Файл: Слайды 212. Требования к метапредметным результатам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2а. «ФГОС ООО и СОО: требования к метапредметным, личностным результатам обучения и функциональной грамотности. ФИЗИКА»
Слайды 2-12. Требования к метапредметным результатам
В ФГОС НОО, ООО и СОО есть три типа результатов, которые должны освоить обучающиеся — предметные, метапредметные и личностные. В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные и личностные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве важнейшего итога обучения в школе.
Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни.
Согласно ФГОС, метапредметные результаты - это освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов) и универсальные учебные действия (УУД).
В обновленных ФГОС метапредметные результаты были структурированы и детализированы (Приложение 1). В Приложении представлены структурирование и конкретизация/детализация на примере требований к метапредметным результатам освоения образовательных программ ООО (сравнение ФГОС ООО 2010 и ФГОС ООО 2021).
Выделяют три группы УУД: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Межпредметными понятиям, формируемыми в том числе в курсе физики, являются: материя, вещество, космос, метод, модель, небесное тело, процесс, пространство, время, сила, энергия и др.
Для формирования и оценивания познавательных УУД необходимо правильно подобрать и поставить перед школьниками соответствующие учебные задачи: задания на сравнение или ранжирование объектов, установление причинно-следственных связей; планирование, проведение опытов и исследований и формулирование выводов по полученным результатам; работа с научным текстом, графической информацией и т.д. Такие задания широко используются при обучении физике.
В обновленных вариантах ФГОС метапредметные результаты описываются по единой схеме, но в приращении требований по уровням образования. В презентации представлены в приращении примеры требований к некоторым УУД и примеры соответствующих заданий.
Слайды 13-16. Требования к личностным результатам
Личностные результаты (на примере ООО)
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состояниюроссийской физической науки;
— ценностное отношение к достижениям российских ученых-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности
ученого.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: ее гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Трудовое воспитание:
— интерес к практическому изучению профессий, связанныхс физикой.
Включение материала по передовым развивающимся технологиям в России позволит повысить мотивацию к изучению физики, а также реализовать такие требования к личностным результатам, как патриотическое воспитание (проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки), ценности научного познания (осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры), трудовое воспитание (интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой).
Урочная и внеурочная деятельность обучающегося представляет собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и умениями, но и осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самореализации. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному решению образовательных и воспитательных задач.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП, поэтому она является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, участие в которой является обязательным. Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.
Тем не менее, в современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы.
Одной из возможностей решения воспитательных задач на уроке физики является включение информации, связанной с отечественными достижениями в области науки и технологий, знакомство с биографией и личностью конкретного ученого. Знакомство с историями представителей изучаемых наук в той или иной степени присуще всем предметным областям. Важно идти не от содержания предмета к его иллюстрированию биографическими сведениями, а, наоборот, от личности ученых, их жизненных ситуаций, от научных коллизий приходить к сути сделанных ими открытий (личностно-ориентированный подход, ориентированный на личность ученого).
Слайды 17-23. Требования к функциональной грамотности
Результаты многочисленных мониторингов показывают, что у обучающихся возникают затруднения при выполнении заданий, которые проверяют умения применять освоенные предметные знания в ситуациях жизненного характера. Поэтому так высок сегодня запрос на развитие у школьников функциональной грамотности.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев)
Требования ФГОС ООО к условиям реализации программы ООО включают «возможность для формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий… (п. 35.2, ФГОС ООО).
Различают такие направления функциональной грамотности, как читательская, математическая, естественно-научная и др.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Компетенции (умения):
-
находить и извлекать информацию; -
интегрировать и интерпретировать информацию; -
оценивать содержание и форму текста и использовать информацию из текста.
Требования к читательской грамотности прописаны в личностных, метапредметных и предметных (включая физику) результатах. Это означает, что все учителя (включая учителя физики) отвечают за формирование читательских умений школьников.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
-
научно объяснять явления; -
понимать основные особенности естественно-научного исследования; -
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Первая часть определения – это мотивационный момент: человек занимает активную позицию, интересуется естественными науками, участвует в обсуждении научных и технологических вопросов и проблем.
Вторая часть определения – это перечисление компетенций, которые для этого необходимы.
Есть ли в этом перечислении что-либо неожиданное для учителя биологии, физики, химии, физической географии? Абсолютно ничего.
По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам. Мы можем найти мотивационный момент через требования к личностным результатам (понимание ценности научного познания) и перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности через требования к предметным и метапредметным результатам (распознавание, описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного познания, работа с информацией научного содержания).
Естествознание в основной школе строится преимущественно на основе научного метода познания явлений и процессов, когда через цепочку выстроенных заданий учащиеся осваивают умения:
-
распознавать, описывать и, наконец, объяснять явления -
использовать эксперимент для моделирования явлений в лаборатории, проверки гипотез, определения зависимостей величин -
формулировать выводы по результатам исследований
Таким образом, компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!
Слайд 24. ФГОС ОО. Задача достижения комплекса образовательных результатов
Требования к предметным, метапредметным, личностным результатам освоения образовательных программ и функциональной грамотности обучающихся взаимосвязаны и в значительной степени пересекаются, что позволяет ставить задачу по достижению комплекса образовательных результатов в рамках предметного обучения за счет грамотно организованной деятельности обучающихся.
Необходимые профессиональные компетенции педагога:
-
понимать, что проверяет то или иное задание; разрабатывать/подбирать задания для освоения заявленного содержания и достижения заявленного результата; -
организовывать различные виды деятельности в процессе обучения для достижения комплекса планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных, функциональной грамотности); -
выстраивать межпредметные связи и участвовать в командной работе учителей-предметников в вопросах формирования планируемых результатов.
2б. «Достижение комплекса предметных результатов в рамках предметного обучения»
В презентации на примере изучения темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» (7 класс, 7 час.) приводится подборка заданий, которые можно предложить обучающимся в процессе изучения этой темы, на формирование в комплексе предметных, метапредметных, личностных результатов и функциональной грамотности.
Тематическое планирование (ПРП, ООО, базовый уровень)
Приложение 1