Файл: Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин Обучающийся.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет
Гуманитарно-педагогический институт наименование института полностью) Кафедра Дошкольная педагогика, прикладная психология наименование Психология код и наименование направления подготовки / специальности)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) на тему Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин Обучающийся
М.Б. Китаева Инициалы Фамилия)
(личная подпись) Руководитель канд. пед. наук Л.Ф. Чекина ученая степень (при наличии, ученое звание (при наличии, Инициалы Фамилия)
Тольятти 2022
Гуманитарно-педагогический институт наименование института полностью) Кафедра Дошкольная педагогика, прикладная психология наименование Психология код и наименование направления подготовки / специальности)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) на тему Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин Обучающийся
М.Б. Китаева Инициалы Фамилия)
(личная подпись) Руководитель канд. пед. наук Л.Ф. Чекина ученая степень (при наличии, ученое звание (при наличии, Инициалы Фамилия)
Тольятти 2022
2 Аннотация
Бакалаврская работа посвящена актуальной проблеме психологических особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин. Целью работы является разработка программы по психологическому сопровождению женщин в период беременности. Входе работы решаются задачи изучить теоретические аспекты проблемы изучения особенностей эмоциональной сферы беременных женщин выявить их острые психологические проблемы разработать и апробировать комплексную программу по психологическому сопровождению женщин в период беременности выявить динамику психологических изменений и оценить эффективность разработанной программы. В работе представлен теоретический обзор исследований по проблеме изучения особенностей эмоциональной сферы беременных с помощью подобранных диагностических методик составлен психологический портрет и выделены наиболее актуальные проблемы в эмоциональной сфере беременных женщин. Составлена комплексная программа по психологическому сопровождению женщин в период беременности Новая я и определена эффективность применения специально подобранных занятий и упражнений, выполнение которых приводит к гармонизации, эмоциональной стабильности, снижению уровня стресса. В бакалаврской работе представлена актуальность исследования, научный аппарат, теоретические положения работы, экспериментальная часть, заключение, список используемых литературных источников (41). Объем работы составил 52 страницы.
3 Оглавление Введение.
4 Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей эмоциональной сферы беременных женщин …………….
8 1.1 Беременность, как этап становления личности женщины
8 1.2 Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности.
16 1.3 Характеристика психологического сопровождения беременных женщин
23 Глава
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей эмоциональной сферы беременных женщин.
29 2.1 Организация и методы исследования.
29 2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
31 2.3 Разработка программы по сопровождению эмоциональной сферы в период беременности.
37 2.4 Выводы по реализации программы по сопровождению эмоциональной сферы в период беременности.
42 Заключение.
48 Список используемой литературы.
50
4 Введение Актуальность исследования Влияние беременности оказывает огромное воздействие на нервную систему и психику женщин. В некоторых случаях оно бывает настолько сильным, что рассматривается как кризис или переломный период в жизни женщины. В настоящее время анализ и оценка течения беременности иродов сводится преимущественно к исследованию физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Психологические же особенности женщин в целом не рассматриваются, несмотря на то, что в последнее время основным фактором возникновения патологии при родах являются перенесенные в период беременности стрессы, продолжительные депрессии, страхи и негативные переживания. Большое число исследований на сегодняшний день обращено к изучению беременности с позиции условий для развития ребенка. Однако не менее важно рассматривать беременность не только в аспекте способности обеспечения условий для благоприятного развития ребенка, но и как значимый этап развития личности самой беременной женщины. Беременность должна рассматриваться как этап индивидуального развития и становления женщины, так как вовремя беременности происходит изменение множества сторон жизни, происходят серьёзные изменения самосознания, трансформация ценностно-смысловых составляющих и проявлениях. Многими исследователями, подчеркивается неблагоприятное воздействие эмоционального стресса материна беременность ироды, а также отмечаются психологические факторы, которые способствуют появлению эмоционального стресса при беременности высокая эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, тревожность, беспокойство и необоснованные страхи. В настоящее время существует небольшое количество программ и проектов по психологическому сопровождению
5 беременных женщин. Нередко врачами-акушерами отслеживается только физиологическое состояние беременной женщины, в то время как психологическое остается без внимания до того времени, пока не станет ярко-выраженным. Таким образом, проблема психологического сопровождения женщины в период беременности должна решаться совместно со специалистами, экспертами-психологами и близкими родственниками, чтобы работа с беременной женщиной была эффективной и результативной, а возможные трудности с увеличением уровня стресса и тревоги небыли спровоцированы. На основании вышеизложенного установлено противоречие между
– необходимостью выявления психологических проблему беременных женщин и недостаточностью развития психологического сопровождения в современных медицинских учреждениях
– необходимостью психологической работы с каждой женщиной в период беременности с целью выявления проблем в эмоциональной сфере. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования каковы эффективные и действенные способы психологического сопровождения беременных женщин. Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин. Цель исследования разработать комплексную программу по психологическому сопровождению женщин в период беременности.
Объект исследование эмоциональная сфера женщины. Предмет исследования психологические особенности эмоциональной сферы женщин в период протекания беременности. Гипотеза исследования предполагается, что эффективному сопровождению беременных женщин будет способствовать специально разработанная программа, включающая цикл занятий и упражнений,
6 направленных на снижение тревожности и стресса, на изучение методов саморелаксации и самопринятия. Задачи исследования
– изучить феномен беременности как этапа становления личности женщины
– проанализировать основные изменения эмоциональной сферы личности беременных женщин
– рассмотреть основные подходы психологического сопровождения беременных
– разработать программу психологического сопровождения беременных женщин с учетом особенностей эмоциональной сферы
– реализовать программу Новая Я, оценить её эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования проблемы психологического сопровождения беременных женщин составили отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии беременности
В.В. Абрамченко,
Н.Н. Авдеева,
Н.П. Коваленко,
Д.С. Малышевой, концепция психологии материнства Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой,
Г.Ф. Гопуровой и другими. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
– теоретические анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования
– эмпирические методы
– качественный и количественный анализ эмпирических данных. Новизна исследования представлены эффективные методы психологического сопровождения беременных женщин с проблемами в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности, стресса. Теоретическая значимость исследования представленный в данной исследовательской работе анализ теоретических аспектов проблемы психологических особенностей эмоциональной сферы личности у
7 беременных женщин и полученные краткие выводы могут быть использованы в качестве теоретической основы похожих исследований в психологии, медицине. Проведенный анализ теоретических положений позволяет конкретизировать, и уточнить ранее полученные данные по указанной проблеме. Практическая значимость исследования разработанная комплексная программа психологического сопровождения беременных женщин с выявленными проблемами в эмоциональной сфере может быть использована психологами и медицинскими работниками в практической деятельности с беременными женщинами. Экспериментальная база исследования бюджетное учреждение
«Няганская окружная больница (родильное отделение) г. Нягань. В исследовании психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности приняли участие 20 беременных женщин в возрасте от 21 до 36 лет с различным опытом материнства. Структура бакалаврской работы введение, две главы, в каждой из которых потри раздела, заключение, список используемой литературы (в количестве 41 источник, 10 рисунков, 2 таблицы. Основное содержание работы изложено на 52 страницы.
8 Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы беременных женщин
1.1 Беременность, как этап становления личности женщины Беременность представляет собой психологически многообразное и достаточное сложное состояние. На данном этапе с женщиной происходят физические (гормональные) и социальные изменения, которые оказывают сильнейшее влияние на эмоциональное состояние, а также на изменения в отношение к себе, к ребенку и к окружающему миру и обществу в целом. КВ. Кулешова отмечает, что в период беременности для женщины свойственно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических вопросов [23, с. 65]. В психологии беременность изучается как один из значимых этапов в формировании материнской сферы, который подготавливает женщину к выполнению определенной роли в постнатальном периоде. Таким образом, беременность представляет этап психологической подготовкой к предстоящему материнству [7, с. 110]. На течение всей беременности оказывает влияние множество различных факторов. Например, индивидуальные и эмоциональные характерные черты, её поведение, а также нарушение материнско-детских отношений, а именно, материнские установки, заложенные с детства [3, с.
10]. Н. Удденберг и М. Ринглер изучали беременность женщины как один из наиболее ярко выраженных кризисов развития. Они отмечают, что беременность, особенно первая, является кризисной точкой в поиске женской идентичности, так как это точка, из которой нет возврата, независимо оттого, рождается ли ребенок, случается выкидыш или делают аборт. Беременность, с такой точки зрения, представляется, как окончание
9 существования независимой отдельной личности женщины и начало непременных и безвозвратных отношений мать-дитя» [28]. Согласно мнению Н.П. Коваленко, этап беременности является переходными достаточно острым периодом, сопровождающийся кризисными переживаниями. В данный момент с девушкой (женщиной) происходят значительные изменения в осознании себя ив построении системы взаимоотношений с миром [18, с. 47]. Ряд других авторов, таких как Н.В. Боровикова, Н.Н. Королева, КВ. Кулешова рассматривает беременность, как подготовительную фазу в формировании взаимной привязанности материи ребенка, связанную с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в данный период [2, 20, 22]. В перинатальной психологии значимую роль играет возможность прогнозирования и моделирования отклонений от адекватного материнского поведения, то есть вероятность определить стиль отношения женщины к своей беременности. Стиль переживания беременности включает в себя
– физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности
– переживание и принятие признаков беременности (физические изменения, токсикоз
– динамика переживания симптоматики согласно триместрам беременности
– преобладающий фон настроения в эти периоды
– переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности
– содержание активности женщины в третий триместр беременности
[15, с. 71]. В период беременности психологические перемены наиболее ярко выражены в синдроме беременности. В данной ситуации, под понятием синдром определяется новое психогенное состояние, которое имеет
10 ограничение конкретными периодами времени. При этом границы начинаются нес дня зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и завершаются не родами, а в момент принятия своего ребенка. Зачастую женщины переживают синдром беременности на бессознательном уровне, имея определенные характеристики и временные границы. Как отмечает Е.А. Ряплова: « на первом этапе беременности чаще всего наблюдается аффект осознания себя беременной. Данный признак, как правило, ярко выражает следующее различие чем выше у беременной женщины интеллектуальный и социальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле рождения ребенка будет поставлено перед собой, тем сложнее ей будет решиться стать матерью [34, с. 36]. Следующим шагом развития синдрома беременности считается рефлексивное принятие нового собственного образа Я – в положении. Данная стадия характеризуется признанием физиологических перемен в собственном организме. Настоящие биологические и нейроэндокринные изменения, которые сопутствуют беременности, могут оказывать глубокое психологическое воздействие на ожидающих матерей [34, с. 36] Так как вначале беременности данные изменения носят больше интенсивный характер, то необходимо некоторое время для адаптации женщины к ним, вероятно, что эмоциональные переживания и перемены в течение первого триместра, характеризуются такими проявлениями, как тошнота, головокружение, рвота, головные боли и нарушение аппетита. У некоторых женщин наблюдается противоположная картина уровень пассивности увеличивается и возникает чувство высшей удовлетворенности и удовольствия. В первый триместр наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, это связано стем, что женщина пытается опровергнуть новое ощущение своей пассивности. Колебания настроения проявляются в разной степени внутреннего напряжения в
11 ощущениях грусти, скуки, печали, в медлительности, в усиливающемся недовольстве собой, в чувстве одиночестве и угнетенности. С момента внутреннего принятия и осознания женщиной ощущения Я беременна выявляется симптом двойственного и противоречивого отношения к беременности. И.Н. Земзюлина, Т.Ф. Дремина отмечают, что в этот период прослеживаются характерные стремительные колебания настроения и оживление прежних тревоги страхов, аффектов, в которых одновременно присутствуют оптимизм, радость, надежда и бдительное ожидание, печаль, скука. Также здесь отмечаются страхи и тревоги, которые тесно связаны с предстоящими родами, доходящие до паники (например, смогу ли я родить и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью и страх за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального положения своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы и наконец, переживания своих телесных изменений и связанной с этим сексуальной непривлекательности [15]. Затем появляется отличительная для беременности психологическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. На данном этапе будущая мать начинает переживать симптом новой жизни в себе. Данная стадия нередко начинается тогда, когда женщина начинает чувствовать первые шевеления плода. Малыш своими движениями вынуждает признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать не может управлять. По мере роста плода, эмоциональный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период, как правило, начинает толковать и описывать поведение будущего ребенка как проснулся, веселится, балуется. Наделенная смыслом беременность вдохновляет будущую мать, формируется соответствующий эмоциональный фон, которым она одухотворяет собственного малыша, его присутствие