Файл: Программа волшебные пальчики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Николаевка
МОДЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Направленность программы: художественная
Вид программы: базовая
Возраст обучающихся: 1-4 классы
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Догасова Валентина Мукатдаровна

Комочек соленого теста-
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!
Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Отличительные особенности. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника

лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Педагогическая целесообразность. Тестопластика- осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. уровень ребенка, способствует его эстетическому развитию, расширяет знания об окружающем мире и его Родине.
Дополнительная программа кружка «Волшебные пальчики» разработана с учетом современных образовательных технологий:
− проблемное обучение;
− коммуникативное обучение;
− игровые технологии;
− диалог культур;
− информационно-коммуникативные технологии;
− групповые технологии;
− компетентностный подход;
−- деятельностный подход;
− личностно-ориентированный подход.
Данные технологии отражаются:

в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

формах и методах обучения (активные методы обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии, и т.д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.).
Использование игр на занятиях декоративно-прикладным творчествам позволяет решать следующие педагогические задачи: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества невозможно без применения такой педагогической технологии как «диалог культур». При реализации программы происходит знакомство с многообразием культур, что обеспечивает полифоническое восприятие современного мира. Обучающиеся учатся вдумчивому рассматриванию, прочтению, размышлению об увиденном и услышанном. Компетентностный подход к обучению позволяет обучающимся в будущем задействовать знания и умения, полученные на занятиях.
В процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка, особенности и характер его мотивации к выбранному виду деятельности, а отношения педагог−учащийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Важную роль играют также принципы самоактуализации, творчества и успеха, доверия и поддержки, принцип дифференцированности и индивидуальности обучения (личностно-ориентированный подход).
Цель программы.
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности
Задачи программы.
Обучающие:


- познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
- научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
- обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
- начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь;
- расширять словарный запас;
- расширять кругозор;
- развивать наблюдательность;
- развивать эстетический вкус;
- развивать образное и логическое мышление;
- содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
- воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
- развивать координацию движения рук;
- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
- использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
- помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Адресат обучающихся
Группа формируется из обучающихся разновозрастного состава возраста 7−11 лет. В этом возрасте возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе. Подросток пытается понять свои возможности, у него растет чувство ответственности, расширяются круг его интересов, появляются планы на будущее.
Логика построения программы
Кружок «Волшебные пальчики» – это творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений.
Работа студии строится на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности. Эффективным для творческого развития обучающихся является модульное построение программы. Ознакомительный модуль направлен на повторение знакомого обучающимся материала по разнообразным видам декоративно-прикладного искусства: тестопластика.


Структура программы
Вводное занятие
Дары осени
Домашние животные
Новогодние игрушки
Поделки к праздникам
Принципы построения программы
1. От простого к сложному.
2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
3. Научность и Доступность.
4. Системность знаний.
5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
6. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
7. Активность и самостоятельность.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся для 1 года обучения 1 раз в неделю по 1 часу–35 часов в год. Количество человек в группе – 19.
Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, иглой. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ.
Оптимальный режим организации занятий
Колич ество недель
Количество часов в неделю
Периодичность Общее количество часов
Минимальный количественный состав группы
Оптимальный количественный состав группы
35 1
1 занятие в неделю по 45 минут
34 10-12 чел.
20 чел.
Планируемые результаты освоения программы
На ознакомительном уровне:
Когнитивные:
− обучающиеся должны знать: виды декоративно-прикладного творчества; историю возникновения того или иного вида творчества; правила техники безопасности при работе с различными инструментами; основы технологий изготовления изделий различных видов декоративно- прикладного творчества.
Деятельностные:

− должны уметь: планировать свою деятельность; проводить подготовительную работу (подбирать материал, инструменты, приспособления); пользоваться различными инструментами, приспособлениями для изготовления художественных изделий; простейшими технологическими приемами; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.
Мотивационно-ценностные:
− уважительное отношение к труду; старательность; умение работать в коллективе; умение сформировать собственную позицию, учитывать мнение и интересы других.
На базовом уровне
Когнитивные:
− обучающиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, основные приемы изготовления теста, основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из теста; основы композиции («ритм», «симметрия»); некоторые сведения из истории развития тестопластики; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.
Деятельностные:
− обучающиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать более сложные (по образцу или рисунку); подготовить рабочее место.
Мотивационно-ценностные:
− уважительное отношение к труду, старательность; умение работать в коллективе; умение сформировать собственную позицию, учитывать мнение и интересы других.
Индивидуальная работа
Когнитивные:
− должны знать: основные положения теории цветоведения и композиции; основные материалы и инструменты, применяемые в тестопластике
(те, с которыми уже познакомились в течение обучения ранее, и новыми ) технологические этапы изготовления изделий из тести.
Деятельностные:
− должны уметь: изготавливать изделия из теста, композиции цветов, проявляя свой художественный вкус; применять более сложные технические приёмы лепки и др.; творчески применять приёмы, изученные ранее; самостоятельно составлять схемы лепки по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.
Мотивационно-ценностные:
− в сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающие должны: сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; обосновывать собственную позицию, учитывать мнения и интересы других.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Виды и формы текущего контроля и аттестации
На протяжении всего процесса обучения осуществляется отслеживание состояния усвоения учебного материала, путём текущих наблюдений за обучающимися.
Обеспечение систематического контроля дает возможность управлять познавательной деятельностью учащихся, возможность корректирующего воздействия на конечный результат и выработки эффективных методов для переработки и нежелательных отклонений в учебном процессе. Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню

мотивации обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, социальных проектах, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка.
Основные виды диагностики результата:

входной – проводится в начале обучения, определяется уровень знаний и художественно-творческих способностей ребёнка (беседа, тесты);

текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

промежуточный – проводится по окончании отдельных тем: кроссворды, тестовые задания, выставки;

итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
При правильно организованном образовательном процессе кружка «Волшебные пальчики» у детей развивается эстетический вкус, происходит развитие художественных умений и навыков, фантазии, творческого мышления и воображения, развитие мелкой моторики пальцев.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

выставки детских работ для родителей;

мини выставки в объединении;

рейтинг участия в выставках и конкурсах.
Средствами оценки результативности являются критерии, показатели и уровни оценки результативности реализации программы, диагностика отслеживания личностного роста обучающихся, проявляемых в процессе коллективной и индивидуальной деятельности, участия в мероприятиях, выставках, конкурсах, отчетные мероприятия, а также различные контрольно-измерительные материалы, обеспечивающие проверку знаний в области содержания программы «Волшебные пальчики». Все результаты обучающихся фиксируются в дневнике достижений.
Должный уровень трудолюбия, ответственности характеризуется, как «пчёлка», хорошие показатели практических навыков оцениваются званием «мастер», знания теории оцениваются категорией «теоретик», и высшая степень достижений – «творец». На итоговой аттестации общий балл ребёнка переводится в показатель степени усвоения программы – «низкий», «средний», «высокий».
Критерии оценки детских работ, по ним же определяется степень развития творческих способностей, трудолюбия и др.; качество выполнения работы; разнообразие технических приёмов; цветовое сочетание; композиционное решение; новизна, оригинальность.
Тематическое планирование
разделы
часы
теория
практика
Вводное занятие
1 1
Дары осени
5 2
3
Разные животные
6 2
4
Новогодние игрушки
5 2
3
Поделки к праздникам
16 5
11
Итоговое занятие. Выставка работ.
1 1 итого
34 13 21
Учебный план Ознакомительный модуль