Файл: И воспитанию дошкольников в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 43 —
Т. Н. Яркина. Подходы к физическому развитию и воспитанию дошкольников...
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
УДК 373.2.01
Т. Н. Яркина
ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обосновываются актуальные подходы к физическому развитию и воспитанию де- тей в связи с происходящими в дошкольном образовании изменениями, обусловлен- ными введением Федерального государственного образовательного стандарта. Кратко представлена характеристика выделенных подходов, раскрыта их значимость приме- нительно к физическому развитию дошкольников.
Правильно организованное физическое воспитание чрезвычайно важно для полно- ценного развития растущего детского организма, следовательно, необходимы опреде- ленные подходы к осуществлению данного процесса. Такими подходами, по мнению автора, являются деятельностный, интегративный, индивидуальный, личностный, компетентностный, аксиологический и оптимизационный. Комплексное применение этих подходов позволит эффективно решать задачи физического развития дошкольни- ков, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом до- школьного образования, например охрана и укрепление здоровья, формирование ос- нов здорового образа жизни, развитие физических качеств и основных видов движе- ний детей.
Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, физическое развитие, физи-
ческое воспитание дошкольников, подход, стандартизация образования.
В настоящее время в дошкольном образовании происходят серьезные изменения, свя- занные с обеспечением его соответствия требованиям XXI в., экономическим и социаль- ным запросам развития страны, потребностям государства, общества и личности.
Актуализируются задачи обеспечения государственных гарантий доступности и рав- ных возможностей получения полноценного дошкольного образования, достижения ново- го современного качества дошкольного образования, повышения престижа педагогиче- ской профессии и профессиональной компетентности педагогов дошкольного профиля, усиления их государственной и общественной поддержки.
Введение в действие федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации обусловило значимые изменения в системе дошкольного образования:
– признание дошкольного образования первым (но не обязательным) уровнем системы общего образования;
– утверждение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) до- школьного образования с одновременной отменой федеральных государственных требова- ний к структуре основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования;


Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 2 (8)
— 44 —
– введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;
– принятие профессионального стандарта педагога и др.
Все это подчеркивает серьезность всех тех изменений в сфере дошкольного образова- ния, которые осуществляются сегодня.
Безусловно, прежде всего ФГОС задает новые векторы развития дошкольного образова- ния и определяет критерии его эффективности.
ФГОС дошкольного образования утверждает основные, специфические для дошкольно- го детства принципы [1, 2]:
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
– амплификация детского развития;
– индивидуализация дошкольного образования;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом (полно- ценным участником) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– партнерство с семьей;
– возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и осо- бенностям развития);
– формирование познавательных интересов и действий ребенка в разных видах деятель- ности и др.
Стандартизация дошкольного образования позволяет обеспечить каждому ребенку тот равный старт, который позволит ему успешно обучаться в школе.
Из обозначенных стандартом образовательных областей особое внимание хотелось бы обратить на «Физическое развитие». Значимость физического развития для периода до- школьного детства раскрывается в работах многих ученых (П. Ф. Лесгафт, В. Г. Алямов- ская, С. О. Филиппова, Э. Я. Степаненкова, Т. И. Осокина и др.). Полноценное физическое развитие, разнообразная двигательная деятельность способствуют не только укреплению и сохранению здоровья детей, но и создают благоприятные условия для развития всех по- знавательных процессов и субъектной позиции ребенка, открывают возможности для по- зитивной социализации, личностного становления, формирования инициативы и творче- ских способностей, в том числе и в двигательной сфере. В настоящее время на всех уров- нях государственного управления растет осознание необходимости повышения значимо- сти и массовости физической культуры как составляющей здорового образа жизни [3].
Если рассматривать стандарт через призму физического развития, то можно отметить следующие задачи:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмо- ционального благополучия);
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек);
– приобретение опыта в двигательной деятельности (основных движениях, спортивных упражнениях, подвижных играх).
В данной статье предпринята попытка теоретического обоснования и рассмотрения на- учно-методологических подходов к физическому развитию и воспитанию детей в дошколь- ной организации.
Изменения, происходящие в дошкольном образовании, как отмечает А. Ю. Тихонова, инициируют поиск новых педагогических подходов, которые были бы ориентированы на


— 45 —
Т. Н. Яркина. Подходы к физическому развитию и воспитанию дошкольников...
применение новых форм организации образовательного процесса и новых технологий обу- чения, воспитания [4].
Мы полагаем, что решение обозначенных ранее задач физического развития и воспита- ния дошкольников актуализирует следующие подходы, определяющие методологические основания построения образовательного процесса.
Деятельностный подход. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Двига- тельно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения дошкольников (Л. В. Трубайчук). Основная идея деятельностного подхода связана с дея- тельностью ребенка как средством становления и развития его субъектности.
Дошкольный возраст – фундамент двигательного развития человека, так как идет ак- тивное становление жизненно важных систем и функций организма, овладение основны- ми движениями, развитие психофизических качеств. Данный процесс будет эффективным при условии личной включенности ребенка, проявления у него позиции субъекта своей двигательной деятельности.
Деятельностный подход предполагает активное включение ребенка в различные виды двигательной деятельности, воспитание самостоятельности и инициативы, формирование рефлексии собственного двигательного поведения. Роль взрослого прежде всего заключа- ется в создании условий для свободного выбора детьми видов двигательной деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
Деятельностный подход направлен на создание экспериментальной модели жизненных ситуаций личностного выбора в совместной деятельности детей. Смена позиции в процес- се совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных мо- делей поведения в зависимости от ситуации и «упражняет» его в таком поведении по от- ношению к значимому другому, как будто этим другим является он сам (А. Ю. Тихонова).
Реализация деятельностного подхода, как одного из ведущих в контексте рассматрива- емого вопроса, основывается на следующих принципах:
– учет ведущих видов деятельности;
– учет сензитивных периодов развития ребенка;
– обогащение, углубление (амплификация) детского развития;
– результативность каждого вида двигательной деятельности;
– высокая мотивированность любых видов двигательной деятельности;
– сотрудничество со взрослыми при организации разных видов двигательной деятель- ности и управлении ими;
– обязательная рефлексия двигательной деятельности.
Относительно последнего принципа стоит отметить, что развитие телесной рефлексии ребенка является одной из важнейших образовательных задач физического воспитания.
К старшему дошкольному возрасту необходимо научить ребенка осознавать мотивы своих действий: чего хочу, почему хочу, зачем хочу совершить то или иное действие, в чем его ценность для меня и окружающего мира. Это помогает ребенку перейти к мотиву – цели, на основе чего и разворачивается его двигательная деятельность, которая обеспечивает ему жизненное пространство, где он приобретает двигательный опыт и основы физической культуры, сохраняющие его целостность и самобытность. Ребенок становится в активную позицию выбора двигательной деятельности, необходимой для своего физического совер- шенствования. В ходе выполнения двигательной деятельности ребенок учится контроли- ровать себя, свои действия; к старшему дошкольному возрасту к него формируется произ- вольность движений и саморегуляция деятельности. Для эффективного осуществления


Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 2 (8)
— 46 —
двигательной деятельности ребенку необходимо умение оценивать свои движения, достиг- нутые результаты. В старшем дошкольном возрасте ребенок может оценить процесс орга- низации и реализации своей двигательной активности, также свои движения с позиции ка- чества – точности, ритмичности, красоты, выразительности, целесообразности. Именно двигательная деятельность является выражением индивидуальной, жизненно необходимой, двигательной потребности ребенка, состояния его здоровья, сущностных отношений с ок- ружающей действительностью, миром природы и людей.
Интегративный подход – один из ключевых в современном дошкольном образовании.
Согласно ему важно не просто проводить занятия физическими упражнениями, а созда- вать единый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, где гармонично пере- плетаются разные образовательные области. Благодаря этому каждый ребенок получит представление о здоровье человека как главной ценности, необходимой ему для полноцен- ной жизни [5].
Интегративный подход отвечает одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим, но емким. Специфика детской психики – глобаль- ность, недифференцированность, неопределенность, неустойчивость (Н. Н. Поддъяков) – оп- ределяет основной закон развития в дошкольном возрасте – доминирование процессов интег- рации. Интегративное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, интег- рированное занятие представляет собой объединение нескольких видов деятельности.
Современное интегрированное занятие, по утверждению Н. Г. Лаврентьевой, направле- но на создание педагогом условий для проявления каждым ребенком активности, инициа- тивы и творчества, самостоятельности, обеспечение свободы выбора [6]. Содержание тако- го занятия проектируется совместно с детьми в соответствии с накопленным опытом, в том числе и двигательным.
В ходе интегрированных физкультурных занятий выполнение детьми движений гармо- нично сочетается с заданиями познавательного, коммуникативного, речевого характера. Ин- тегрированные физкультурные занятия отличают следующие особенности:
– специфика дидактического материала, содержание занятий – развитие основных ви- дов движений, физических качеств и познавательных действий (мыслительных, перцеп- тивных, мнемических);
– гармоничное сочетание развивающих и образовательных задач;
– нетрадиционная форма проведения (экскурсия, путешествие, например «Путешествие на необитаемый остров», «Путешествие в страну Спортландию», олимпиада, например
«Олимпийцы среди нас» и др.);
– четкость, комплексность заданий и видов деятельности;
– использование разнообразного дидактического и методического материала, атрибутов, а также нестандартного оборудования.
Собственно, реализация интегративного подхода в физическом воспитании позволяет повысить мотивацию детей к разным видам деятельности, совершенствует их двигатель- ные умения и навыки, координацию, препятствует перенапряжению и оптимизирует про- цессы познания дошкольников.
Индивидуальный подход. Важнейшая задача стандарта – поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. Стандарт определяет основные критерии развития ре- бенка – его социализацию и индивидуализацию. Во ФГОС особый акцент сделан на созда- ние системы условий для индивидуализации и социализации детей как «программы ми- нимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие создания развивающей образовательной среды [7].


— 47 —
Т. Н. Яркина. Подходы к физическому развитию и воспитанию дошкольников...
В физическом развитии и воспитании дошкольников индивидуализация определяется следующими факторами:
– состоянием здоровья детей (на основе группы здоровья определяется физическая на- грузка, характер закаливающих процедур, оптимальные виды двигательной деятельности);
– характером двигательной активности (объем, интенсивность и содержание двигатель- ной деятельности у детей различна, в связи с этим выделяются дети с высоким уровнем двигательной активности, средним, малоподвижные);
– уровнем физического развития и физической подготовленности (антропометрические показатели, уровень развития физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливо- сти и т. д.);
– уровнем двигательного развития (степень овладения детьми основными видами дви- жений: ходьбой, бегом, прыжками и др.);
– половой принадлежностью ребенка (тип полового поведения) [8];
– типом конституции ребенка: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный [9].
Учет вышеназванных особенностей в организации физкультурно-оздоровительной дея- тельности необходим, поскольку определяет выбор оптимальных форм и методов оздоров- ления детей, обеспечивает адекватную оценку их физического и двигательного развития, что в свою очередь способствует поддержанию и развитию детской индивидуальности.
Тесно связан с вышеназванным подходом личностный (личностно ориентированный), поддерживающий одну из ключевых позиций стандарта – поощрение инициативы ребен- ка. А. Ю. Тихонова применительно к современному дошкольному образованию выделяет индивидуально-личностный подход, который характеризуется ориентированностью лич- ности на самопознание и самоопределение, реализацию индивидуальных потребностей в соответствии с социальными и общекультурными нормами [4].
Личностный подход изменяет позицию взрослого, который выступает посредником, по- мощником в воплощении детской инициативы и проявлении самостоятельности в разных видах деятельности. Двигательная деятельность предоставляет широкие возможности для проявления личностных особенностей детей, раскрытия творческого потенциала в двига- тельной сфере благодаря разнообразию видов двигательной активности, непринужденно- сти и раскрепощенности детей в движениях, мышечному удовольствию и радости. Ребе- нок получает возможность проверить свои физические силы, быть успешным и признан- ным (в подвижных играх, эстафетах и др.), преодолеть имеющиеся страхи и неуверенность при выполнении движений.
Безусловно, все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится осно- вой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для личност- ного развития – когнитивного, социального, эмоционального.
Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современ- ных представлений о цели образования ключевые компетенции являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую, школьную жизнь.
Следует отметить, что компетентностный подход прежде всего рассматривается приме- нительно к взрослым участникам образовательного процесса (педагогам, родителям), так как ориентирован на развитие и проявление компетентности. В отношении дошкольников, мы полагаем, целесообразнее говорить о становлении начальных ключевых компетенций, которые рассматриваются как некоторые внутренние потенциальные, скрытые психологи- ческие новообразования (знания, представления, система ценностей и отношений), кото- рые затем выявляются в компетентностях человека как активных, деятельностных прояв- лениях [10].