Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кузовной напильник
Данный напильник чаще всего применяется на начальной стадии ремонта для того, чтобы определить структуру повреждения, а также во время заключительной стадии с целью выровнять металл.
Рабочая часть делается из прочной стали, на ней имеются зазубрины. Держатель состоит из двух ручек и винтовой стяжки, которая регулирует степень изгиба напильника.
Уменьшение или увеличение рабочей площади происходит в зависимости от степени изгиба.
Напильники также могут быть разными по размеру, форме. Они могут обладать различным количеством и конфигурацией зубцов. Менее грубые инструменты применяются при работе с алюминиевыми кузовными панелями.
Кузовной напильник способен:
-
выявлять структуру повреждения во время начальной стадии рихтовки; -
обнаруживать мелкие углубления и изгибы в процессе финальной рихтовки; -
срезать небольшие по размеру возвышенности; -
использоваться в завершающем процессе выравнивания, в момент применения шпаклёвки; -
расправлять сварочные швы; -
обрабатывать панель после процесса лужения.
Режущая часть напильника всегда направлена наружу, в противоположную сторону от рихтовщика, который его держит.
Напильник во время работы с ним совершает длинные проходы по всей длине детали. Если происходит застревание напильника, то необходимо ослабить давление на него. Все движения делаются только от себя. После завершения прохода напильник поднимается и возвращается в свое исходное положение, затем начинается выполнение следующего прохода.
Сменные полотна обладают зубцами разного размера, которые также расположены с различной плотностью. Во время финальной обработки детали качественный напильник подготавливает поверхность, не оставляя за собой царапин и других дефектов. На результат работы влияет также и форма зубцов (помимо их размера и плотности расположения).
Для того, чтобы выявить неровности, помимо напильника также применяется крупнозернистая шлифовальная бумага с бруском или на шлифовальной машине. Принцип действий при этом остается прежним. Необходимо произвести шлифовку рихтуемой поверхности. Ямки останутся нетронутыми, а выступы отшлифуются сильнее, возле них возникнут неотшлифованные участки. Если имеющиеся возвышенности не будут очень высокими, то они отшлифуются, и после эта зона будет обладать необходимым контуром.
Надувные подушки и вакуумные присоски
Надувные подушки используют с обратной стороны деформированных деталей. Они применяются для того, чтобы исправить вмятины больших размеров. Также они используются при ремонте внутри дверей и задних крыльев.
Вакуумная присоска иногда применяется при вытягивании плавных вмятин. Она либо имеет ручку, либо находится в составе молотка обратного действия.
Горячее осаживание с использованием споттера
Споттер является устройством для контактной сварки. Он выделяет большое количество тепла в месте контакта свариваемых поверхностей под воздействием электрического тока. В комплекте некоторых споттеров идут угольные стержни (зависит от модели и комплектации). В режиме использования угольного стержня появляется возможность хорошо прогреть необходимую поверхность листа. Данный стержень сильно разогревается и передает тепло на деталь. Под воздействием высокой температуры происходит осаживание металла, что позволяет избавиться от «хлопуна». В таком режиме можно работать с большими поверхностями.
Более мягким осаживанием с помощью споттера считается точечное воздействие на поврежденную область, для этого необходимо отрегулировать силу тока и продолжительность импульсов.
Для такого режима в комплекте должна быть специальная насадка. При использовании этого метода происходит точечный разогрев детали. Это позволяет лучше контролировать процесс усадки. Чаще используется при незначительном расслаблении металла.
Горячее осаживание с использованием кислородно-ацетиленовой горелки
Основным принципом данного метода является процесс нагрева поврежденного участка пламенем горелки. При этом надо учитывать, что разогрев необходимо проводить точечно, а не стараться нагреть сразу всю поврежденную область. Пламя горелки должно находиться перпендикулярно поверхности, это позволит сосредоточить нагрев в одной точке. Разогрев производится до появления вишнево-красного цвета на поверхности металла. После нагрева можно несильно простучать данную область. Дать возможность немного остыть детали и преступить к прогреву другой части повреждения. Постепенно произойдет усадка поврежденной области, и геометрия детали будет восстановлена.
Так же часто встречаются советы, что для использования данного метода работы с металлом, можно применять обычные газовые горелки. Металл конечно ими не разрежешь, но для усадки вполне подходят.
Горячее осаживание с использованием осадочного диска
В основе этого метода лежит все тот же процесс нагрева поврежденной поверхности. И разогрев происходит в результате трения специального диска (осадочный диск) о поверхность детали.
Осадочный диск изготовлен из прочной нержавеющей стали. Он закрепляется на шлифовальную машинку (болгарку). После чего производится обработка диском поврежденной поверхности.
Использование данного метода позволяет качественно прогреть необходимую область и избежать перегрева. При этом исключается повреждение обрабатываемой детали и появляется возможность работать с большими площадями.
Заключение
Для устранения повреждений металлических поверхностей применяются различные методы работы и инструменты. Качественно выполнить работу необходимо знания и опыт.
2.1. Инструкционно-технологическая карта «Правка кузова автомобиля ВАЗ-2190 (Гранта)»
Восстановление незначительных вмятин
Для работы понадобится:
-
Ручное приспособление для вытягивания вмятин; -
Шлифовальная машинка с пневматическим и электрическим приводом; -
Рихтовочные молотки и контропоры; -
Фасонный напильник; -
Шлифовальный брусок; -
Наждачная бумага (с различной зернистостью); -
Пластичная шпатлевка и отвердитель; -
Аппликатор для нанесения шпатлевки; -
Порозаполнитель; -
Грунтовка; -
Восстановительная краска;
Последовательность выполнения операции | фото |
1. Если вмятина расположена в таком участке, к которому отсутствует доступ с обратной стороны кузовной панели, а также, если выправить вмятину посредством нанесения ударов с обратной стороны панели не представляется возможным из-за серьезной деформации металла, выполните несколько 3-х миллиметровых отверстий вдоль линии складки или в самом глубоком месте вмятины. Воспользуйтесь для этого шилом или молотком и пробойником. | |
2. Закрепите наконечник приспособления для вытягивания вмятин в отверстии, расположенном в самом мелком месте и вытяните вмятину. Не следует вытягивать поврежденный участок выше уровня поверхности кузовной детали. Чтобы этого не произошло, следует постукивать молотком по границе вмятины во время ее вытягивания. | |
3. После предварительного вытягивания вмятины с помощью специального приспособления следует более точно откорректировать форму кузовной детали с помощью Т-образного стержня. Если имеется доступ для выправления панели молотком с обратной стороны, при нанесении ударов следует наложить ладонь свободной руки на внешнюю сторону вмятины, чтобы контролировать расположение нанесения ударов. Такой контроль значительно эффективнее визуального контроля. | |
4. После подгонки формы кузовной детали к первоначальным очертаниям следует приступить к шлифовке поверхности с помощью полировочной или шлифовальной машинки, в которой закреплен диск с зернистостью 80 единиц. Шлифование следует производить до оголения металлической основы кузовной детали. Перепады поверхности четко проявятся после снятия лакокрасочного покрытия с восстанавливаемого участка. | |
5. Закрепите в приспособлении диск с зернистостью 100 единиц и снова ошлифуйте восстанавливаемый участок. Переход лакокрасочного покрытия должен распространяться, по крайней мере, на 25 мм вокруг вмятины. | |
6. После снятия всей краски проведите ладонью по восстанавливаемому участку. Такой контроль гладкости поверхности значительно эффективнее визуального контроля. Перед нанесением пластичной шпаклевки, возможно, потребуется слегка откорректировать поверхность, ударяя молотком с обеих сторон кузовной панели. Очистите восстанавливаемый участок растворителем для снятия воскового/силиконового покрытия, поскольку данное средство является наиболее эффективным. | |
7. Смешайте на палитре (или на листе картона) пластичную шпаклевку с отвердителем. При этом следует строго придерживаться инструкций производителя шпаклевки и отвердителя, так как в случае неправильного смешивания нанесенную шпаклевку, которая не закрепится на поверхности кузовной детали, придется удалять, и начинать процедуру сначала. | |
8.Не допускается застывания шпатлевки, распределите ее по восстанавливаемому участку с помощью пластмассового шпателя, производя сглаживающие движения. Для прикрепления пластичной шпатлевки к металлу кузовной детали следует прилагать некоторое усилие к шпателю. Как только шпатлевка начнет скатываться под шпателем выполнение операции следует прекратить. | |
9.Дождитесь высыхания шпатлевки до той стадии, когда ногтем можно будет лишь поцарапать, но не продавить зашпаклеванную поверхность (не следует дожидаться полного застывания шпатлевки), затем ошлифуйте восстанавливаемый участок, придавая ему форму поверхности кузовной детали, с помощью фасонного напильника. | |
10.Воспользовавшись шлифовальным бруском, обработайте переход на границе восстанавливаемой и оригинальной поверхности, затем ошлифуйте зашпаклеванный участок наждачной бумагой с зернистостью 80, придавая поверхности необходимую гладкость. Если шпатлевка опустится ниже требуемого уровня восстанавливаемой поверхности или в случае отслаивания ее граничного участка, нанесите следующий тонкий слой. После высыхания пластичной шпатлевки повторите шлифовку перехода и обработку участка наждачной бумагой с зернистостью 80 единиц. | |
11.Воспользовавшись наждачной бумагой средней зернистостью (320 единиц), ошлифовывая восстанавливаемый участок и придавая его поверхности окончательный профиль. Границы участка должны переходить в полностью оголенную металлическую основу кузовной детали. Снова проведите ладонью по восстановленной поверхности, определяя гладкость слоя шпатлевки. Неровности, неуловимые взглядом, но ощутимые ладонью, могут проявиться после окрашивания поверхности. | |
12.Воспользовавшись шлифовальным диском средней зернистостью (320 единиц), полностью оголите металл неповрежденной поверхности, окружающей восстанавливаемый участок. | |
13.Проведите ладонью по границе перехода оголенной металлической и лакокрасочной поверхности кузовной детали. Перепад поверхностей не должен определяться наощупь. После достижения требуемого результата следует сдуть пыль сжатым воздухом, после чего необходимо накрыть прилегающие кузовные поверхности или облицовочные панели. | |
14.Нанесите на восстанавливаемый участок несколько слоев грунтовки. Не наносите толстые слои грунтовки, чтобы предупредить образование потеков или проседание слоя. Нанесение следующего слоя следует производить после высыхания предыдущего. | |
15.Нанесите на участок порозаполнитель, чтобы устранить царапины или другие дефекты, имеющиеся на загрунтованной поверхности. | |
16.Обработайте участок наждачной бумагой с зернистостью 360 или 400 единиц, чтобы снять лишний порозаполнитель, затем нанесите дополнительный слой грунтовки. | |
17.Снимите материал, защищающий смежные панели, затем нанесите тонкий слой полировочного состава вдоль границы лакокрасочного покрытия, прилегающей к загрунтованному участку. | |
18.С помощью полировочного круга снимите полировочный состав и грунтовку с лакокрасочного покрытия. | |
19.Выполните финишную обработку, воспользовавшись чрезвычайно мелкозернистой наждачной бумагой (1000 единиц), затем снова накройте панели, прилегающие к восстанавливаемому участку. | |
20.Тщательно очистите участок с помощью пылепоглощающей ткани. | |
21.Нанесите финишный слой лакокрасочного покрытия. Допустимо нанесение краски, поставляемой в аэрозолях, однако предпочтительнее нанести высококачественную восстановительную краску, распылив ее из краскопульта, учитывая немалый объем выполненных подготовительных работ. При использовании краски из аэрозоля нанесение нескольких тонких слоев предпочтительнее нанесения одного толстого слоя. При этом каждый следующий слой следует наносить после высыхания предыдущего слоя. При использовании краскопульта следует придерживаться специальных инструкций производителя краски в отношении интервалов между нанесением слоев и т.д. | |
22.Отойдите на некоторое расстояние от автомобиля и оцените качество выполненной работы. Не следует наносить полировочное или восковое покрытие прежде, чем восстановленное лакокрасочное покрытие высохнет (ознакомьтесь с инструкцией, прикрепленной к емкости с краской) | |
Заключение
В результате изучения учебной и производственной практики я ознакомился со своей профессией и приобрел практические навыки по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Список используемых источников
1.https://krutilvertel.com/guide-to-self-repairing-car-bodies-glava5-ustranenie-neznachitelnyh-vmjatin
2.https://kuzovnoy.ru/infobase/cat_parts_repair/
3.https://carmanuals.ru/lada-granta/kuzov