Файл: Специфика криминальной хроники на телевидении 5 1 Особенности криминальной хроники как телевизионного жанра.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 террористических идей. Например, Андерс Брейвик, норвежский террорист, остро осознавал роль медиа в продвижении своих убеждений. Он послал манифест на 1500 слов более чем тысячам людей непосредственно перед тем, как запустил первую бомбу. ИГИЛ располагает обширными возможностями для производства медиа, создавая видеоролики и статьи, которые распространяются благодаря высокоразвитой деятельности в социальных сетях. Известен случай, когда боевики ИГИЛ использовали факт похищения британского журналиста Джона Кэнтли в качестве темы своих видеороликов, а затем даже в роли ведущего. Опасность заключается в том, что в таком контексте это эффективно и усиливает воздействие сообщения террориста.
Терроризм полагается на гласность. Цель террористов – своими сообщениями спровоцировать страх и продемонстрировать власть и безнаказанность, а также возможность привлечь новобранцев в террористическую организацию.
11
С одной стороны, журналисты несут ответственность за то, чтобы помогать обществу справляться с угрозой, и последствиями преступлений и терроризма. В этом случае возрастает роль независимой, критической и заслуживающей доверия журналистики. Тем не менее, исследователи признают, что средства массовой информации оказываются под давлением экономическим и политическим. Это можно проследить и на практике отечественной журналистики. Например, в феврале позапрошлого года в
Москве няня (Гюльчехра Бобокулова) обезглавила ребенка и подожгла квартиру. Это событие не было предано огласке в телевизионных СМИ, в то время как в печатных изданиях была представлена полная хроника судебного процесса над няней-убийцей.
12
Это как раз было связано с тем, что няня была гражданкой Узбекистана, освещение данного факта могло спровоцировать межнациональный конфликт. Таким образом, телевизионные СМИ находятся под влиянием внешних факторов, что может сдерживать от освещения тех
11
Запрещенная в Российской Федерации организация.
12
https://www.obozrevatel.com/politics/67835-kommentarij-nyanya-ubijtsa-i-krizis-russkogo-natsionalizma.htm
14 или иных событий. Однако, тогда встает вопрос о доверии аудитории к СМИ, которые скрывают правду о таком значимом событии.
Одна из наиболее сложных проблем в работе криминального репортера, по мнению российских и зарубежных исследователей – интервью с потерпевшими.
Как правило, жизнь потерпевших делится на «до» и «после». Жертвы преступлений оторваны от прежней жизни. Общение с журналистами за пределами их дома – нежелательный стресс для них.
В отличие от российских исследователей, зарубежные авторы пособий для журналистов делают особый акцент на психологическом состоянии журналистов, освещающих криминальную хронику.
Центр журналистики и травмы «Дарт»
13
в Сиэтле провел исследование, как на журналистов влияет их работа и факторы риска, которые могут сделать их более уязвимыми перед проблемами. Директор по исследованиям Элана Ньюман отметила, что исследование 131 журналиста в
Вашингтоне и Мичигане в 1999 году показало, что большинство исследованных журналистов 86% были свидетелями травмирующих событий, и последующие исследования, как правило, подтверждают эти выводы.
Другие исследования показывают, что репортеры, которые освещали криминальные события
14
, имели большую вероятность пострадать от ПТСР
(посттравматическое стрессовое расстройство). Как начинающие, так и опытные журналисты подвержены риску данного расстройства. Репортеры, у которых были травмы, связанные с их личной жизнью, также могут быть более уязвимыми.
Освещение терроризма, интервью с потерпевшими, общение с пресс- службами силовых ведомств, все эти трудности в равной мере освещаются и в зарубежных и отечественных исследователей. Однако синдром
13
https://dartcenter.org/content/covering-trauma-impact-on-journalists
14
https://law.jrank.org/pages/1578/Mass-Media-Crime-Journalism.html
15 эмоционального выгорания, как особенность психологически напряженной работы репортера, представлен только в зарубежном пособии.
15
Что касается взаимодействия журналистов с пресс-службами силовых ведомств, то в отечественных пособиях этому вопросу отводится особое место. Основные сложности для репортера заключаются в том, чтобы корректно указывать должности представителей правоохранительных органов и уместно употреблять юридическую терминологию. Например, слова «кража» и «грабеж» не взаимозаменяемы. Кража – без применения насилия, а грабеж – с применением насилия.
Таким образом, малейшая неточность может привести к серьезным последствиям для журналиста и всей телекомпании в целом. Также репортеру необходимо помнить, что нельзя называть ответчика преступником, до вынесения обвинительного приговора судом.
15
Bonnie Buckero, Ann Seymour «A guide for journalists who report on crime and crime victims» [Электронный ресурс] URL:// (дата обращения 30.05.2019)
16 1.3 Рекомендации криминальному репортеру
Работа криминального репортера имеет массу сложностей, связанных со спецификой жанра. Именно поэтому пособия для репортеров криминальной хроники включают в себя не только описание жанра криминальной хроники и его особенности, но и рекомендации для репортера.
В книге «A guide for journalists who report on crime and crime victims»
(«Пособие для журналистов, освещающих преступления и жертв преступлений») авторы Бонни Букеро и Энн Сеймор рекомендуют репортерам не зацикливаться на собственных ошибках и информации, которую они освещают. «Представление отчетов о жертвах преступлений является одним из самых сложных заданий, с которым сталкивается журналист. Вы можете сломаться. Вы можете ошибиться. Не забывайте учиться на своем опыте и не принимать близко ту информацию, которую вы освещаете».
16
Новостные организации должны понимать, что создание благоприятной среды, в которой журналисты могут честно делиться своими чувствами, помогает избежать эмоционального выгорания и способствует хорошему психическому и физическому здоровью. Редакторы должны понимать, что репортеры, находящиеся в состоянии стресса, иногда могут отказаться от трудных заданий, даже не опасаясь, что это поставит под угрозу их карьеру.
«Обращайтесь к родственникам и друзьям. Журналистам выгодно иметь сильную систему поддержки, к которой они могут обратиться во время и после психологически трудного задания».
17
Криминальным репортерам рекомендуют найти деятельность, которая заставит вас расслабиться и забыть о перенесенном стрессе. Такой может
16
Bonnie Buckero, Ann Seymour «A guide for journalists who report on crime and crime victims» [Электронный ресурс] URL:// (дата обращения 03.06.2019)
17
Bonnie Buckero, Ann Seymour «A guide for journalists who report on crime and crime victims» [Электронный ресурс] URL:// (дата обращения 05.06.2019)
17 стать физическая нагрузка, так как физические упражнения стимулируют производство химических веществ мозга, которые снижают стресс, улучшают настроение и уменьшают боль. Регулярная программа упражнений
– хороший способ снизить риск депрессии.
В отечественных пособиях особый акцент сделан на сборе информации и качестве предоставляемого материала, о синдроме эмоционального выгорания отечественные пособия молчат, это не рассматривается как угроза, которая может мешать работе криминального репортера. Это связано с менталитетом: в России работодатели не обращают внимания на эмоциональное выгорание сотрудников, психическое состояние не может стать причиной некачественной работы или отказа от нее.
Что касается интервью с потерпевшими, то отечественные и американские авторы рекомендуют обратить внимание на психологическое состояние интервьюируемого. В разговоре с потерпевшими репортеру рекомендуют найти подход, объяснить человеку, что информация общественно-значима, рассказав о своем случае, можно предупредить других людей избегать определенных ситуаций и предупредить об опасности. Как один из подходов предлагается нескольким СМИ выбрать определенных представителей, которые смогут провести интервью и, по договоренности, поделиться информацией с большей группой журналистов.
Также репортерам рекомендуют быть хорошо подготовленными к интервью, а именно заранее ознакомиться со статистикой, исследованиями по делу, чтобы не задавать потерпевшему много лишних вопросов, которые можно узнать, например, от правоохранительных органов. Необходимо помнить, что репортер имеет дело с человеком, который перенес сильный стресс. Необходимо подготовить список вопросов к интервью заранее, при этом самые сложные поставить в конец списка, чтобы задать их к тому моменту, когда репортер войдет в доверие к потерпевшему. Вопросы должны быть открытыми, иначе человек замкнется в себе, и диалог не состоится. При
18 этом нужно быть готовым, что человек может закончить собеседование на любом этапе, если идти дальше становится слишком сложно.
Журналисту необходимо понимать специфику истории. Каждый случай индивидуален. Все люди переносят по-разному стрессы и к каждому нужен индивидуальный подход.
Возможно, что среди опрашиваемых вами есть выжившие, которые подвергались пыткам за свои политические и религиозные убеждения, расу, этническую, национальную принадлежность и другие причины. Перед тем как начать интервью, необходимо убедиться, что одежда и ювелирные изделия не демонстрируют национальные или религиозные эмблемы и цитаты.
Такой детальный разбор интервью с потерпевшими обоснован тем, что многие женщины, ставшие жертвами преступления, могли быть подвержены сексуальному насилию со стороны мужчин, что может стать причиной нежелания говорить с интервьюером-мужчиной. Мужчины некоторых культур не привыкли говорить о своих личных делах с женщинами.
Также американские исследователи обращают внимание на то, что люди в состоянии психологической травмы часто не хотят, чтобы их трогали, особенно незнакомые люди. Лучше вручить петличку или наушник человеку и устно проинструктировать его или ее, как присоединить или вставить его.
Беседуя с жертвами, заранее нужно спросить разрешения на съемку, аудиозапись или публикацию архивного видео о пострадавшем. Однако не стоит надеяться, что потерпевший не будет возражать.
Однако репортер может достичь компромисса, согласившись изменить лицо или голос, но об этом также необходимо заранее договориться.
Мимика репортера не должна выдавать жалость. Репортер должен понимать, что в некоторых случаях он и представить не может, что могло происходить с потерпевшим. Уже тот факт, что они готовы поделиться своей историей с аудиторией, означает, что они сильные люди. Они заслуживают чуткости и уважения, но не жалости.
19
До интервью нужно уточнить у пострадавшего, какое имя он или она хотел бы использовать в рассказе. Возможно, что использование их настоящего имени может поставить под угрозу их жизнь.
Освещение судебных заседаний тоже представляет особую сложность для журналиста. Помимо того, что нельзя употреблять слово «преступник» до тех пор, пока это не будет доказано судом, и не будет вынесен обвинительный приговор. Информация из зала суда должна быть сбалансированной. Журналистам, освещающим судебное заседание, не рекомендуют обращать внимание только на то, что происходит с обвиняемым и его адвокатом. Ответчики, как правило, стремятся смягчить свою вину и часто «придумывают» сюжет против жертвы. Нужно очень внимательно продумать, какие из утверждений ответчика могут быть использованы в сюжете. Иначе можно легко вторично травмировать потерпевшего. В объективных новостях также предоставляется место для прокурора, экспертов и свидетелей, истца или потерпевшего, включая потерпевших или оставшихся в живых. Лучше сосредоточиться на ходе судебного разбирательства, чем на анализе дела до суда.
Таким образом, журналисту, освещающему криминальную хронику нужно быть максимально точным, объективным, освещать только проверенную информацию, а не гнаться за сенсацией. На плечах криминального репортера лежит ответственность за жизнь и психологическое состояние других людей. Иногда приходится поступиться сенсацией ради успешного раскрытия преступления, уметь сотрудничать с правоохранительными органами, при этом не потеряв доверие аудитории.
20 1.4 Описание системы жанра криминальной хроники
Жанр – категория литературы, музыки или других форм искусства или развлечений, письменных или устных, аудио или визуальных. Основанных на некотором наборе стилистических критериев. Однако жанры могут быть эстетическими, риторическими, коммуникативными или функциональными.
Жанры формируются в соответствии с соглашениями, которые меняются со временем, поскольку культуры изобретают новые жанры и прекращают использование старых. Часто произведения вписываются в несколько жанров путем заимствования и объединения этих соглашений. Автономные тексты, произведения или части коммуникации могут иметь индивидуальные стили, но жанры являются смесью этих текстов, основанных на согласованных или социально выведенных соглашениях. Некоторые жанры могут иметь жесткие, строго соблюдаемые правила, в то время как другие могут проявлять большую гибкость.
«Негласный контакт между писателем и читателем о том, в какой системе находятся те явления, которые подвергнуты анализу", так определял жанр литературовед Виктор Шкловский. При этом «любой жанр связан с конкретным типом актуального материала» и «любой жанр предназначен для решения конкретной информационной задачи»
18
Жанры журналистики – это формы журналистских произведений.
Жанры нужны в журналистике, если бы их не было, то журналисту приходилось бы придумывать форму для собственного материала. А зрителю отгадывать, чтобы понять смысл.
Жанры важны для удобства корреспондента. Журналист выбирает оптимальную форму для своего материала, аудитория, понимая жанр, может сразу усвоить информацию, которая ей предложена. В случае если это новость, то суть события окажется вначале, вслед за тем - детали, а закончат
18
[1] Цит. по: Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // Ростовская электронная газета. 2000.
8 сент.
21 сюжет мнения обеих сторон конфликта или прогнозы экспертов. В случае если это репортаж, то корреспондент как свидетель события даст возможность зрителю пережить это событие. В случае если это комментарий, то в нем не будет свежих фактов, но будет объяснение и оценка уже известных.
Под жанровыми признаками мы понимаем структурные и тематические особенности. Жанрообразующие признаки: предмет, метод и функция. Под предметом предполагается ответ на вопрос «Что отображается?», под методом «Как?», под функцией: «С какой целью?». То есть для новостей предметом станет событие, методом – ответы на основные шесть вопросов (
Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?) А функцией выступит беспристрастный рассказ о событии.
Общепризнанной систематизации жанров нет. К примеру, на Западе разделяют на 2 категории: событийные и комментарийные.
19
В России разделяют на три: информационные, аналитические, художественные.
20
Для передовых СМИ подходит классификация Татьяны Репковой, директора исследовательских и информационных проектов Всемирной газетной ассоциации. Татьяна Репкова различает три группы жанров: новостные, рациональная публицистика, эмоциональная публицистика.
21
Для этого исследования важен первый жанр – новостной. Так, как в данной работе будут разбираться новостные выпуски на тему криминала.
Объект этого исследования – криминальная журналистика, а предмет – жанровые особенности телевизионной криминальной хроники.
Особенность новостного жанра в том, что внимание сфокусировано на событиях, которые происходят.
19
Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
20
Тертычный А. А. Расследовательская журналистика как вид деятельности СМИ. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
21
[2] См.: Репкова Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе. М.:
ГИПП, 2001. С. 133.
22
Конкретных жанров десятки самых всевозможных, и в различных пособиях по журналистике они представлены. Часто используемые: короткая новость, комментарий, личностное интервью, экспертное интервью, информационное интервью, аналитическая статья, портрет, расширенная новостная заметка, «песочные часы», репортаж.
К новостным жанрам относится: короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» и информационное интервью.
Короткая новость – это рассказ о событии, когда в начале идет более значимая информация, а в конце менее значимая. По-другому эту схему называют «перевернутой пирамидой».
Расширенная новостная заметка также основывается по схеме перевернутой пирамиды. Но она еще включает в себя - подробный рассказ о событии и бэкграунд. Дополнительную информацию, напрямую не связанную с событием, но помогающую лучше понять смысл происходящего.
«Песочные часы» - комбинация перевернутой пирамиды и обычной.
Когда вначале рассказывается самое весомое, а далее идет повествование в хронологическом порядке.
Информационное интервью – это интервью с участником или свидетелем, посвященное исключительно событию.
Особенность новостных жанров – отсутствие явно выраженной позиции корреспондента и комментирующих элементов в материале.
Корреспондент не показывает свое отношение к теме, он дает его с большей объективностью.
Новостные жанры
Короткая новость Расширенная новость
«Песочные часы» Информационное интервью
Сообщение объемом
10-20 строк,
Сообщение, содержащее помимо сути
Сочетание
«перевернутой» и прямой пирамид
Интервью с участником или очевидцем