Файл: Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение и смысл слов, фраз


Речевые звуковые явления


Выразительные качества голоса


Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.


Структура вербального общения


Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.


Кинестика


Таксика


Проксемика


Невербальные средства общения изучают следующие науки:


Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации


ЖЕСТЫ


это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания)


это своеобразные заменители слов или фраз в общении.


это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.


это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.


иллюстраторы


регуляторы


адапторы


эмблемы


Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на 4 группы:


ДИАЛОГ


Диалог –


представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка


Диалог –


естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.



Диалог –


первичная естественная форма языкового общения, классической формой речевого общения


Диалог –


подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения.


ДЛЯ ДИАЛОГА ХАРАКТЕРНЫ:


разговорная лексика и фразеология


1


2


3


4


краткость, недоговоренность, обрывистость


простые и сложные бессоюзные предложения


кратковременное предварительное обдумывание


Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.


Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных


Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками


В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме:
передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) - (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.


Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:


Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех, скорбная мина)


“Зеркало” - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.


Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?”


Оценки, советы.


“Эхо-реакция” - повторение последнего слова собеседника.


“Парафраз” - передача содержания высказывания партнера другими словами.


Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”, “ну”, кивание подбородком)


Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).


Обычно в слушании проявляется три такта:


комментирование



уяснение


поддержка


Активное слушание


Пассивное слушание


Эмпатическое слушание


3


Виды слушания
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.


1


виды


2