ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1.1 Эволюция глобализации. Типы глобализации
1.2 Положительные и отрицательные стороны глобализации
ГЛАВА 2. БИЗНЕС УЗБЕКИСТАНА НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ
2.1 Основные способы выхода на международный рынок
2.2 Выбор способа выхода на зарубежный рынок на примере АО «UZAUTO MOTORS»
Рисунок 1 - Схема прямого экспорта
Косвенный экспорт предполагает реализацию товаров с помощью посредников (рис. 2). Поскольку посредники хорошо ориентируются на иностранном рынке и зачастую имеют свою инфраструктуру, этот вид экспорта дешевле прямого, однако отсутствие обратной связи с покупателями и затрудненный контроль над товарами могут негативно сказаться на восприятии, продажи и использовании товаров.
Рисунок 2 - Схема косвенного экспорта
Совместные предприятия - это особая форма партнерства, которая предполагает создание третьей независимой управляемой компании. Это процесс 1 + 1 = 3 (рис. 3). Две компании соглашаются работать вместе на определенном рынке, будь то географическом или товарном, и создать третью компанию для этого. Риски и прибыль обычно распределяются поровну. Лучшим примером совместного предприятия является сотовый телефон Sony / Ericsson.
Рисунок 3 - Схема создания совместного предприятия
Иностранное производство так же является одним из самых затратных способов освоения иностранных рынков. В деловом общении этот способ называют термином «greenfield strateg». Организация инвестирует в заводы, машины и рабочую силу на зарубежном рынке, это явление известно как прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Это может быть новостройка, или компания может приобрести у другого предприятия подходящий ей завод (рис. 4).
Рисунок 4 - Схема создания иностранного производства
Ключевым преимуществом является то, что бизнес становится локализованным - компания производит для клиентов на том рынке, на котором она торгует. Партнерство - не самый популярный способ международной торговли, однако в некоторых странах мира - неизбежный. Например, в Азии, тяжело, а иногда и невозможно, представить свой товар конечным потребителям без компании-партнера на данном рынке. Партнерство может принимать различные формы от простого соглашения о совместном маркетинге до сложного стратегического альянса для производства (рис. 5).
Рисунок 5 - Схема международной торговли с помощью партнерства
Партнерство является особенно полезной стратегией на тех рынках, где культура, как деловая, так и социальная, существенно отличается от родной, поскольку местные партнеры приносят знания местного рынка, контакты и, возможно, клиентов.
На некоторых рынках покупка существующей местной компании может быть наиболее подходящей стратегией входа (рис. 6). Это может быть связано с тем, что компания имеет значительную долю на рынке, является прямым конкурентом или из-за правительственных постановлений, это единственный вариант для выхода вашей фирмы на рынок. Это, безусловно, самый дорогостоящий способ международной торговли, и требующий огромных ресурсов, как финансовых, так и временных и трудовых. С другой стороны эта стратегия выхода моментально обеспечит фирме статус местной компании, преимущества знаний о местном рынке, сложившейся клиентской базы, и, возможно даже поддержку государства.
Рисунок 6 - Схема международной торговли с помощью покупки иностранной компании
Международные товарные аукционы – это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, производящие реализацию предварительно осмотренных покупателем товаров, которые переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее выгодную цену. Аукционы бывают открытые и закрытые. Открытые аукционы осуществляют торги при непосредственном участии самих покупателей. Закрытые аукционы организуют специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей на условиях комиссии, т.е. сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их поручения выполняют брокеры.
Лицензирование - это относительно сложная схема, когда фирма передает права на использование продукта или услуги другой фирме. Это особенно полезная стратегия, если покупатель лицензии имеет относительно большую долю на рынке, на который хочет выйти организация. Основными вариантами этого способа являются:
-
управление по контракту; -
производство по контракту; -
франчайзинг.
Наиболее распространенный из этих вариантов - франчайзинг. Франчайзинг хорошо работает для фирм, которые имеют повторяемую бизнес-модель (например, продовольственные магазины), которые легко переносятся на другие рынки. Преимуществом лицензирования являются минимальный риск и затраты, недостатком – затрудненность контроля и появление нового конкурента после окончания срока договора.
Международная аренда (лизинг) – это процедура предоставления внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. Предметами международной аренды могут быть самые разнообразные товары производственно-технического назначения, оборудования, транспортные средства. Лизинг является довольно широко распространенной формой международных арендных операций и предполагает предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя.
Предприятию придется использовать разные методы выхода для разных рынков, так как некоторые страны могут ограничивать уровень импорта, другие иметь большую конкуренцию, третьи высокие экономические барьеры и т.д. Кроме того, некоторые методы входа на рынок сомнительны на практике, например, отсутствие подходящих дистрибьюторов или агентов для продажи и обслуживания продукта. Каждый рынок и каждая компания индивидуальны, и подходящий способ международной торговли у каждой будет свой. Опыт других предприятий, безусловно, может быть полезен, однако слепое следование ему однозначно не увенчается успехом. Менеджеру необходимо оценить силы своей компании на им выбранном зарубежном рынке. Если компания рассматривает возможность выхода на новый международный рынок, то выбор способа входа на этот рынок имеет решающее стратегическое значение, так как это повлияет на весь дальнейший процесс существования фирмы, поэтому к ответу на этот вопрос, нужно уделить большое внимание.
2.2 Выбор способа выхода на зарубежный рынок на примере АО «UZAUTO MOTORS»
Изучив пункт 2.1 основные способы выхода на международный рынок, мы пришли к выводу, что лучшим способом выхода на российский рынок для АО «UZAUTO MOTORS» будет создание совместных предприятий.
Совместное предприятие (СП) -это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса.
Учреждение совместной фирмы всегда основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами. Совместные предприятия могут быть созданы как только национальными компаниями, так и иностранными. Учитывая, что в данной статье речь идет о формах осуществления международного бизнеса, под совместным предприятием будем понимать предприятие с долевым участием иностранного капитала, т.е. международное СП.
Понятие международного совместного предприятия используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности двух или более владельцев (юридических и физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран. Именно такого вида предприятия были наиболее распространены в России в начале 90-х годов. Причем в те годы достаточно часто встречались терминологические ошибки. Многие считали, что СП - это организационно-правовая форма осуществления бизнеса. А ведь совместное предпринимательство - это только отражение сути операций международного бизнеса, при этом организационно-правовая форма может быть любой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.п.).
Важным признаком СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами.
СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству. Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом или торговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы на определенные сроки действия, порой близкие по времени к моменту заключения соглашений. Создание СП связано с решением множества проблем стандартизации и сертификации производства, материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странах экспортных ограничений.
Важными побудительными мотивами создания совместных предприятий выступают трудности самостоятельного проникновения на внешние рынки, недостаточное знание зарубежной хозяйственной среды и необходимость объединения усилий партнеров в условиях растущей неопределенности экономического развития, а порой и национальное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностранную собственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этом принадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом, взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров.
Многие иностранные компании понимают, что, привлекая при учреждении нового предприятия на территории другого государства местный капитал, стремясь установить хорошие связи с местными властями, они подыгрывают национальным чувствам и снижают остроту критики в свой адрес (тем самым уменьшая опасность национализации или экспроприации), а также получают возможность контроля продаж на местном рынке. В случае создания СП риск иностранного инвестора значительно ниже, чем при покупке зарубежной фирмы или создании филиала (представительства).
Несмотря на важность всех вышеперечисленных факторов, основная причина совместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий.
Компании также иногда вынуждены объединять свои ресурсы для борьбы с более крупными и мощными конкурентами. Порой для сокращения издержек, неизбежных при открытии новых предприятий, группы иностранных инвесторов создают совместные компании в третьих странах.
Создание СП нередко связано с длительными поисками подходящего партнера, со сложными расчетами эффективности проекта для его инициаторов, с согласованием выработанных совместно с иностранным партнером вариантов решений и технической политики.
Компания «UZAUTO MOTORS» рассматривает возможность создания в России совместных предприятий или собственных производств. Возможный вариант— создание СП по производству индустриальной автоматики в Санкт-Петербурге, а также компания ищет партнёров— инженерные компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Robertson R. Globalization. L. : Sage, 1992.
2. Sibert H. Towards Global Competitions : Catalyst and constraints / H. Sibert, H. Klodt. Kiel, December 1998. P. 2.
3. World Economic Outlook. May 1997. P. 45.
4. Kapur G. Globalization and Culture : Navigating the Void // The Cultures of Globalization. Duke University, USA. 1998. P. 192.
5. Фань Ган. Проблема неравенства в процессе глобализации / пер. с кит. О. Борох // Синьхуа вэньчжай. 1999. № 7. С. 51.
6. Цзян Е. О влиянии глобализации на международные отношения // Гонцзи гуанча. 1998. № 1. С. 12.