Файл: И воспитанию дошкольников в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 2 (8)
— 48 —
В дошкольном возрасте идет процесс становления здоровьесберегающих компетенций, которые к завершению периода дошкольного детства проявляются в виде интегративных ка- честв дошкольника. Характеристику интегративных качеств дошкольников в области физи- ческого развития, опираясь на стандарт дошкольного образования, мы видим в следующем:
– физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками, само- стоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;
– владеет необходимыми умениями и навыками основных видов движений, способен контролировать свои движения и управлять ими, демонстрирует освоенную культуру дви- жений в разных видах детской деятельности;
– проявляет инициативу и самостоятельность в организации собственной двигательной деятельности и двигательной деятельности сверстников, в том числе подвижных игр, ана- лизирует их результаты;
– обладает воображением и проявляет творчество в двигательной деятельности (при выполнении упражнений и в играх), активно использует двигательный опыт в новых об- стоятельствах;
– эмоционально отзывчив: испытывает положительные эмоции, чувство мышечной ра- дости и состояние эмоционального комфорта от двигательной деятельности (собственной, сверстников, взрослых), ее успешных результатов, радуется спортивным победам, пережи- вает спортивные поражения;
– активен, проявляет любознательность в двигательной сфере, свободно и вариативно использует основные движения в самостоятельной деятельности, интегрирует движения с разными видами детской деятельности;
– стремится проявлять максимальные физические возможности при выполнении уп- ражнений, в подвижных играх, оценивает их выполнение, общий результат, владеет эле- ментарной рефлексией двигательной деятельности.
Формирование начальных ключевых здоровьесберегающих компетенций дошкольни- ков – одна из перспективных задач дошкольного образования, которую, по нашему убеж- дению, эффективно могут решать только высокопрофессиональные педагоги в сотрудниче- стве с родителями. В связи с этим возникает вопрос о развитии и совершенствовании про- фессиональной компетентности педагогов дошкольного профиля. Профессиональная ком- петентность в сфере здоровьесбережения рассматривается нами как система компетенций, интегральная характеристика личности педагога, проявляемая в способности профессио- нально решать проблемы и задачи, связанные с организацией и осуществлением физкуль- турно-оздоровительной деятельности, антиципации результатов и последствий своей дея- тельности и ответственность за них [11]. В данном контексте к профессиональной компе- тентности педагога предъявляются особые требования, так как он несет ответственность за жизнь и здоровье детей, имеет дело с неокрепшим растущим детским организмом, невер- ное и неадекватное воздействие на который может привести к травмам и нанести ущерб здоровью. В профессиональном стандарте актуализируется необходимость знания педаго- гом теоретических основ физического развития, умений применять методы физического развития детей в соответствии с образовательной программой дошкольной организации, способностей формировать культуру здорового и безопасного образа жизни [12].
Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения об- щечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежит понимание и ут- верждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения, образования в целом.
В основу современной государственной политики РФ в области дошкольного образова- ния положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической цен-
— 49 —
Т. Н. Яркина. Подходы к физическому развитию и воспитанию дошкольников...
ностью выступает ребенок, его жизнь и здоровье. Признание самоценности личности ре- бенка, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей, создание усло- вий для его творческой самореализации, в том числе и через движения, диктуется основны- ми положениями ФГОС дошкольного образования.
В контексте данного подхода здоровье рассматривается как профессиональная цен- ность, а это определяет необходимость формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей). Ценностное отношение подразумевает осознание важности здоровья для всей жизнедеятельности человека и восприятие его как исключительной ценности, отказ от вредных привычек, внутренняя мотивация к ведению здорового образа жизни, активность в способах сохранения и укрепления здоровья.
Оптимизационный подход. Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта из возможных, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам. Оптимизиро- вать физическое развитие и воспитание дошкольников – значит определить, выбрать или сконструировать такую систему мер, условий и воздействий, которые, будучи применен- ными в конкретной дошкольной организации, так преобразовали бы всю систему физкуль- турно-оздоровительной деятельности, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем преж- де, максимально возможные конечные результаты. Стандарт дошкольного образования в этом смысле открывает для педагогов такие возможности.
В таблице представлена характеристика описанных выше подходов применительно к физическому развитию и воспитанию дошкольников.
Характеристика подходов
к физическому развитию и воспитанию детей
Подход
Целевая ориентация
Содержание
Характер взаимодействия субъектов
Результаты
1 2
3 4
5
Д
еятельно стный
Формирование знаний в области физической культуры, умений и навыков, обеспечи- вающих успешность практической двига- тельной деятельности
Освоение основных видов движений, обогащение и накопле- ние двигательного опыта с опорой на ведущие виды дея- тельности (предмет- ную, игровую)
Ребенок – субъект двигательной деятель- ности, педагог – орга- низатор, помощник в решении ребенком двигательных задач
Сформированные навыки основных видов движений, произвольность двигательной деятель- ности
Интегра тивный
Формирование целостного представ- ления детей о двига- тельной деятельности во взаимосвязи с другими видами деятельности, повы- шение интереса и мотивации детей к двигательной деятельности, совер- шенствование двига- тельных действий
Интеграция различных видов деятельности: речевой, познаватель- ной, художественно- эстетической, кон- структивной с движениями
Объединение усилий всех специалистов дошкольной организа- ции в сотрудничестве с родителями, призна- ние права ребенка на самостоятельность и выбор
Интегративные качества личности дошкольника: произ- вольность движений, самостоятельность, инициативность в двигательной деятельности, твор- чество
Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 2 (8)
— 50 —
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
1 2
3 4
5
Индивиду альный
Содействие проявле- нию и развитию индивидуальности ребенка в физическом аспекте и двигатель- ной сфере
Индивидуализация задач, средств, форм и методов физического развития и воспитания детей, индивидуализа- ция двигательных заданий в групповых, фронтальных формах
Индивидуальное взаимодействие педагога с ребенком, родителями, призна- ние и уважение индивидуальности каждого ребенка и его родителей
Индивидуальный характер двигательной деятельности, проявле- ние ребенком индиви- дуальных достижений, свойственных его природе
Лично стный
Создание условий для реализации личност- ного потенциала
(возможностей и интересов) каждого ребенка в двигатель- ной сфере
Обеспечение возмож- ности каждому ребенку реализовать себя (свои способно- сти, склонности, двигательные предпоч- тения), реализация права выбора вида, партнера, оборудова- ния в двигательной деятельности
Адресное, личностно направленное общение взрослого с ребенком, субъект-субъектное взаимодействие, основанное на равно- правном сотрудничест- ве, взаимопонимании и уважении
Личностные достиже- ния детей: личностный смысл двигательной деятельности, лич- ностно значимый двигательный опыт, рефлексия, ориентация на саморазвитие
К
омпетентно стный
Содействие становле- нию начальных ключевых здоровье- сберегающих компе- тенций
Становление началь- ных компетенций здоровьесбережения, выступающих в даль- нейшем основой здорового образа жизни, личностная направленность физкультурного образования, обеспече- ние активности детей
Личностное субъект- субъектное взаимодей- ствие взрослых и детей, создание педагогом проблемных ситуаций и ситуаций выбора оптимального двигательного поведе- ния, включение детей и родителей в проект- ную деятельность
Сформированные интегративные качества дошкольни- ка – физически развитый: гармонич- ный, инициативный, готовый самостоятель- но решать задачи, связанные с поддержа- нием здоровья; профессиональная компетентность педагогов и родителей в сфере здоровьесбере- жения детей
Ак сио логиче ский
Воспитание ценност- ного отношения к здоровью и здорово- му образу жизни
Присвоение общечело- веческих ценностей – ценности жизни, здоровья; мотивирова- ние детей на овладе- ние основами здорово- го образа жизни (ЗОЖ)
Признание безуслов- ной ценности лично- сти каждого ребенка, его жизни и здоровья, позитивное взаимо- действие с ребенком, основанное на ува- жении
Положительное отношение к двига- тельной деятельности, ценностное отношение к здоровью, мотивация всех участников образовательного процесса на ЗОЖ
Оптимизационный
Преобразование системы физкультур- но-оздоровительной деятельности в до- школьной образова- тельной организации
(ДОО)
Определение, выбор или конструирование наиболее оптимальной системы мер, условий и воздействий исходя из возможностей конкретной дошколь- ной организации
Интеграция усилий всех специалистов дошкольной организа- ции в сотрудничестве с родителями
Достижение макси- мально возможных результатов (оптималь- ных для детей конкрет- ной ДОО): снижение заболеваемости, улучшение показателей физической подготов- ленности и двигатель- ного развития
— 51 —
Т. Н. Яркина. Подходы к физическому развитию и воспитанию дошкольников...
Итак, введение ФГОС дошкольного образования изменяет отношение к дошкольному детству, определяя его как самоценный и очень значимый период жизнедеятельности чело- века, в котором заложены значительные образовательные возможности. Принятый ФГОС ориентирован на достижение нового качества дошкольного образования, в том числе и в об- ласти физической культуры дошкольников.
На наш взгляд, комплексное применение охарактеризованных подходов обеспечит воз- можность профессионального и оперативного решения задач, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, всеми участни- ками образовательного процесса в части задач физического развития и воспитания до- школьников.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Проект // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 8–22.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ
Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155. URL: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
3. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 127–130.
4. Тихонова А. Ю. Научно-методологические основы современного дошкольного образования // Актуальные вопросы дошкольного образования: материалы науч. конф. (г. Ульяновск, май 2011 г.). Ульяновск: УИПКиПРО, 2011. С. 5–9.
5. Лебедева С. А. Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников // Дошкольное физическое воспи- тание: материалы II Всерос. науч. конф. (г. Липецк, 2009 г.). Липецк: ЛГПУ, 2009. С. 65–69.
6. Лаврентьева Н. Г. Интеграция в педагогическом процессе дошкольного учреждения: традиции и современность //
Интеграция образования. 2013. № 3. С. 61–64.
7. Бережнова О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ. 2014. № 5. С. 32–40.
8. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 96 с.
9. Филиппова С. О., Петренкина Н. А. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников // Современ- ные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106–7361 (дата обращения: 16.01.2015).
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.
2003. № 5. С. 12–24.
11. Яркина Т. Н. Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения до- школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2. С. 51–57.
12. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, на- чального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда Рос- сии от 18.10.2013 г. № 544 н. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
Яркина Т. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: tabrosko2008@mail.ru
Материал поступил в редакцию 30.12.2014.
T. N. Yarkina
APPROACHES TO PHYSICAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING
THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION
The article gives proof of the actual approaches to the physical development and educa- tion of children connected with the changes taking place in the preschool education. These
Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 2 (8)
— 52 —
changes are caused by the introduction of the federal state educational standard. Presents the brief characteristic of the selected approaches, reveals their importance in regard to the phy- sical development of preschoolers.
Properly organized physical education is extremely important for the full development of a growing child's body; therefore, specific approaches to the implementation of the process are required. These approaches, according to the author, are the activity, integrative, indivi- dual, personal, competence-based, axiological and optimization approaches. Integrated app- lication of these approaches will effectively solve the problems of the physical development of preschool children determined by the federal state educational standard of preschool edu- cation, for example, health protection and promotion, formation of the bases of a healthy life- style, development of physical qualities and main types of movements of children.
Key words: federal state educational standard of preschool education, physical deve-
lopment, physical education of preschoolers, approach, standardization of education.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart. Proekt [Federal State Educational Standard. Project]. Doshkol'noe
vospitanie – Preschool education, 2013, no. 9, pp. 8–22 (in Russian).
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz Minobrnauki
Rossii ot 17.10.2013 № 1155 [On the approval of the Federal state educational standard of preschool education]. URL: http://
www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (in Russian).
3. Revyakina V. I. Ozdorovitel'nyy podkhod k organizatsii fi zicheskoy kul'tury v shkole [Health approach to the organization of physical training in schools]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 127–130 (in Russian).
4. Tihonova A. Yu. Nauchno-metodologicheskie osnovy sovremennogo doshkol'nogo obrazovaniya [Scientifi c and methodical bases of modern preschool education]. Materialy nauchnoy konferentsii “Aktual'nye voprosy doshkol'nogo obrazovaniya”
[Topical issues of preschool education: works of the scientifi c conference] (g. Ul'yanovsk, may 2011 g.). Ulyanovsk, UIPKiPRO
Publ., 2011. Pp. 5–9 (in Russian).
5. Lebedeva S. A. Integrirovannyy podkhod v fi zicheskom vospitanii doshkol'nikov [Аn integrated approach to physical education of preschool children]. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Doshkol'noe fi zicheskoe vospitanie”
[Works of the second all-Russian scientifi c-practical conference “Preschool physical education”] (g. Lipetsk, 2009 g.). Lipetsk,
LGPU Publ., 2009. Pp. 65–69 (in Russian).
6. Lavrent'eva N. G. Integratsiya v pedagogicheskom protsesse doshkol'nogo uchrezhdeniya: traditsii i sovremennost' [Integra- tion at pre-school institutions’ pedagogical process: traditions and modernity]. Integratsiya obrazovaniya – Integration of edu-
cation, 2013, no. 3, pp. 61–64 (in Russian).
7. Berezhnova O. V. FGOS doshkol'nogo obrazovaniya: osnovnye polozheniya [Federal state educational standards of preschool education fundamentals]. Upravlenie DOU – Preschool management, 2014, no. 5, pp. 32–40 (in Russian).
8. Filippova S.
O. Mir dvizheniy mal'chikov i devochek [World of movements of boys and girls]. St. Petersburg, DETSTVO-
PRESS Publ., 2001. 96 p. (in Russian).
9. Filippova S. O., Petrenkina N. A. Sovremennye podkhody k otsenke fi zicheskogo sostoyaniya doshkol'nikov [Modern approa- ches to the assessment of the physical condition of preschool children]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Mo-
dern problems of science and education, 2012, no. 6. URL: http://www.science-education.ru/106–7361/ (accessed 16 January
2015) (in Russian).
10. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Core competencies – a new Paradigm of education result]. Vysshee obrazovanie segodnya – Higher education today, 2003, no. 5, pp. 12–24 (in Russian).
11. Yarkina T. N. Razvitie professional'noy kompetentnosti budushchikh pedagogov v sfere zdorov'esberezheniya doshkol'nikov
[Development of professional competence of future teachers in the fi eld of saving the health of preschoolers]. Nauchno-peda-
gogicheskoe obozrenie – Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 51–57 (in Russian).
12. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta “Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo
obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')”: Prikaz Mintruda Rossii ot
18.10.2013 № 544 n [About the approval of the professional standard “The teacher (pedagogical activity in the sphere of