Файл: Социальные институты и организации их сущность и роль.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СОЦИОЛОГИЯ
Группа 21ГУ172в
Студент
О.В. Комарова
МОСКВА 2022
Тема 8. Социальные институты и организации: их сущность и роль.
Вопрос 1. Структура и функции современной семьи
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально – экономические и культурные процессы.
По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.
Ее основные признаки:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;
б) совместное проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
- вступление в брак – образование семьи;
- начало деторождения – рождение первого ребенка;
- окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
- «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
- прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
Каков же тип семьи существует в современном обществе?
В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста,
семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.).
А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар. Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная. Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Вопрос 10. Студенческая семья.
Семья - социальная ячейка общества, ее стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т. д.) и даже от общественного мнения. Характер взаимоотношения общества и семьи предопределяется, прежде всего, содержанием всех общественных отношений. Безусловно, наше общество заинтересовано в полноценной, прочной семье, так как оно нуждается в нравственно и физически здоровых гражданах.
Современная молодая семья переживает своеобразный переходный период. Изменяются старые, традиционные нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношений между родителями и детьми. Любая полноценная семья призвана выполнять свои основные социальные функции: репродуктивную (деторождение), хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоционально-психологическую.
Студенческая семья - это определенный социальный феномен. От обычной молодой семьи ее отличает то, что оба супруга - студенты, и, соответственно имеют общие интересы и привычки. Часто у них общий режим дня и они почти все время проводят вместе. Любовь, общность интересов и привычек -- стержень студенческой семьи.
Все студенческие семьи встречаются с определенными трудностями психологической и физической адаптации, приспособления друг к другу. Одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Это и понятно: ведь супруги относятся к одной и той же социальной группе - студенчеству. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций, сходство в ценностных ориентациях и установках у молодых супругов относительно желаемого числа детей в семье, жизненных планов, способов проведения свободного времени. Любовь, общность интересов и привычек - стержень студенческой семьи.
Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака. Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание "светлых пятен" наряду с другими составляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке. В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в последнее время доля семейных студентов возрастает. Этот процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80% женщин и около 70% мужчин (20 лет назад соответственно 70% и 60%). Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы. Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей.
Вопрос 14.Условия стабильности брака и причина разводов
Частота семейных конфликтов является важным показателем стабильности брака. В нестабильных супружеских отношениях обнаруживаются систематические столкновения, ссоры, эмоциональное напряжение - явления, которое является основой неблагоприятного прогноза перспектив сохранения и развития семьи. Важным является выяснение вопроса об условиях стабильности супружеских отношений, обеспечение которых позволяет одновременно предупреждать семейные конфликты.
Условия стабильности супружеских отношений:
-
взаимопонимание. Навыки взаимопонимания производятся, например, с помощью игровых методов активного общения для молодоженов. Предметом общения может быть вопрос: "На что и почему ты потратил (а) такую сумму денег?"; -
совместимость различных уровней - физиологическая; деловая (износ); психоэмоциональное (заинтересованность друг другом, сопереживание); ценностно-ориентационная; функционально-ролевая; -
заинтересованность друг другом; -
привлекательность (симпатия), влияет на восприятие партнера в направлении преувеличенной оценки положительных и недооценки негативных его черт.
Свобода - обязанность относительно семьи как фактор предотвращения конфликтов, однако свобода должна быть осознанной необходимостью, если личность выбирает для себя семью.
В семье должно быть личная свобода, которая может и должна распространяться на каждого члена семьи:
-
Каждый член семьи должен иметь свой жизненный мир; -
Каждый член семьи должен помнить о необходимости уважать другого; -
Каждый член семьи влияет на окружающих и сам находится под их влиянием; -
Каждый член семьи должен не уклоняться от семейного влияния, а учиться управлять им; -
Каждый член семьи должен выполнять определенную роль в семье, иначе - иначе семья распадается.
Характеристики партнеров в браке зависят от его успешности. В счастливых браках формируются такие черты характера партнеров, как эмоциональная стабильность, согласие с окружающими (низкая конфликтность, коммуникабельность, достаточное доверчивость, искренность, свобода выражения чувств.
В несчастливых браках у супругов возникают эмоциональная неуравновешенность, чрезмерная критичность к другим, стремление к лидерству, доминирование, отчужденность, подозрительность, недоверчивость, скупость в выражении чувств, мыслей, планов.
Большая часть разводов происходит, разумеется, из-за причин, возникающих непосредственно в результате совместной жизни.
Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.
Максимальная доля разводов падает на первые 5 лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов много ниже среднего уровня.
При разводе как ведущие указываются три группы причин.
-
Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное разделение проживание). -
Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность). В этом блоке главным фактором является грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин-инициаторов развода эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т. д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это, прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и т.д. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взглядов на жизнь- так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин. -
Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).