:
- формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.
Этапы работы с родителями.
Этапы работы Задачи Содержание деятельности
1.
Предварительный Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе
по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. 1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка.
2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.
3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.
4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.
5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.
6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.
7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.
2.
Реконструктивный Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье. 1. Организация встреч с родителями, где их информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).
2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.
3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».
4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».
5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
6. Совместное проведение коррекционных занятий.
3.
Закрепляющий Подведение итогов программы игровой
психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.
1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.
2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.
3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.
Задание 2. Разработайте рекомендации для педагогов и родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.
уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, яо в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
— помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Ребенок с неадекватной самооценкой.
— Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
— Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
— Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
— Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
конфликтные дети:
— сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты