Файл: Контрольная работа по дисциплине Система учета и отчетности в унитарных предприятиях Тема Закон рф О бухгалтерском учете.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
Контрольная работа
по дисциплине «Система учета и отчетности в унитарных предприятиях»
Тема: Закон РФ «О бухгалтерском учете»
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки Государственное и муниципальное управление Направленность (профиль) Государственная и муниципальная служба Кафедра Государственного и муниципального управления Дата защиты: ________________ Оценка: ________________ | | Студент Дамбый-оол Лаура Адар-ооловна Группа ИДО ЗБ ГМС-19п ТВ Руководитель Львова Майя Ивановна, к.э.н., доцент |
Екатеринбург 2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Введение
1 Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2 Основные правила ведения бухгалтерского учета
2.1 Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики
3 Закон "О Бухгалтерском учете" и его значение для развития экономики
Заключение
Список использованных источников
Введение
Значение бухгалтерского учета в современное время сложно недооценить, он выступает инструментом многих рыночных отношений, что доказывает актуальность и практическую значимость выбранной темы.
Посредством бухгалтерского учета, осуществляемого различными экономическими субъектами страны, формируется достоверная информация о хозяйственных процессах и результатах деятельности юридических и физических лиц, которая своевременно предоставляется внутренним и внешним пользователям. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивалось публичность, императивность, необходимость единообразных требований к ведению бухгалтерского учета. Следует отметить, что отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся, а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако условия современной экономики, темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона №129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют.
С момента принятия в 1996 году Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» прошло почти двадцать лет. За это время изменилось очень многое: идет реформирование бюджетного сектора экономики, бухгалтерский учет практически компьютеризирован, появились электронные документы и электронные подписи, изменились условия хозяйствования, а перед учреждениями государственного сектора экономики поставлены новые задачи. Все это стало естественной причиной для подготовки и принятия нового законодательного акта, а именно Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 1 января 2013 года, регулирующего организацию и ведение бухгалтерского учета в России.
Целью данной работы является анализ изменений отрасли бухгалтерского учета в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Предметом исследования являются правовые основы функционирования отрасли бухгалтерского учета, а так же особенности ее совершенствования.
В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
- проанализировать изменения отрасли бухгалтерского учета;
- обосновать значение Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для развития экономики.
1 Анализ содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
До 2013 года нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но к 2011 году появилась осознанная необходимость в единых требованиях к учету и отчетности. Данная потребность нашла свое воплощение в новом проекте федерального закона.
Документ содержит 31 статью, каждая из них регулирует экономические отношения, возникающие при применении федерального закона в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономическими субъектами Российской Федерации, а также основные требования к составу предоставляемой ими отчетности.
Анализируя документ, необходимо ответить на ряд вопросов, возникшие в связи со вступлением в силу нового закона. Какие произошли изменения по сравнению с предыдущим законом?
1. Круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. Начиная с 2013 года все экономические субъекты, поименованные в статье 2 Закона №402-ФЗ, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом. Ведение Закона №402-ФЗ распространяется на определенных лиц, именуемых экономическими субъектами:
Во избежание споров по вопросу о сфере действия Закона № 402-ФЗ, он вводит более определенные формулировки, говоря не просто об организациях, находящихся на территории Российской Федерации, а о коммерческих и некоммерческих организациях; выделяя отдельную категорию "публичных" экономических субъектов; упоминая в перечне Центральный банк Российской Федерации.
2. Руководитель экономического субъекта. На первый взгляд, роль руководителя по отношению к бухгалтерскому учету не изменилась. Во всяком случае никаких революционных норм в Законе № 402-ФЗ нет, однако в нем впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:
Руководитель - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона № 402-ФЗ).
По сравнению со старым Законом № 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по новому Закону № 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).
В Законе № 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.
3. Бухгалтерская отчетность. Согласно новому закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Тем самым положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности». В нем говорится, что приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т.е. в виде пояснительной записки).
В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, т.к. оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ Статья 13 «…»
В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
В законе закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.
2 Основные правила ведения бухгалтерского учета
Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Эти правила следующие:
-
Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ; -
Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык; -
В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями; -
Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации; -
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной; -
Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также НПА Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета; -
Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций; -
Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями. Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.
2.1 Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики
Закон № 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В статье 3 Закона № 402-ФЗ содержится определение таких организаций.
Организации государственного сектора - это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
На организации государственного сектора экономики, согласно Закону № 402-ФЗ, распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:
- при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);
- при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);
- при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14), а также в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).
Хотя бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, на них так же, как и на казённые учреждения, распространяется действие приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н. "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
Кроме того, на казённые учреждения и на получателей бюджетных средств распространяется Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н).
В свою очередь бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2010 № 33н) с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н.