Файл: По учебному курсу Функциональные стили современного русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педогагический институт

(наименование института полностью)

ППОбд-2002б

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 1

по учебному курсу «Функциональные стили современного русского языка»


(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Родичикна Е.М.







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-2002б













Преподаватель

Третьякова Д.В.







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1


Текст 1

Изучение юридического дискурса в плане интерпретации юридических терминов имеет большое значение в настоящее время, поскольку понятийный объем некоторых лексических единиц структурируется неадекватным способом. Часто преобладают не научное, а обыденное (многозначное) понимание и толкование терминов, что недопустимо при разработке юридических документов, законов, статей кодексов и др.


Проблема интерпретации в области права и юриспруденции, с одной стороны, сохраняет особенности, присущие образцам научного рассуждения, с другой стороны, приобретает специфику этой профессиональной сферы человеческой деятельности. Поэтому методику интерпретации юридического дискурса можно построить только с учетом этого обстоятельства. Анализ исследований в этой области убеждает в том, что достаточно трудно провести границу между юридическим сознанием и юридическим текстом, поскольку восприятие преобладает в профессиональной деятельности юриста. Поэтому для полного понимания и правильного толкования текста права необходимо рассмотреть проблему интерпретации юридического текста, главной составляющей юридического дискурса.

Стилистический анализ текста

  1. Комплекс экстралингвистических факторов.

  1. Сфера распространения – сфера науки.

  2. Тип мышления в данной сфере – теоретическое (абстрактное), главным является точное, однозначное выражение мыс­ли, данное в логической последовательности и непротиворе­чивости.

  3. Основная функция – сообщения (информативная).

  4. Характер субъекта (адресанта) речи – абстрагированный субъект, продуктор и передатчик нового научного знания.

  5. Характер адресата речи – абстрагированный адресат, рецептор и анализатор научного знания.

  1. Основные стилевые черты – отвлечен­но-обобщенность, объективность (бессубъектность) и подчеркнутая логичность из­ложения. Отсюда частные стилевые приметы данного текста: смыс­ловая точность (однозначность), строгость, скрытая эмоциональность.

  2. Языковые особенности.

1. Лексические особенности:

– лингвистические и другие научные термины: понятийный объем, лексическая единица, методика интерпретации, главная составляющая.

– каждое из слов выражает общее понятие или абстрактное явление:

Специфику, методика, особенность, дискурс, интерпретация, анализ

– отвлеченно-обобщенный характер речи подчеркивает­ся специальными лексическими единицами: поскольку, часто, присуще

2. Морфологические особенности:

– преобладание имени над глаголом: из 128 слов текста – 11 глаголов;

– существительные с обозначением понятий призна­ка, движения, состояния (слова на

-ние, -ие): значение, понимание, толкование, восприятие

– отыменные прилагательные (на -ический, -альный):юридический, понятийный, лексический

– отглагольные существительные без суффиксов или с суффиксами: значение, понимание, толкование, восприятие, составляющее.

– отсутствие глагольных форм 1-го и 2-го лица единственного числа и рас­пространение неличных форм: безличных глаголов, инфинити­ва, часто сочетающегося с безлично-предикативными и модаль­ными словами: имеет, недопустимо, можно построить, для полного понимания, необходимо рассмотреть.

– существительные заме­няют личные формы глагола и инфинитив: значит – значение, понять – понимание, толковать – толкование, воспринять – восприятие, состав - составляющее

– упот­ребление настоящего вневременного: имеет большое значение… недопустимо при разработке….убеждает в том…необходимо рассмотреть…

– употребление причастий: присущие, составляющие

– употребление деепричастных оборотов: понятийный объем некоторых лексических единиц структурируется неадекватным способом… сохраняет особенности, присущие образцам научного рассуждения…

3.Синтаксические средства.

Синтаксис данного текста отличается структурной пол­нотой, ярко выраженной союзной связью, усложненностью конструкций с завершенным смысловым содержанием, широ­кой употребительностью пассивных оборотов:

– среди словосочетаний преобладают именные, представлен­ные цепочкой родительных падежей: Изучение юридического дискурса в плане интерпретации юридических терминов

– в ска­зуемых используются связки: можно, необходимо, часто
Текст представляет собой 6 предложений.

  1. Сложноподчиненное с придаточным причины: «Изучение юридического дискурса в плане интерпретации юридических терминов имеет большое значение в настоящее время, поскольку понятийный объем некоторых лексических единиц структурируется неадекватным способом».

  2. Сложное предложение с разными видами связи, однородным придаточным присоединения: «Часто преобладают не научное, а обыденное (многозначное) понимание и толкование терминов, что недопустимо при разработке юридических документов, законов, статей кодексов и др».

  3. Простое распространенное предложение с причастными оборотами и вводной конструкцией : «Проблема интерпретации в области права и юриспруденции, с одной стороны, сохраняет особенности, присущие образцам научного рассуждения, с другой стороны, приобретает специфику этой профессиональной сферы человеческой деятельности».

  4. Простое распространенное предложение: «Поэтому методику интерпретации юридического дискурса можно построить только с учетом этого обстоятельства».

  5. Сложноподчиненное предложение с последовательными придаточным изъяснительным и придаточным причины: «Анализ исследований в этой области убеждает в том, что достаточно трудно провести границу между юридическим сознанием и юридическим текстом, поскольку восприятие преобладает в профессиональной деятельности юриста».

  6. Простое предложение с придаточным причины: «Поэтому для полного понимания и правильного толкования текста права необходимо рассмотреть проблему интерпретации юридического текста, главной составляющей юридического дискурса».


  1. Стиль, подстиль и жанр – представленный текст научного стиля.

Подстиль – собственно научный; жанр – научная статья.
Текст 2

ПРИКАЗ

Об утверждении методики расчета показателей мониторинга

системы образования
В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378),

П р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемую методику расчета показателей мониторинга системы образования.
Министр Д.В. Ливанов
Стилистический анализ текста

  1. Комплекс экстралингвистических факторов.

  1. Сфера распространения – административно-правовая.

  2. Тип мышления в данной сфере – социально-ролевой.

  3. Основная функция – регулирующая (сообщение и предписание).

  4. Характер субъекта (адресанта) речи – собирательный, социально обобщенный производитель речи – волеизъявительная личность.

  5. Характер адресата речи – волеисполнительная личность.

  1. Основные стилевые черты – точность изложения, долженствующе- предписывающий характер изложения, стандартизованность (клишированность).

  2. Языковые особенности.

1. Лексические особенности:

– профессиональная терминология: система образования, законодательство Российской Федерации

– словесные трафареты и клише, своеобразная лексика и фразеология, не встречающиеся в других стилях, в том числе с отыменными предлогами: в соответствии с пунктом, осуществление мониторинга.

– название документа: Приказ

– номенклатурное название должности: министр

– аббревиатуры: нет

– лек­сика отглагольного происхождения: осуществление

– лексика со значением предписания: приказываю, утвердить.

– родовые понятия вместо видовых: Правительство Российской Федерации

2. Морфологические особенности:

– императивность и регламентированность особенно под­черкиваются активным использованием инфинитива: утвердить

– глагол 1-го л. ед. ч. настоящего времени: приказываю.


– употребление причастий: утвержденных.

– употребление числительных для обозначения дат: 5 августа 2013 г.

– употребление глагольно-именных сочетаний: Утвердить прилагаемую методику

3. Синтаксические средства.

Синтаксис данного текста отличается усложненностью конструк­ций с четким членением, ярким выражением синтак­сической связи с прямым поря­дком слов.

Текст представляет одно предложение.

Среди словосочетаний преобладают именные, представлен­ные цепочкой родительных падежей: В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации…

Предложении присутствует причастный оборот, дополненный уточнением: В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»…

  1. Стиль, подстиль и жанр – представленный текст официально-делового стиля, подстиль – канцелярский; жанр – приказ.


Текст 3

…1. Культурная и научная деятельность на территории Российской Федерации осуществляется на русском языке как государственном языке Российской Федерации и иных языках в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. Много однородных членов, имена собст

2. В целях доступа и приобщения граждан Российской Федерации к достижениям науки в области русского языка, ценностям культуры, художественной литературы, воспитания художественного вкуса и чувства слова, повышения уровня духовной культуры общества государство гарантирует:

– научное обеспечение развития русского языка, культуры, художественной литературы, фольклора;

– издание классиков художественной литературы, научно-популярной литературы, энциклопедий, словарей и справочников;

– внедрение новейших технологий в сферу культурной и научной деятельности, формирование банков и баз данных по русскому языку и иным языкам народов Российской Федерации…перечисления, однородные члены

Стилистический анализ текста

  1. Комплекс экстралингвистических факторов.