Файл: Лекарствоведение Тибета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Иркутской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Иркутский базовый медицинский колледж»

РЕФЕРАТ

По дисциплине истории фармации

Тема:Лекарствоведение Тибета

Выполнил студент

Халматова Е.А

Курс 1

Группа 1-1

Специальность: 33.02.01 Фармация

Преподаватель

Фролова Н. П

Иркутск 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

История развития медицины в Древнем Тибете 4

Лекарствоведение: понятие, история возникновения 6

Лекарственные средства Древнего Тибета 9

Классификация лекарственных средств 11

Заключение 21

Список используемой литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

Ознакомившись с историей медицины, можем отметить, что каждая эпоха – это своего рода ресурс, при помощи которой создалась научно-доказательная медицина и по настоящее время совершенствуется, создавая новые открытия, лекарства, технологии. И одна из немногих цивилизаций, которая внесла свою лепту в историю медицину, ее становление и развитие лекарствоведения – это Древний Китай. Истоки, которой уходят далеко в Тибет, окруженный величественными горами, божественной природой, умиротворением. Это место - создания натуральных лекарственных средств, используемые в нынешнее время.

Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. На сегодняшний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Именно здесь появились лучшие лекарственные средства и это не удивительно, так как тибетская медицина, окруженная природой и все то, что сотворено ею, считали возможным использовать для лечебных целей. В этой концепции можно увидеть корень идеи о том, что человек создан природой и она же может излечить его. Исходя из этого, многие культурные и декоративные растения, используемые как пищевые продукты, превращались в лекарственные средства для больных.

История развития медицины в Древнем Тибете

Медицина Древнего Тибета – это одна из древнейших медицинских систем, сформированная примерно в 7 веке до н.э. в Центральной Азии (Китай). Среди современных авторов, которые изучают историю возникновения и развития тибетской медицины, разделяют 2 основные версии.


Первая, о том, что возникла на основе китайской и индийской медицины, когда в шестом веке н.э. с приходом в Тибет Буддизма, китайские и индийские медицинские трактаты стали переводить на тибетский язык.

Вторая утверждает, что начало тибетской медицины берет свое начало из древнего государства Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же, как и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»). Согласно бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н.э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине – «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Таким образом, в настоящее время в Тибете сохраняются и практикуются две основные медицинские традиции: 1) буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте «Бум-ши». Данные традиции не имеют каких-либо отличий, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д. Главной целью обоих традиций – это исцеление всех живых существ от боли.

Непременно на протяжении многих лет развития тибетской медицины, происходили заимствования с других медицинских традиций, а их не мало: индийской, китайской, монгольской, персидской, и подтверждения тому свидетельствуют исторические трактаты школ тибетского Буддизма.
Опыт перенимался с целью изучения и использования большего количества методов лечения, чтобы избавить людей от страданий. Согласно исторической справки начиная с V в.н.э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в.н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». В VIII в.н.э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который является основным пособием по изучению тибетской медицины.



Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Огромный вклад в развитие медицины внес Цан Гун (267–215 гг. до н.э.). Он производил записи приема своих пациентов, в которых указаны дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Также, одними из выдающимися врачами были хирург Хуа То (141–203) и Чжан Чжунцзин (152-249) - автор трактата об инфекционных заболеваниях, в котором содержится 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней. Он был основоположником методики искусственного дыхания, составил один из первых сборников рецептов, его работы в области терапии не утратили значения и по настоящее время.

Лекарствоведение: понятие, история возникновения

Лекарствоведение – самая древнейшая отрасль знаний, которая началась с появлением первобытного общества. Полная зависимость человека от природы определила условия обитания, к имеющимся факторам среды, которые удовлетворяли потребности в пище. Дефицит пищи постоянно вынуждал к поискам новых источников для пополнения рациона питания. Поиски пищи были не всегда успешными, которые приводили к различным «экспериментам». Необходимо отметить, что яркие проявления организма на тот или иной продукт показывал четкую картину, что позволяло дифференцировать продукты на съедобные и несъедобные, таким образом пополняя свод знаний о специфическом действии растений и других продуктов на организм. Выявленные связи между их употреблением и последующими изменениями в состоянии здоровья со временем стали намеренно использоваться для предотвращения различных болевых реакций. Различные воздействия на организм определённых природных веществ, растений, четырех животных продуктов, которые были испытаны длительное время, дали толчок для сбора и систематизации сведений о лечебных свойствах средств растительного, животного и минерального происхождения, которые лишь интересовали как источник для удовлетворения пищи.

В древней Месопотамии знали о лекарственных средствах растительного, минерального и даже животного происхождения, а также о зависимости лечебного действия от лекарственной формы (микстура, отвар, паста, ванна, клизма и др.).

Одна из культур, которая оказала дальнейшее развитие медицины и лекарствоведения – это греческая культура. «Отец медицины», гений того времени Гиппократ (460–377 гг. до н.э.), считал болезнь сочетанием гуморально-патологических расстройств организма. В зависимости от симптомов Гиппократ рекомендовал медикаментозное лечение из простых веществ (дыня, лук, жир гуся и барана). Со времен Гиппократа известны рвотные, мочегонные, слабительные и потогонные лекарственные средства.


В римский период учение Гиппократа продолжил Клавдий Гален (131–201). Гален ввел понятие о действующих и балластных веществах; он полгал, что лекарственные средства даны не в готовом виде, а их следует — извлекать готовом виде. Он готовил сложные лекарства и с тех пор известны сведения о 450 различных лекарственных веществах растительного и животного происхождения. Гален, чтобы получить чистый продукт, применял метод – извлечения, посредством толчения, изрезания, отваривания и настаивания. Он описал производство порошков, пилюль, мазей, горчичников. Препараты, которые изготовляют с помощью механических операций, называют галеновыми (название дано в XVI в.)

Что касается лекарствоведения восточной культуры хорошо отражено в трудах Авиценны (Абу Али Ибн Сина, 980–1037), который написал «Канон медицинской науки» в пяти томах. Авиценна считал, что медицинская наука призвана сохранять здоровье человека и лечить больного. В книге освещены вопросы анатомии, физиологии, гигиены, терапии, лекарствоведения, которому посвящены целиком второй и пятый тома. Авиценна описал свыше 2000 лекарственных средств. Он описывает о наркотических и болеутоляющих действиях белладонны и опия, которые мы используем по сей день; указано, что туберкулез является заразной болезнью, а также описана фармакологическая несовместимость некоторых веществ. Его писания являлись основополагающими более пяти веков. До сих пор применяют препараты белладонны, ревеня, сенны, спорыньи, камфару и многие другие.

Необходимо отметить, еще одного представителя врачебной химии — Парацельса (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейн, 1493–1541). Парацельс изучал лекарственные средства через их состав, изучил химический состав организма и испытал лечебное действие многих химических веществ. Он стремился выделить действующие начала из растительных лекарственных препаратов. Парацельс впервые в медицинской практике стал широко использовать вещества неорганической химии, ввел в медицину многие лекарственные средства неорганического происхождения: соединения железа, ртути, свинца, меди, мышьяка, серы, сурьмы. Препараты указанных элементов Парацельс назначал больным в больших дозах, и часто одновременно с лечебным эффектом они проявляли токсическое действие: вызывали рвоту, диарею, слюнотечение и т.д. Тогда и возникла его знаменитая фраза: «Все есть яд и ничего не лишено ядовитости, и только доза делает вещество безвредным».


Лекарствоведение приняло облик официального учения, когда начали появляться государства и эти знания начали фиксироваться письменно и подвергаться обработке манере того мировоззрения. Образовалось сословие профессиональных лекарей.

Из традиционных медицинских систем древности дошли до наших дней, сохраняя непрерывность своего развития, средиземноморская, индийская и китайская. За долгий период существования, претерпевшая видоизменения, дополнения была сформулирована в крупные трактаты, ставшая классическим источникам и определив на много веков вперед дальнейшее развитие медицины в регионах. Вместе с тем, они оказали большое влияние на становление региональных медицинских систем в соседних и даже более отдаленных странах, связанных с ними культурными и торгово-экономическими отношениями. Например, средиземноморская медицинская традиция, была заимствована арабами, от них распространилась в Европу, где ее влияние прослеживалось до конца XVIII в. Греческая медицина (по-арабски «юнани») и в настоящее время распространена в Индии, Пакистане, Шри-Ланке. Китайская медицина наложила отпечаток на развитие медицины Кореи, Японии, стран Юго-Восточной Азии и Тибета.


Лекарственные средства Древнего Тибета
Тибетское лекарствоведение – одно из древнейших в мире. Сохранившееся до нашего времени источники свидетельствуют, что ученые – медики того времени начали описывать отдельные лекарственные растения и их лечебное применение за 2-3 века до н.э. В медицинских книгах, написанные в I в н.э., описаны многие лекарственные препараты. Известный врач Джан Цун-джан, в своем сочинение «Рассуждения о тифозной горячке» дает 116 рецептов.

Среди них упоминаются жаропонижающие, мочегонные, успокаивающие и др. средства. Наряду с ней появляется книга «Травник шеньон», где дается описание 240 лекарств растительного происхождения.

В 652 г. вышла книга Сунн Су-сиао «Тысяча золотых лекарств» и через 7 лет в 659 г. выпускается официальное государственное издание фармакопеи – первой фармакопеи в мире. В 53 томах дается описание 844 лекарств.

Большое количество лекарств, в основе которых растительные, применяется в народной медицине Тибета и в настоящее время. Так разнообразие лекарственных средств, который был очень изобилен и включал вещества растительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, применявшийся в самых разнообразных случаях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и др.). Применялись также лимонник, камфора, ревень, имбирь, индийская конопля, почки молодого бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит ипекакуана, папоротник, перец, гвоздика и др. Имеются сведения о применении для обезболивания вытяжки мандрагоры, опиатов, гашиша и т.п.