Файл: Фетхуллах Гюлен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ


«Благодаря прогрессу в сфере коммуникаций и транспорта, одному из движущих сил глобализации, расстояния между странами и народами быстро стираются»

Фетхуллах Гюлен
В любом современном учебнике, как и в научном исследовании проблем развития экономики, невозможно пройти мимо темы глобализации, поскольку это слово прочно вошло в обиход экономистов - теоретиков и практиков, а также политиков, деятелей бизнеса и общественных организаций. Для одних - оно принесло позитивные ожидания, связанные с благоустроенностью будущей жизни, а для других - резко отрицательное восприятие, когда слово глобализация и слово преступление, стали почти синонимами.

Колоссальный объем учебной и научной литературы посвящен глобализации. Однако этот термин остается для многих людей не ясным и плохо определенным.

Глобализация как процесс чрезвычайно емка. Мировая экономическая история не знает до сих пор столь масштабного экономического явления со слабо предсказуемыми последствиями. Она касается всех сфер и сторон жизни человека и общества. Введение данного понятия в научный оборот совпадает по времени с началом современного этапа НТР (научно-технической революции). "Большинство исследователей понимает под глобализацией процесс формирования единого общемирового финансово-экономического и информационного пространства на основе новых, преимущественно компьютерных технологий. По мнению экспертов, одного из ведущих институтов глобализации - МВФ, она выражается в невиданном ускорении темпов роста экономической взаимозависимости стран, в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, благодаря всё более быстрой и широкой диффузии технологий".

Цель данной работы разобрать само понятие глобализации и рассмотреть ее предпосылки и проявления,

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1 Эволюция глобализации. Типы глобализации


Торговля зародилась вместе с цивилизацией, но по-настоящему значимое для нее событие случилось в первом веке до н.э., когда предметы роскоши из Китая появились на другом конце Евразии — в Риме: их протащили волоком тысячи километров по Шелковому пути. Торговля с местного и регионального уровней начала переходить на международный. Тогда же начался процесс глобализации.


Следующую главу в истории торговли открыли исламские купцы. В седьмом веке новая религия, а за ней и торговля, начали распространяться по земному шару из арабского мира. К началу девятого века мусульманские купцы захватили рынки у Индийского океана и Средиземного моря; их корабли добирались и до Индонезии, и до западной части Испании.

К концу 18-го века Великобритания стала ведущей мировой державой как за счет своих колоний, позволивших образовать Британскую империю, так и благодаря развитию технологий: именно в Великобритании впервые получили распространение паровой двигатель, промышленный ткацкий станок и другие изобретения. Это была эпоха первой промышленной революции. «Британская» промышленная революция стала мощнейшим двигателем мировой торговли.

О наступлении эпохи глобализации ясно говорили цифры. На протяжении века торговые обороты стабильно росли на 3% ежегодно. Такой рост позволил экспорту вырасти с доли в 6% от ВВП в начале 19-го века до 14% на момент начала Первой мировой войны.

Изобретение рефрижераторных суден в 1870-х стало началом золотой эпохи для Аргентины и Уругвая: они приступили к массовому экспорту мяса скота, выращенного на их просторных территориях.

Начало Первой мировой войны в 1914 году положило конец всему, к чему привыкло высшее западное общество, включая глобализацию.

Окончание Второй мировой войны стало новым началом для мировой экономики. Под руководством новой империи, Соединенных Штатов, и при помощи изобретений второй промышленной революции — машины и самолета — глобальная торговля вернулась к жизни.

После падения Берлинской стены и распада Советского Союза глобализация стала всеобъемлющей. Недавно созданная Всемирная торговая организация (ВТО) призвала страны заключать соглашения о свободной торговле, и многие из них соглашались, включая те, что только приобрели независимость.

Третья промышленная революция принесла новую технологию — интернет, который напрямую связал людей по всему миру. Интернет способствовал глобальной интеграции цепочки добавленной стоимости. Разработка велась в одной стране, поиск источников финансирования – в другой, производством занимались в третьей, а зона дистрибуции охватывала весь мир.

Цифровая экономика, находившаяся в зачатке во время третьей волны глобализации, сейчас — серьезная сила, представленная через онлайн-торговлю, виртуальные услуги и 3D-печать. Ее развитию будет способствовать искусственный интеллект, а угрожать — команды хакеров из разных стран и кибератаки.



Рассмотрим три основных типа глобализации.

Информационная глобализация. На ее появление повлияло наличие интернета и других информационных технологий. Глобальные сети дают возможность моментально передавать информацию практически неограниченному количеству людей независимо от места проживания. Большую роль в данной сфере играют социальные сети.

Экономическая глобализация. Ее результатом стало создание военных и экономических альянсов, а также союзов для развития торговых отношений. Глобализация может влиять на свободу передвижения, рынок труда, качество жизни населения, а также международную торговлю, в зависимости от развития каждой отдельной нации.

Глобализация культуры. В процессе сближения разных народов мира постоянно происходил обмен информацией о традициях, обычаях и культурными ценностями. В результате этого, появилось такое понятие как «Мутация культур». Оно означает, что в процессе аккультурации, разные понятия смешиваются между собой. Культурные символы и ценности, которые ранее могли принадлежать отдельной нации, проявляются в других странах.

Сейчас глобализация выглядит как необратимый естественный процесс. У такой тенденции есть свои плюсы и минусы. Большинство из них напрямую связаны с экономикой и благополучием народа. Поскольку определяющую роль в глобализации играет поведение влиятельных стран и корпораций, путь и цели данного процесса останутся скрытыми для граждан.

1.2 Положительные и отрицательные стороны глобализации


В условиях глобализации мирового сообщества происходит усиление взаимного влияния всех сфер жизни человечества как в рамках отдельно взятых государств, так и в мировом масштабе в целом. При этом сама глобализация как процесс имеет под собой как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим их более подробно.

Глобализация в целом является явлением положительным и несет в себе немало преимуществ. Основными из них сегодня считаются:

  • международное разделение труда;

  • увеличение объема и выбора товаров;

  • становление осознанной конкуренции;

  • снижение стоимости изготовления продуктов;

  • повышение уровня жизни; создание условий, благоприятных для взаимопомощи и взаимовыгодного сотрудничества;

  • получение человечеством доступа ко всей информации, накопленной предыдущими поколениями;

  • распространение с высокой скоростью технологических достижений;

  • формирование единого культурного пространства;

  • консолидация усилий мирового сообщества ради решения глобальных проблем.


Одним из важнейших положительных последствий глобализации сегодня считается заметное ускорение научно-технического прогресса, а также расширение обмена современными наработками и технологиями. Не менее важную роль при этом играет форсирование и оптимизация национальных экономик стран мира. Так государства, имеющие низкий либо средний уровень развития, приобщаются к новейшим разработкам, а производства и фабрики появляются там, где это будет дешевле и экономически выгоднее.

В результате глобального разделения труда постепенное снижение затрат на производственные процессы сопровождается одновременным повышением качества оказываемых услуг. В мировом пространстве появляется и укрепляется позитивная политическая обстановка; силы стран, направленные на решение конфликтных ситуаций, объединяются. Ведется борьба за сохранение благополучной экологической обстановки. Постепенно в результате глобализации формируется единое социокультурное пространство, а благосостояние народов – повышается.

Несмотря на наличие множества преимуществ, глобализация влечет за собой ряд негативных последствий, как нельзя лучше характеризующих ее отрицательные стороны. Основными из них на сегодняшний день считаются:

  • закрытие локальных производств, не способных выдерживать конкуренцию с мировым развитием;

  • игнорирование специфики экономического развития различных государств вкупе с распространением единых стандартов в сфере потребления и производства;

  • торможение развития менее прогрессивных стран и разорение малого бизнеса;

  • обострение социального неравенства в виду неравномерности развития стран мира;

  • ослабление национального суверенитета отдельных стран, рост зависимости их политики и экономики от транснациональных корпораций;

  • ухудшение экологической обстановки в мире;

  • стандартизация системы ценностей и культуры, упадок национального культурного наследия и утрата национальных особенностей духовной жизни и пр.

Сама по себе глобализация ведет, если уж не к полному уничтожению, то, как минимум, к частичному разрушению понятия государственного суверенитета. В результате сближения культур происходит утрата национальных особенностей.

Рабочие места постепенно сокращаются. В результате чего растет безработица. Происходит процесс урбанизации, количество жителей деревень уменьшается. В виду увеличения масштабов промышленного производства показатели загрязнения окружающей среды растут. А вместе с ними обостряется и ряд других глобальных проблем.


Таким образом, глобализация, сопряженная с интенсивным развитием человеческого общества, интеграцией различных стран и культур в единую общемировую социальнополитическую и экономическую жизнь приводит к возникновению и развитию глобальных проблем. Для их решения человечество должно объединить усилия и прийти к пониманию необходимости сотрудничества друг с другом. Обратной стороной глобализации, имеющей неоднозначную оценку, выступает возникновение между странами соперничества, особенно в области экономики и политики, что зачастую приводит к конфликтам, в том числе, локально вооруженным.

ГЛАВА 2. БИЗНЕС УЗБЕКИСТАНА НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ

2.1 Основные способы выхода на международный рынок


Существует множество способов выхода компании на внешний рынок. Каждый рынок индивидуален. Ни одна стратегия выхода не является универсальной. Прямой экспорт может быть наиболее подходящей стратегией на одном рынке, тогда как на другом, может понадобиться создать совместное предприятие, а на третьем наименее рискованным будет лицензирование производства.

На сегодняшний день, существует 9 стратегий выхода на зарубежные рынки:

  • прямой экспорт;

  • косвенный экспорт;

  • совместное предприятие;

  • иностранное производство;

  • партнерство;

  • покупка иностранной компании;

  • товарные аукционы;

  • лицензирование;

  • аренда или лизинг.

Экспорт является одной из самых развитых и популярный форм международной торговли. Согласно Закону Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности» от 26.05.2000 «Экспорт - это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в т. ч. исключительных прав на них, с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе». Данный способ можно разделить на два: прямой экспорт и косвенный.

Используя прямой экспорт, предприятие самостоятельно вывозит и реализует свои товары за границу (рис. 1). Этот способ хоть и достаточно рискованный и затратный, однако, такие преимущества, как прямой контакт с потребителем и адаптация товара к их потребностям могут обеспечить компании громкую репутацию, а для долгосрочной внешнеэкономической деятельности это необходимо. Реализация прямого экспорта может проходить как через зарубежный отдел продаж фирмы, так и через создания дочернего предприятия за рубежом или найма торговый представителей и дистрибьюторов.