ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российский государственный педагогический
университет имени А.И. Герцена
М.В. Никитин
Уровневая структура языка
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2009
Никитин М.В.
Уровневая структура языка: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2009. – 101 с.
Данное учебное пособие рассчитано на студентов старших курсов, магистров и аспирантов филологических специальностей и может использоваться как в преподавании фундаментальных теоретических дисциплин - «Общее языкознание», «Лексикология», «Теоретическая грамматика», «Теория языка» и др., так и ряда лингвистических спецкурсов по выбору.
Главной целью пособия является обобщение, анализ и систематизация функциональных и формальных единиц языка в свете различных подходов к данной проблеме, а также изложение собственной, авторской концепции стратификации и таксономии таких разноуровневых единиц, как фонема, морфема, слово, словосочетание.
Пособие направлено на углубление и расширение лингвистических знаний студентов, призвано помочь начинающему исследователю научиться рассуждать, сопоставлять и критически осмысливать разные интерпретации одного и того же явления, что очень важно для написания выпускных квалификационных работ и диссертаций.
© М.В. Никитин, 2009
© Издательство РГПУ имени
А.И. Герцена, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
аннотация……………………………………………………………….. | 6 |
1.1. Цель пособия……………………………………………………….. 1.2. Функция, форма, содержание, значение ………………………… 1.3. Функциональные и формальные единицы языка ……………….. 1.4. Два класса функциональных единиц …………………………….. 2. Контентивные функциональные единицы. Состав уровней и принцип языковой структуры ………………………………………….. 2.1. Дистинкторы ……………………………………………………….. 2.2. Фиксаторы …………………………………………………………. 2.3. Номинаторы ……………………………………………………….. 2.4. Коммуникаторы …………………………………………………… 2.5. Номинативность ………………………………………………….. 2.5.1. Понятие номинативности, критерии и степень номинативности ……………………………………………. 2.5.2. Синтаксическая специализация слов ……………………... 2.5.3. Имена вещей (субстантивные слова) и имена свойств – отношений (атрибутивные слова) ………………………… 2.5.4. Градации (степени) номинативности ……………………... 2.6. Функциональные разряды фиксаторов …………………………... 2.6.1. Лексические и синтаксические фиксаторы ……………….. 2.6.2. Фиксаторы: категоризаторы и спецификаторы …………... 2.6.3. Категоризаторы: формообразующие vs словообразующие. 2.6.4. Эквиполентные и привативные оппозиции номинаторов с общим спецификатором ……………………………………. 2.6.5. Порядок размещения категоризаторов в номинаторе ……. 2.7. Фиксатор vs номинатор …………………………………………… | 5 5 5 8 9 9 10 11 11 12 13 13 15 16 22 23 23 27 30 34 37 38 |
2.8. Номинатор, член предложения, синтаксема, лексема и словоформа ………………………………………………………... 2.8.1. Номинатор vs член предложения ………………………….. 2.8.2. Номинатор и синтаксема …………………………………… 2.8.3. Номинатор и лексема ……………………………………….. 2.8.4. Дихотомия язык — речь и уровни языковой структуры … 2.8.5. Развитие понятия лексемы …………………………………. 2.8.6. Номинатор vs словоформа …………………………………. 3. Формативные функциональные единицы …………………………….. 3.1. Предварительное определение форматоров ……………………… 3.2. Класс форматоров в логистической концепции У. Вайнрайха …. 3.3. Структура формализованного языка и структура естественного языка: неадекватность логистической модели …………………… 3.4. Определение и разряды форматоров ……………………………… 3.5. Соединение контентивной и формативной функций в языковых единицах ……………………………………………………………. 3.6. Синтаксические отношения и связи, реляторы как показатели синтаксической связи ……………………………………………… 3.7. Сводная схема языковой структуры и основных функциональных единиц ………………………………………….. 4. Формальные единицы …………………………………………………... 4.1. Основания формальной таксономии языковых единиц …………. 4.2. Структура функции и структура формы ………………………….. 4.3. Фонема ……………………………………………………………… 4.4. Слово и морфема: отграничение слов от морфем, определение слова и морфемы …………………………………………………… 4.5. Соотношение функциональных и формальных единиц …………. 4.6. Неуниверсальность слова и морфемы …………………………….. 4.7. Систематизация способов смыслоразличения …………………… 4.7.1. Аналогия с транспортным средством ……………………… 4.7.2. Постановка задачи …………………………………………... 4.7.3. Два формальных класса единиц смыслоразличения: базисные единицы (фонемы) и ассессивные ………………. 4.8. Систематизация способов категоризации ………………………... 4.8.1. Субстанциональные (сепарация и фузия) и реляционные (нулевая морфема и позиция) способы категоризации …… 4.8.2. Сепарация ……………………………………………………. 4.8.3. Фузия: исходный тезис, разработка понятия фузии, определение фузии, фузия в семитских языках, фузия в типологическом аспекте …………………………………….. 4.8.4. Способы нулевой морфемы и позиции …………………….. Заключение ………………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. | 41 42 43 44 44 45 49 50 50 51 52 54 57 59 59 60 60 61 62 62 64 65 66 66 67 68 71 72 72 73 88 90 98 |
Введение
1.1. Цель пособия
В современной лингвистике прочно укрепилось представление о языке как структуре уровней с иерархической организацией1. Однако состав и сущность уровней, характер межуровневых связей, определение основных единиц языка, соответствующих уровням его структуры, вызывают серьезные разногласия. Эти разногласия в значительной мере объясняются тем, что при стратификации языковой структуры и определении языковых единиц зачастую смешиваются два разнородных основания: функциональное и формальное. Споры о природе фонемы, морфемы, слова и т. д., по-видимому, не могут быть решены, если не условиться о строгом разграничении функции и формы как двух разных оснований, дающих две различные таксономии языковых единиц. Настоящая работа является попыткой изложить в общих чертах концепцию основных языковых уровней и единиц, исходя из последовательного различения функционального и формального таксономических критериев.
1.2. Функция, форма, содержание, значение.
Сами понятия функции и формы в языке и сопряженные с ними понятия содержания и значения далеко не очевидны и нуждаются в пояснении. Применительно к телеологическим сущностям, т. е. сущностям с заданной целью, функция есть цель, назначение, raison d’ȇtre того, что чему-то служит. Язык относится к сущностям такого рода, и его единицы должны рассматриваться прежде всего в телеологическом, функциональном аспекте.
Относительно тех же телеологических сущностей форма есть способ осуществления функции, средство ее реализации. Философским противочленом формы, т.е. универсальной категорией, противопоставленной форме, является содержание. Нетрудно видеть, что функция - это содержание телеологических сущностей. В таком случае соотношение формы и функции в языке описывается как частный случай общего соотношения формы и содержания. Известно, что философские категории формы и содержания принято рассматривать как две стороны объектов, относительно, но не полностью независимые друг от друга: содержание определяет развитие объекта и задает предел варьирования его формы, форма со своей стороны не безразлична к содержанию и способна модифицировать его. Форма и содержание, таким образом, связаны некоторой упорядоченной неслучайной и непроизвольной зависимостью. Тем самым философское понимание зависимости между формой и содержанием сближается с математическим понятием функции как правила, по которому каждому элементу данного множества ставится в соответствие некоторый объект
2. Различие состоит в большей определенности и меньшей содержательности математического понятия, сравнительно с философским.
Но в лингвистике, как, впрочем, и в других науках, касающихся семиотических (здесь в широком смысле - относящихся к знаку) проблем, термин «содержание» и дериват «содержательный» широко используются также в другом смысле как синоним значения, означаемого. Противочленом содержания в этом смысле выступает означающее, десигнатор. Поскольку содержание в первом, философском смысле коррелирует с формой, то эту корреляцию аналогически распространяют и на второй, семиотический смысл термина: говорят об означаемом как содержательной стороне, или просто содержании знака, а об означающем как его формальной стороне, или просто форме. Многозначность термина всегда нежелательна, а в данном случае способна породить серьезную путаницу в методологии языка. Возникает иллюзия, что отношение между двумя сторонами знака, значением (означаемым, десигнатом) и формой, его выражающей (означающим, десигнатором) - это частный случай зависимости между содержанием и формой в философском смысле терминов. Это иллюзия в разных вариантах широко представлена в истории лингвистики от античности до наших дней, ср. теорию фюсей, мысли В. Гумбольдта о языке как выразителе и творце духа и мировоззрения народа, идеи неогумбольдтианства о языке как «промежуточном мире» национального мировоззрения, гипотезу Э. Сепира-Б.Уорфа о зависимости между структурой языка и категориями сознания, разнообразные попытки разграничить «собственно языковые» значения и понятия как разные концептуальные формы, определить значение как функцию (здесь в математическом смысле термина) употребления знака, как функцию свойственных знаку формальных признаков (например, как функцию характерных для него дистрибуций и трансформаций) и т. п.
Между тем связь десигнатора и десигната носит принципиально иной характер, чем отношение формы и содержания как философских категорий.
Две стороны знака не обнаруживают никакой двусторонней естественной зависимости, их связь устанавливается произвольно, по условию, хотя бы и спонтанно возникающему. Десигнатор любой формы хорош для десигната, хотя предпочтение отдается тем, которые не противоречат другим установлениям и согласуются со сложившейся или принятой системой установлений. Дискретизация и стратификация сознания определяется не языком, а деятельностью людей, общественной практикой. Что же касается структур языка, то они лишь подстраиваются к этому процессу и весьма неадекватно его отражают. В соотношении язык—сознание ведущим фактором выступает сознание, но категории сознания не имеют прямого изоморфного отражения в
соответствующих участках языковой структуры, а «рассредоточены» на разных уровнях этой структуры. Таким образом, не только отношение десигнатора и десигната не сводимо к отношению формы и содержания, но и структуры десигнаторов не являются прямым изоморфным отображением структуры сознания.
Вполне справедливо в телеологическом смысле сказать «выражение значения есть функция десигнатора», но ни в телеологическом, ни в математическом смысле термина «функция» нельзя утверждать «значение есть функция десигнатора»: это утверждение или бессмысленно или ложно. Говоря о содержании и форме в языке, следует уточнять смысл этих терминов: содержание 1) функция в телеологическом смысле, 2) значение; форма 1) противочлен функции, способ осуществления функции, 2) десигнатор с точки зрения его внутреннего строения, внутренних признаков, отличающих один десигнатор от других независимо от функции (содержания-1). В настоящем пособии о функциях и форме языковых единиц говорится в первом из указанных смыслов.
1.3. Функциональные и формальные единицы языка
Естественным языкам при всем их типологическом разнообразии свойственны общие черты, или, как теперь говорят, лингвистические универсалии. Наличие таких универсалий в структуре языков обусловлено общностью функции языков и общностью психического и физиологического субстратов, на которых основан язык. Иначе говоря, функция, для которой возникает язык, и особенности человеческой природы, т. е. условия осуществления этой функции, вынужденно приводят к выбору определенной структуры, принципиально одинаковой при всем разнообразии ее конкретного воплощения. Язык есть прежде всего устройство с заданной целью, функцией.
Единицы языка, как и единицы любого функционального устройства, могут быть охарактеризованы двояко, по их функциональному назначению в структуре языка (функциональные единицы) и по их формальным особенностям (формальные единицы). В первом случае единица характеризуется по ее внешним отношениям, т. е. по отношениям части к целому, а во втором случае — по ее внутренним особенностям, т. е. по отношениям целого к целому.
Соответственно устанавливаются два ряда единиц, понятий и терминов для описания структуры языка: 1) относящиеся к функциям в структуре; 2) относящиеся к форме. (Аналогия для пояснения: в структуре транспортного средства необходима ходовая часть. Ею могут быть колеса, штанги, гусеницы, винт и др. Все они тождественны относительно того, какую функцию они выполняют, т. е. все они являются одной и той же функциональной частью целой структуры. Вместе с тем все они различны относительно того, как эта функция ими выполняется, т. е. все они различны по внутреннему строению, по своей форме, по заложенному в них принципу. Между формой и функцией существует двусторонняя зависимость: функция ограничивает вариабельность формы, со своей стороны форма модифицирует функцию. Одна может подчинять другую в зависимости от того, насколько велики мутационные возможности формы).
1.4. Два класса функциональных единиц
В естественных языках возможны два класса функциональных единиц: 1) единицы, связанные с различением смысла (контентивные функциональные единицы), 2) строевые, технические, чисто формальные единицы, не связанные с различением смысла, но обеспечивающие с технической стороны функционирование механизмов языка, построение контентивных единиц (функциональные единицы обеспечения, форматоры или формативные единицы).
2. Контентивные функциональные единицы.
Состав уровней и принцип языковой структуры
Основные контентивные функциональные единицы, выявляющиеся в структуре естественных языков следующие: дистинкторы смысла, фиксаторы смысла, номинаторы смысла и коммуникаторы смысла. Здесь они перечислены в порядке восходящей иерархии. Единица более высокого порядка обладает свойствами единиц низших порядков, а, кроме того, специфическим свойством, которого нет у последних. Например, всякий номинатор вместе с тем является также фиксатором и дистинктором смысла. Таким образом, фундаментальный принцип языковой структуры и отношений между его основными единицами и уровнями — это принцип иерархического включения — исключения (в зависимости от отправного уровня и направления, в котором структура рассматривается). Как видно, функциональные единицы устанавливаются относительно их роли в выражении смысла.