ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе на тему:
«Развитие транспортной логистика на Крайнем Севере»
В настоящее время особое внимание уделяется развитию крупных агломераций, которые эксперты предлагают рассматривать, как точки потребления и роста экономики страны. При таком подходе районам Крайнего Севера, как территории исконного проживания малочисленных народов с их самобытностью и народными промыслами, а также территории, перспективной с точки зрения развития не только добывающих, но и обрабатывающих отраслей, не уделяется должного внимания.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 (в ред. от 06.12.2016). К данным районам и местностям относятся территории 25 субъектов Российской Федерации. На территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками доставки продукции (грузов) проживает по разным оценкам от 3 до 10 млн. человек1, что составляет от 2% до 7% от численности населения Российской Федерации. На их долю приходится 6,6% оборота розничной торговли. При этом Крайний Север занимает около 70% территории Российской Федерации, основная часть которых является труднодоступной.
В условиях удаленности северных поселений от административных, деловых и культурных центров значительная часть доходов населения тратится на транспорт. Из международного опыта (Латинская Америка) расходы на транспортные услуги должны составлять не более 20% бюджета семьи2. В России по экспертным оценкам на подобные расходы в труднодоступных районах приходится от 20% до 50% семейного бюджета, что во многом связано с необходимостью использования частного и специального транспорта (моторные лодки, малая авиация и т.п.).
На практике применяются следующие критерии отнесения территории к удаленной местности с ограниченной транспортной доступностью:
-
полное отсутствие связи по дорогам с твердым покрытием и необеспеченность связью с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом; -
отсутствие круглогодичной связи с общей сетью железнодорожных и автомобильных дорог субъекта Российской Федерации; -
наличие сезонной транспортной изоляции более 180 дней (в том числе отсутствие постоянного транспортного сообщения по автомобильным дорогам общего пользования федерального и/или регионального значения); -
наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта.
В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) проживают 68 тыс. человек. Основной задачей государства является обеспечение транспортной доступности и жизнедеятельности населения. Для многих районов Якутии, особенно северных регионов, характерна тундровая зона с непроходимыми для наземного транспорта заболоченными участками. Арктическая зона охватывает 13 районов (улусов) республики, 1/3 Арктической зоны РФ входит в состав Якутии, около 40% территорий расположены за Полярным кругом. Одной из основных проблем развития для арктических районов является неразвитость транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование транспорта и высокая степень изолированности от остальных районов республики.
Автомобильные дороги в Арктике представляют собой автозимники, поэтому на данное время, автозимники остаются важной артерией транспортного сообщения северных районов Республики Саха. Ежегодно для сезонной транспортировки грузов по автозимникам по программе «северного завоза» начинается с декабря месяца по апрель. Общая протяженность автозимников составляет – 9,6 тыс. км, в том числе на территории арктических улусов – 5,3 тыс. км (58,3%). Основными зимниками в арктических и северных улусах являются «Яна», «Индигир», «Анабар», «Арктика», «Верхоянье», «Булун».
Устанавливаются сроки открытия и закрытия по ГОСТу Р 58948-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания" с датой введения в действие 1 ноября 2020 г.
Сложные условия устройства и содержания зимников (низкие температуры воздуха, сильные метели и заносы) требуют полного контроля для обеспечения бесперебойной перевозки грузов и содержания автодорог в надлежащем состоянии.
Водители несанкционированно выезжая на ледовую переправу нарушая требования информационных знаков, максимально допустимую нагрузку на лед, подвергают к риску безопасность жизни, сохранности их имущества. Превышение допустимой грузоподъемности влечет за собой провал техники и людей под лед. Транспорт, возящий топливо, может допустить утечку нефтепродуктов в реку.
Особые климатические условия напрямую влияют на сроки открытий автозимников. Из-за аномального количества выпадения осадков и недостаточно низкой температуры толщина льда не достигает безопасного уровня грузоподъемности на отдельных участках автозимника. Что в итоге влияет на завершение дорожно-хозяйственных работ, в том числе и открытию дорог.
Таблица 1. График открытия и закрытия сезонных автомобильных дорог, расположенных на территории Арктических районов Якутии, в зимний период3
Годы | Дата открытия автозимника | Дата закрытия автозимника |
2012/2013 | 25.12.2012 | 15.04.2013 |
2013/2014 | 25.12.2013 | 15.04.2014 |
2014/2015 | 22.12.2014 | 15.04.2015 |
2015/2016 | 02.12.2015 | 15.04.2016 |
2016/2017 | 29.11.2016 | 17.04.2017 |
2017/2018 | 11.01.2018 | 23.04.2018 |
2018/2019 | 15.12.2018 | 20.04.2019 |
2019/2020 | 10.12.2019 | 16.04.2020 |
2020/2021 | 15.01.2021 | 15.04.2021 |
2021/2022 | 30.12.2021 | 20.04.2022 |
2022/2023 | 30.12.2022 | 15.04.2023 |
Таким образом, исходя из вышеперечисленного основной минус автоперевозки грузов по северным районам Якутии, является отдаленность населенных пунктов. Непостоянность погодных условий. Водители несмотря на запрет, продолжают пользоваться сухопутным путем до поздней весны. В результате остается глубокая колея, которая размывается водой с таянием снега, которая может достигать до глубины 2 метров.
1 По данным Росстата на 01.01.2017 – 9,953 млн. человек, по оценкам Института Внешэкономбанка – 3,0 млн. человек.
2 Affordability and Subsidies in Public Urban Transport: What Do We Mean, What Can Be Done? // The World Bank/Latin America and the Caribbean Region. Sustainable Development Department. December. 2007. 51 p. (www-wds.worldbank.org)
3 <Васильев Э.Н., Васильева Г.С. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КРАЙНЕГО СЕВЕРА РС(Я) // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018034518">https://scienceforum.ru/2023/article/2018034518 (дата обращения: 25.04.2023 )