Файл: Используя литературу, составьте таблицу Зарождение эксперимента в отечественной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И здесь до исследований Гельмгольца многое, связанное со слухом, было изучено очень слабо. Знали, как возникает и распространяется звук, но очень мало было известно о тех воздействиях, которые оказывают звуки на способные колебаться предметы. Гельмгольц раньше всех занялся этим сложным явлением. Создав теорию резонанса, он создал затем на ее основе учение о слуховых ощущениях, о нашем голосе, о музыкальных инструментах. Изучая явления колебаний, Гельмгольц разработал и ряд вопросов, имеющих огромное значение для теории музыки, дал анализ причин музыкальной гармонии. На примере Гельмгольца видно, какое огромное значение имеет широта кругозора ученого, богатство и разнообразие его знаний и интересов. Там же в Гейдельберге вышли его классические работы по гидродинамике и основаниям геометрии. С марта 1871 года Гельмгольц становится профессором Берлинского университета. Он создает физический институт, в который приезжали работать физики всего мира. С переездом в Берлин Гельмгольц посвящает себя исключительно физике, причем изучает ее наиболее сложные области: электродинамику, в которой, исходя из идей Фарадея, разрабатывает собственную теорию, затем гидродинамику и явления электролиза в связи с термохимией. Особенно замечательны его работы по гидродинамике, начатые еще в 1858 году, в которых Гельмгольц дает теорию вихревого движения и течения жидкости и в которых ему удается решить несколько весьма трудных математических задач.
В 1882 году Гельмгольц формулирует теорию свободной энергии, в которой решает вопрос о том, какая часть полной молекулярной энергии некой системы может превратиться в работу. Эта теория имеет в термохимии то же значение, что принцип Карно в термодинамике. В 1883 году император Вильгельм жалует Гельмгольцу дворянское звание. В 1884 году Гельмгольц публикует теорию аномальной дисперсии, а немного позже несколько важных работ по теоретической механике. К этому же времени относятся работы по метеорологии. В 1888 году Гельмгольц назначается директором вновь учрежденного правительственного физико-технического института в Шарлотенбурге - центра немецкой метрологии, в организации которого он принимал самое активное участие. В то же время ученый продолжает читать лекции теоретической физики в университете. У Гельмгольца было много учеников; его лекции слушали тысячи студентов. Поработать в его лаборатории, поучиться искусству эксперимента приезжали многие молодые ученые. Его учениками могут считаться многие русские ученые - физиологи Е. Адамюк, Н. Бакст, Ф. Заварыкин, И. Сеченов, физики П. Лебедев, П. Зидов, Р. Колли, А. Соколов, Н. Шиддер. К сожалению, не только радостные события ждали Гельмгольца в старости. Его сын Роберт, подававший большие надежды молодой физик, безвременно скончался в 1889 году, оставив работу о лучеиспускании горящих газов. Самые последние работы ученого, написанные в 1891-1892 годах, относятся к теоретической механике. Умер Гельмгольц 8 сентября 1894 года.
Задание № 3
Ответьте на следующие вопросы
1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли на возникновение экспериментальной психологии? 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии. 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
2. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость проведения возбуждения по нервным волокнам (1850)
3. Френология – это наука одна из первых псевдонаук в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа.
4. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии? развитие нейрофизиологии показало несостоятельность теории Галля, и общество постепенно потеряло интерес к френологии. В действительности психические свойства человека не определяются рельефом поверхности мозга. Кроме того, форма черепа не повторяет формы мозга.
5. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера. Эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения чего-либо линейно зависит от логарифма интенсивности раздражителя.
6. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта? 1879
7. Какова основная задача психологии по В. Вундту? Задача психологии, как общей, координированной естествознанию и восполняющей ее эмпирической науки, находить свое подтверждение в способе рассмотрения всех наук о духе, основой которых служит психология
8. Основателем психофизики является Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер.
9. Основателем психометрии является Фрэнсис Гальтон
10. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память? Эббингауз Герман
11. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом. Законы: интереса, осмысления, установки, действия, контекста, торможения, оптимальной длины ряда, края, повторения и незавершенности.
12. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом? Психомоторные тесты
13. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона? Для диагностики интелекта детей
14. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии? Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен па выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснить поведение как реакции на стимулы.
15. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства? Экспериментальный метод исследования, достоинства: возможность выбрать момент начала события; Повторяемость изучаемого события; Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными; Обеспечивается высокая точность результатов; аозможны повторные исследования в аналогичных условиях
16. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?
В первый период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
Практическое занятие № 2
Задание № 1.
Напишите эссе по теме: Этика психологических исследований.
Иногда экспериментальное воздействие, психологическое исследование - это безвредное, возможно, даже приятное, переживание, на которое люди дают свое согласие. Иногда исследователи балансируют между безобидными и безнравственными экспериментами. В связи с этим встает проблема этики проведения психологических исследований.
Психологи часто отваживаются на рискованные с этической точки зрения эксперименты, чтобы получить результаты, максимально приближенные к реальной жизни. Поведение в лаборатории, например, нанесение удара электрическим током в экспериментах по агрессии, не обязательно будет таким же, как в повседневной жизни. Эксперимент должен обладать экспериментальным реализмом, он должен захватывать и увлекать участников. Экспериментаторы не хотят, чтобы люди сознательно играли роли или откровенно скучали; они хотят включить реальные психологические процессы. Например, принуждение людей выбрать силу электрического разряда, чтобы причинить кому-то боль, может дать вполне реалистичную картину агрессии. Оно функционально имитирует реальную агрессию. Чтобы достичь экспериментального реализма, часто необходим обман. Если человек в соседней комнате на самом деле не получает электрических разрядов, то экспериментатор не хочет, чтобы участники знали об этом. Это разрушило бы экспериментальный реализм. Таким образом, почти 1/3 социально-психологических исследований (хотя их доля уменьшается) требуют обмана.
Экспериментаторы также стараются скрывать свои прогнозы, чтобы участники в своем стремлении быть "хорошими испытуемыми" не делали того, чего от них ждут, или из чувства противоречия не делали бы все наоборот. Слова экспериментатора, тон его голоса и жесты невольно могут вызвать желаемые реакции. Чтобы свести до минимума требуемые характеристики - намеки на то, что "требуется" определенное поведение, - экспериментаторы обычно стандартизируют свои инструкции, записывая их на бумаге или используя магнитофон.
Уверенность в том, что вы кому-то причиняете боль или подвергаетесь сильному социальному давлению ради того, чтобы узнать, изменит ли это ваше мнение или поведение, может вызвать временный дискомфорт. Такие эксперименты ставят извечный вопрос: оправдывает ли цель средства? Оправдывает ли озарение исследователя обман, а иногда и страдания людей?
Задание № 3.
Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:
Таблица 2
По способу организации | По характеру влияния | По цели исследования | Соответствие реальности |
Лабораторный эксперимент - проводится в лабораторных условиях. | Констатирующий эксперимент - эксперимент, цель которого установить причинно-следственную связь между явлениями. * | Поисковый эксперимент - эксперимент направлен на поиск каузальной (причинно-следственной) связи. | Идеальный эксперимент - эксперимент организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные - контролируются. |
Естественной эксперимент - проводится в естественных условиях, обычных для участников, которые не проинформированы о влияниях. | Формирующий эксперимент - эксперимент, цель которого сформировать определенные явления. | Подтверждающий эксперимент - эксперимент, направленный на установление вида функциональной количественной связи между явлениями. | Реальный эксперимент - эксперимент, в котором изменяется целый ряд условий, в силу реальности (естественности) проведения. |
Полевой эксперимент - эксперимент по схеме естественного, оснащение может использоваться, участники проинформированы. | Пилотажный эксперимент - пробный эксперимент, первый в серии. | Эксперимент полного соответствия - экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности. |
Задание № 4.
Составьте экспериментальный план.
Цель исследования: сравнить успешность работников, которые прошли курс активные продажи и тех, кто его не проходил.
Независимая переменная: прохождение курса продаж.
Зависимая переменная: успешность работников в продажах.
Экспериментальная выборка: 20 человек на должности продавец-консультант
Проблемно-аналитическое задание:
-
Заполните таблицу
| В чём заключается | Когда применяется |
Поисковое исследование | Направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач. | Основной акцент делается на поиск идей и информации, помогающей как можно глубже понять проблему. |
Критическое исследование | Проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. | Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. |
Уточняющее исследование | Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. | Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание. |
Воспроизводящее исследование | Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. | Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. |