ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
онятие личной эффективности
Вопросами, связанными с личной эффективностью, я стала интересоваться более года назад. Впервые я об этом услышала на одной из пар по операционному менеджменту, мне захотелось узнать больше и самой овладеть навыками, которые положены в основу этого искусства. Оказалось, что данное направление саморазвития очень популярно и широко используется не только с целью повышения эффективности отдельного человека (особенно менеджеров среднего звена и руководителей), но и целых компаний, при организации производства, обучении персонала.
Что же такое личная эффективность?
Личная эффективность — это результативное достижение личных целей. Она позволяет двигаться из текущего состояния в желаемое и охватывает всю жизнь (а не только профессиональные области) и не зависит от чужой точки зрения.
Личную эффективность можно описать тремя основными понятиями:
-
Осознание своих намерений и целей -
Управление личными ресурсами (время, здоровье, деньги, …) -
Общение с окружающими людьми
В этих строчках заключена суть личной эффективности, развивая эти три способности её можно совершенствовать.
Для начала необходимо разобраться с понятием эффективность:
Толковый словарь Ожегова дает несколько вариантов:
-
Отдача. То же что и коэффициент полезного действия (КПД); -
Производительность; -
Способность производить эффект.
Люди часто впадают в заблуждение и работают больше и быстрее, чтобы получить результат, который имеет ценность для бизнеса, но не имеет ценность лично для себя. В этом случае эффективная и упорная работа влияет на эффективность бизнеса и не влияет на личную эффективность.
Личная эффективность заключается в эффективном достижении своих личных целей. Если человек не разобрался со своими целями, то личная эффективность не имеет для него смысла, пока он поймёт своих намерений — он будет эффективным для кого-то.
С другой стороны, если человек разобрался со своими целями, то только он сможет оценить эффективность их достижения. Мнение другого человека для этого не нужно – оно никогда не даст актуальный ответ.
Просто «эффективность» имеет смысл для того, кто её оценивает. Личная эффективность имеет смысл лично для себя.
Современные мыслители, среди которых Стивен Кови (Stephen R. Covey) и Джон Уитмор (John Whitmore), в значительной мере пролили свет на тему личной эффективности. Их мнения сходятся во многих аспектах, однако естественно существуют и различия. Стивен Кови, рассуждая на эту тему в своей книге «7 привычек высокоэффективных людей», предлагает читателям концепцию двойного создания. Что это значит? Автор утверждает, что любое целенаправленное действие человек создает дважды: первый раз в своем воображении, то есть сознании, а второй раз уже в материальной реальности, то есть фактически выполняет это действие. С этой теорией сложно не согласится, более того – именно она и поможет нам более четко представить себе две ключевые составляющие личной эффективности. Речь идет об эффективном мышлении и эффективном действии. [3]
Исходя из теории Кови, эффективное мышление проявляется в действиях, которые отличаются организованностью, основанной на четком планировании. «Лично эффективные» люди умеют организовывать как себя, так и окружающих, максимально используя все таланты и способности партнеров. А их умение находить общий язык с разными типами людей и доносить до них свои идеи порой просто приводит в восторг. И, словно блюдо, приправленное изысканными специями, поведение таких людей дополнено уникальной притягательностью и харизмой.
Действительно, наблюдая за жизнью высокоэффективных людей, можно заметить, что они умеют, прежде всего, мыслить, опираясь на здравый смысл, их решения конструктивны и целенаправленны, они умеют подходить к задачам с ответственностью, творчеством и инициативой. Большинство из них имеют оригинальное чувство юмора, которое уместно в различных ситуациях. При этом они преисполнены верой в собственные силы, их взгляд устремлен в будущее в поисках новых возможностей и привлекательных перспектив.
2. Структура GoMAD
Британский ученый и коуч Энди Гилберт (Andy Gilbert) представил на суд мировой общественности структуру личной эффективности под названием GoMAD: сокращение английской фразы «Go Make A Difference», которая дословно переводится как «Пойди и создай разницу». [4]
В течение достаточно короткого периода времени эта структура приобрела весьма значительную известность. Ниже приведена структура GoMAD.
Рисунок 1. — Структура GoMAD
С чего, на Ваш взгляд, все начинается? Ответ — с причины. Именно этот элемент является первоначальным. Группа исследователей во главе с Энди Гилбертом обнаружила, что высокоэффективные люди обязательно имеют весомую причину, благодаря которой то или иное действие имеет для них смысл, то есть благодаря наличию причины достижение целей происходит осознанно и с мотивацией.
Этот первый элемент структуры является топливом для всех последующих действий и, не имея достаточно серьезной причины, человеку становится достаточно сложно осуществлять такие шаги как постановка цели, планирование, самоменеджмент и т.п. После причины в игру вступает элемент номер два под названием вера в себя — пожалуй, самый неоднозначный и сложно измеримый параметр. В то же время многие, скорее всего, согласятся, что если в жизни человека присутствует вера в себя, то результаты достигаются гораздо легче, поскольку окружающие быстрее вовлекаются в процесс достижения, чувствуя уверенность носителя идеи.
Следующая составляющая структуры GoMAD — цель. На сегодня четкая цель стала неотъемлемым элементом в деятельности и залогом успеха высокоэффективных людей.
Элемент четвертый — планирование и расстановка приоритетов. В наше время высоких скоростей и чрезмерных объемов информации, ориентированный на высокие результаты человек, просто вынужден максимально организовывать себя и уметь оперативно выбирать первоочередное.
Таким образом, учитывая последовательность, предложенную Энди Гилбертом, достаточно важная причина, подкрепленная верой в себя, подталкивает человека поставить значимую цель, которую затем он превращает в конкретный план действий, составленный, естественно, с учетом приоритетов.
Однако даже всего этого не достаточно для того, чтобы стать максимально эффективной личностью. Один из древних мыслителей в свое время отметил, что «ни одно великое дело не было сделано в одиночку». Действительно, если проанализировать примеры из прошлого, заметим, что все свершения, которые оставили глубокий след в истории человечества, были содеяны не одним человеком, а группами людей, объединенных одной целью.
Если мы внимательно посмотрим на схему структуры GoMAD, то сможем отметить, что один из элементов отличается от остальных — ответственность. Это единственная составляющая структуры, связанная со всеми другими элементами.
Уникальная функция ответственности заключается в том, что именно благодаря ей высокоэффективные люди продвигаются вперед, не смотря на сложности, которые неизбежно встречаются на пути к достижению цели. Ответственные люди помнят о причине, ради которой они начали действовать, а в случае неудач они различными способами восстанавливают веру в себя и держат в фокусе намеченную цель, контролируя план ее достижения.
Последний жизненно необходимый элемент личной эффективности — это действие. Опираясь на здравый смысл, можем прийти к выводу, что эффективность невозможна без действий. Таким образом, седьмой элемент является природным результатом взаимодействия предыдущих шести. На этом этапе человеку важно следить за уровнем стресса и управлять им, контролировать результаты действий и корректировать направление деятельности при необходимости. направление деятельности при необходимости.
3. Навыки личной эффективности
Навыки личной эффективности — это личные способности, которые можно сознательно развивать, тренировать и улучшать. Чем больше я развиваю свои техники – тем лучших результатов я достигаю. Поэтому мне так нравится личный рост.
Навыки личной эффективности — это инструменты для эффективной деятельности. Они нужны для того, чтобы эффективно воплощать свои намерения и достигать своих целей. Чем лучше я знаю, чего хочу от жизни, тем лучшее применение я могу найти этим техникам. И хотя многие сначала начинают применять инструменты и только потом задаются вопросом «зачем?» — это нормально, такова природа человека.
Ниже приведены несколько навыков, которые помогут повысить личную эффективность.
Организация личных дел.
Тайм-менеджмент изучает множество методов эффективной организации времени, поэтому необходимо выбрать несколько методов, которые будут помогать именно тебе в решении проблемы дефицита времени. Дело в том, что обычному занятому человеку не интересно организовывать своё время, свои приоритеты и цели. Его в первую очередь интересует организация своих дел, которые давят, создают стресс и полную неразбериху.
Дэвид Ален написал замечательную книгу GTD — Getting Things Done («Как разобраться с делами») и недавно появился любительский перевод этой книги на русский язык. [1]
Современный человек потребляет столько информации и делает столько дел, сколько не случалось с нашими предками за всю историю цивилизации. Поэтому без чёткой системы он может в них просто утонуть.
Основная идея GTD заключается в том, чтобы «выгрузить» кучу дел из головы в простую «систему», которой можно доверять; принять решение по каждому делу из сознания и подсознания; освободиться от стресса нерешённых вопросов и решить их со светлой головой. Что значительно помогает повысить собственную эффективность.
Ментальный фокус.
Умение концентрировать свои мысли на своих намерениях независимо от внешних раздражителей, вероятно, самый важный навык для успеха в долгосрочной перспективе.
Во-первых, человек всегда делает то, о чём думает. Если у человека даже нет мысли об отпуске или о хороших отношениях, то вероятно, что он никогда не поедет отдыхать и не заведёт семью.
Во-вторых, фокусирование на своих намерениях включает механизм намерение-воплощение. Этот метод схож с методами трансерфинга.
В-третьих, удержание фокуса на позитивных образах не позволяет мыслям перейти на негативные образы, и гарантирует хорошее настроение. А с хорошим настроением работается намного лучше и эффективнее.
Конечно, если обдумывание цели будет приносить волнения и негативные мысли — вероятно, на неё не стоит тратить время и силы. Всё-таки это твоя жизнь, и тебе решать, о чём думать и чем заниматься. Другими словами, ментальный фокус — это хороший тест на истинность целей — сразу видно стоит ли над ними работать.
Вот как я развиваю навык удержания ментального фокуса на своих целях:
-
Думаю о них в любое свободное время -
Записываю их и иногда даже вешаю на видное место -
Часто перечитываю список своих намерений. -
Нахожу единомышленников, которые помогают мне помнить о том, чего я хочу.
В книге «The Type-Z guide to success» (Автор — миллионер Марк Аллен) много внимания уделено навыку удержания ментального фокуса на видении целостной картины будущей жизни. [2]
Планирование.
Разумное использование планирования дает свободу для творчества. Точнее сказать, планирование — это и есть настоящее творчество, возможность создавать величайшее произведение искусства — свою жизнь.
Различные организации и институты вдоль и поперёк изучили методологии планирования крупных и мелких проектов, и в последнее несколько лет «гибкие» (agile) методологии стали принимать человека во внимание и даже ставить его на первое место. Но о вопросах планирования личных проектов практически молчат.
Вот основные принципы планирования, которыми я пользуюсь:
Р езультат. Многие попадают в ловушку планирования неизвестности. Если не знать результата, к которому есть намерение прийти, то планирование… не принесёт результатов. Это может быть интересное шоу, которое ненадолго удовлетворит эго, но в перспективе не изменит жизнь. Поэтому перед началом планирования рекомендуется записывать, чего конкретно вы хотите.
Записанный план. План в голове имеет свойство забываться, теряться в тумане и тонуть в ежедневной рутине. Записанный план помогает удерживать ментальный фокус на своей цели.
С ледующий шаг. Как правильно заметил Дэвид Аллен в своей книге GTD, методологии планирования упускают одну важную деталь — натуральную модель планирования человека. Она заключается в том, чтобы знать следующий конкретный шаг, который надо выполнить для приближения к цели. Если планирование бизнес-проекта, совещание или личное планирование не заканчиваются следующим конкретным шагом — значит оно было бесполезно. Поэтому для каждого проекта, помимо глобального плана, лучше иметь список конкретных шагов, которые необходимо выполнить в ближайшее время. Я использую список шести важных дел на день, о нем я прочитала в одной из книг по управлению персоналом, но точно знаю, там этот список называли списком на миллион долларов. Вечером записываю свои дела в порядке убывания их срочности и важности, именно шесть и не более. Просто представьте, просыпаетесь вы утром, смотрите на список дел,