Файл: Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значение и смысл слов, фраз
Речевые звуковые явления
Выразительные качества голоса
Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Структура вербального общения
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.
Кинестика
Таксика
Проксемика
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации
ЖЕСТЫ
это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания)
это своеобразные заменители слов или фраз в общении.
это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
иллюстраторы
регуляторы
адапторы
эмблемы
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на 4 группы:
ДИАЛОГ
Диалог –
представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка
Диалог –
естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.
Диалог –
первичная естественная форма языкового общения, классической формой речевого общения
Диалог –
подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения.
ДЛЯ ДИАЛОГА ХАРАКТЕРНЫ:
разговорная лексика и фразеология
1
2
3
4
краткость, недоговоренность, обрывистость
простые и сложные бессоюзные предложения
кратковременное предварительное обдумывание
Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.
Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных
Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками
В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме:
передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) - (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.
Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:
Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех, скорбная мина)
“Зеркало” - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?”
Оценки, советы.
“Эхо-реакция” - повторение последнего слова собеседника.
“Парафраз” - передача содержания высказывания партнера другими словами.
Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”, “ну”, кивание подбородком)
Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
Обычно в слушании проявляется три такта:
комментирование
уяснение
поддержка
Активное слушание
Пассивное слушание
Эмпатическое слушание
3
Виды слушания
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.
1
виды
2