Файл: Практическое занятие 4. Наука и образование в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 889
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №4. Наука и образование в современном мире
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Основные термины и понятия: наука, образование, система образования в РФ, информационные образовательные ресурсы.
Оборудование: учебник Важенин А.Г. Обществознание.
Результаты освоения: выявить функции и роль науки в современном обществе. Определить личную значимость образования в системе СПО (НПО). Роль современных информационных ресурсов в современном обществе.
Методические рекомендации к выполнению работы:
Для выполнения данной работы ознакомьтесь с содержанием статей учебника «Познавательная деятельность человека», «Научное познание», «Истина и ее критерии». Выполняя задания 1,2, определите сущностные характеристики понятия «наука» и ее функции. Задание 3 предполагает систематизацию знаний о системе образования в РФ. Задания 4 и 5 предполагают аналитический и творческий подход в работе с опорой на базовые знания по предмету.
Задание 1. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
______________
Задание 2. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала
Б) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы
Г) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
ФУНКЦИИ НАУКИ
1) производственная
2) прогностическая
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 3. Заполните таблицу «Система образовательных учреждений в РФ»
Общее образование | Профессиональное образование | Дополнительное образование |
| | |
Задание 4. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе.
2) Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? 3) Какие образовательные ресурсы вы знаете? Как их можно использовать в вашей учебной деятельности. Приведите примеры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Прочтите текст. Ответьте на вопросы по его содержанию. Какую роль играет наука в экономике страны
Z? Поясните термины «наукоемкие» и «ресурсосберегающие» производства. Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие данные позволяют сделать вывод о том, что в стране Z идет процесс гуманизации образования?
В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.
В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе выполнения работы мне удалось:
а) выявить сущностные характеристики понятия «наука», к ним относятся:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
б) определить основные функции науки:
1. ________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ____________________________ ____________________________________
в) выявить особенности системы образования в РФ и понять ценность и значимость образования для меня лично: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________