Файл: Система образования в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Реализация
образовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Под электронным обучением в ст. 16 Закона об образовании в РФ понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями в ст. 16
Закона об образовании в РФ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном
Министерством образования и науки РФ.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя:
− электронные информационные ресурсы;
− электронные образовательные ресурсы;
− совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

12
Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки РФ. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну
5
Формы получения образования и формы обучения
В соответствии с положениями ст. 17 Закона об образовании в РФ в настоящее время РФ образование может быть получено:
− в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
− вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Семейное образование – это домашнее образование, форма общеобразовательной подготовки в семье.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную
5
Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты. –URL: http:// www.edu.ru/ дата обращения 07.06.2021


13 деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в:
− очной форме;
− очно-заочной форме;
− заочной форме
6
Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
В соответствии с положениями ст. 18 Закона об образовании в РФ организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован:
− печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия);
− методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
При этом нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей
6
Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты. –URL: http:// www.edu.ru/ дата обращения 07.06.2021

14 образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
− учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
− учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Федеральный перечень учебников включает в себя перечни:
− учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы − учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ и изучение родного языка из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке. Учебники включаются в федеральный перечень учебников по результатам экспертизы.
В проведении экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. Порядок формирования федерального перечня учебников, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок


15 исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются
Министерством образования и науки РФ. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов РФ и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
В соответствии с положениями ст. 19 Закона об образовании в РФ в системе образования могут создаваться и действовать организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности:
− научно-исследовательские организации и проектные организации;
− конструкторские бюро; − учебно-опытные хозяйства;
− опытные станции;
− организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
Особая роль в научно-методическом обеспечении системы образования
Законом об образовании в РФ отводиться учебно-методическим объединениям.

16
Учебно-методические объединения – это созданные в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования. Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами.
Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются Министерством образования и науки РФ
7 7
Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты. –URL: http:// www.edu.ru/ дата обращения 07.06.2021


17
Перечень нормативно-правовых документов:
Федеральные законы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказы Министерства образования и науки РФ:
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования»
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
5.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26.08.2010 № 76l н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
Раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
6.
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа
2013 г. № 678 г. «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
7.
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
8.
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N
1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Санитарные нормы и правила:
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-
20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"