ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Педагогический институт

Кафедра технологии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «РОСПИСЬ ПО ТКАНИ: БАТИК» НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(44.03.01 Педагогическое образование, направленность: Технология)

Выполнила: студентка 4 курса группы З-БА-Т-18С ПИ СВФУ

Михайлова Кристина Аркадьевна

(Ф.И.О.)

Руководитель: заведующий кафедрой технологии ПИ СВФУ,

к. п. н. доцент Захарова Александра Ивановна,




(подпись)
Допустить к защите:

заведующий кафедрой технологии: Захарова Александра Ивановна Подпись
Работа защищена

С оценкой Дата
г. Якутск – 2022





ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ» 6

    1. Анализ современного состояния технологической подготовки школьников в предметной области «Технология» 6

    2. Технология росписи по ткани: батик 9

    3. Информационно-коммуникативная культура педагога в условиях внедрения цифровых образовательных ресурсов 27

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ

«ТЕХНОЛОГИЯ» 31

    1. Требования к разработке электронного учебного пособия 31

    2. Методика использования электронного учебного пособия «Роспись по ткани: батик» 37

    3. Оценка эффективности использования электронного учебного пособия


«Роспись по ткани: батик» 47

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 61

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Последние ситуации в образовательной деятельности, вызванные глобальными изменениями в жизни общества, связанные с цифровизацией, обучением в условиях пандемии ввели свои корректировки в образовательной деятельности. В этих условиях актуальным становятся разработка и использование цифровых образовательных ресурсов во всех предметных областях в общеобразовательной школе. Предметная область

«Технология» имеет в этом смысле большой потенциал, поскольку именно технологические процессы изготовления изделий отлично вписываются в формат цифровизации. Методически грамотное использование электронных учебных пособий способствуют развитию каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности не меньше чем непосредственное обучение.

Вышеотмеченные позиции актуализируют тему нашей выпускной квалификационной работы.

Объект исследования: обучение технологии художественной росписи по ткани.

Предметисследования:использование электронного учебного пособия

«Роспись по ткани: батик» на занятиях по технологии.

Цельисследования:разработка электронного учебного пособия по художественной росписи по ткани: батик и его использование в образовательной деятельности по технологии.

Задачиисследования:

  • изучить и провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования.

  • выявить педагогические условия использования электронного учебного пособия «Роспись по ткани: батик» на занятиях по технологии.


Гипотезаисследования:

Сама по себе технология использования росписи по ткани способствует творческому развитию обучающихся, так же ЭУП легко усваиваются учащимися.

Обучение художественной росписи по ткани на занятиях по технологии будет эффективным, если будет использовано электронное учебное пособие «Роспись по ткани: батик».

Методологическойосновойисследования являются труды: теории целостного педагогического процесса личностно-деятельностный подход, возрастная периодизация психического развития (Д.Б. Эльконин), критерии для оценки художественно-творческой деятельности учащихся (Л.А. Буровкина).

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-философов, психологов, педагогов по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности в процессе приобщения к художественной деятельности, теоретические положения об искусствоведении, определяющие художественную природу творческой сущности личности, духовно-нравственную ценность и место народного декоративно-прикладного искусства в культуре.

Методыисследования:Теоретические изучение, анализ и обобщение научно-методической, психолого-педагогической, методологической и специальной литературы по теме данного исследования; эмпирические беседы с учащимися, анкетирование, изучение и тестирование продуктов творческой деятельности учащихся; статистические

  • анализ и регистрация данных, полученных в результате педагогического эксперимента, методы качественного описания, обобщение и анализ наблюдений по проблеме исследования.


Практическая значимость исследования заключается в разработке методических условий по использованию электронного учебного пособия

«Роспись по ткани: батик» на занятиях по технологии, которое может быть использовано на практике работы учителей технологии и для обучающихся данной технике.

Опытно-экспериментальнаябазаисследования:Сунтарский улус с.

Сарданга, МБОУ «Бордонская СОШ»

Структураисследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»


    1. Анализ современного состояния технологической подготовки школьников в предметной области «Технология»

В последние годы в социальной, производственной, образовательной и других областях происходят значительные перемены. Меняется общеобразовательная школа, в частности, технологическая подготовка учащихся. Ведутся научные работы по обновлению ее содержания, определению путей повышения ее педагогической эффективности, идет разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям современного общества.

Введение образовательной области «Технология» (ООТ) поставило перед общеобразовательной школой новые задачи. Разделы программ по технологии открывают большие возможности для многогранного развития и воспитания учащихся. Много внимания уделяется развитию
творческих качеств, самостоятельности, умению находить нужную информацию, эстетическому воспитанию и т.д. Важную роль в этом играет изучение технологий художественной обработки материалов и основ проектной деятельности.

Современное интенсивное развитие во многих сферах человеческой деятельности во многом обусловлено компьютерной революцией, широким использованием информационных технологий. Это подготовило почву для перехода от индустриального к постиндустриальному - информационному обществу. Научно-технический прогресс побуждает искать новые, современные подходы, как в производстве, так и в обучении. Внедрение в образовательный процесс обновленных учебных программ, взаимопроникновение учебных предметов, раскрытие перед учащимися

современных технологий наряду с традиционными являются на сегодняшний момент чрезвычайно важными задачами.

Технологический аспект в той или иной форме - составная часть школьного образования. Уроки технологии преследуют своей целью не только обучение каким-либо конкретным производственным технологиям, здесь осуществляется работа по развитию интеллектуальных, творческих способностей, общетрудовых навыков, моторики и др.

Наряду с этим, в современном мире определяющую роль в развитии цивилизации играет умение оперировать информацией. Все человеческие возможности, связанные с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации - неотъемлемые технологические знания и умения: умение искать, выделять и добывать информацию из обширного потока; умение понимать информацию