Файл: Кроссфит в системе физического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроссфит в системе физического воспитания

На данном этапе развития общества, когда интенсивность двигательной активности постепенно сходит на нет, изобретение новых, интересных, притягательных форм физической культуры крайне актуально.

Давно известно, что путь к здоровью – это систематические занятия физкультурой и спортом. Мотивацией к таким занятиям является использование физических упражнений вариативной темы «Кроссфит» на уроках физической культуры.

В настоящее время большое количество людей серьезно интересуется таким видом физической активности как «Кроссфит». Молодые люди юношеского возраста проявляют интерес к кроссфит в силу того, что он сочетает в себе как популярность, так и активность, позволяющую отдавать избыточную энергию в русло эффективного физиологического развития. Для школьников кроссфит привлекателен тем, что позволяет развивать физическую массу в игровой интерактивно-активной форме с положительным результатом. Актуальность кроссфита в первую очередь заключается в поддержании здорового образа жизни и стимуляции мышечной активности, профилактики сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. Поддержание своего организма в хорошей физической форме превратилось в настоящий тренд.

Что же такое кроссфит?

CrossFit – слово английского происхождения. Cross – пересекать, совмещать, форсировать. Fit - в хорошей форме, сильный, здоровый. Кроссфит – это широкое понятие. В общем и целом, кроссфит – это программа тренировок, комплекс фитнес упражнений, разработанный для проработки всех мышечных групп, воспитания силы и выносливости.

Кроссфит подразделяется на «физкультурный» (для большинства людей) и «соревновательный» (для элитных атлетов, профессиональных спортсменов). Тренировки включают в себя элементы из интервальных тренировок высокой интенсивности, тяжелой атлетики, легкой атлетики, плиометрики, пауэрлифтинга, гимнастики, гиревого спорта и других видов спорта и физической деятельности.

Кроссфит появился тогда, когда встала острая необходимость тренировки, подходящей для любого вида спорта и людей, различного уровня подготовки. Кроссфит использует методику, включающую в себя приемы различных спортивных направлений: легкая атлетика, тяжелая атлетика, гимнастика. Занятия кроссфит вносят разнообразие и эффективность в физическую подготовку обучающихся.

Кроссфит – это высокоинтенсивная тренировка различных групп мышц (иногда одновременно нескольких), которая направлена на развитие не только мускулатуры спортсмена, но и тренировки сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости организма. Кроссфит влияет на физическое развитие всех детей одинаково, но он настолько вариативен, что его можно направить на проработку индивидуальных особенностей.


«Наша специализация — не специализироваться», — говорит основатель и главный идеолог кроссфит (CrossFit) движения, бывший гимнаст Грег Глассман.

История кроссфит

Кроссфит — фитнес компания, основанная Грегом Глассманом и Лореном Дженай в 2000 году. Идеолог Грег Глассман, бывший гимнаст, начал разрабатывать свою программу более 20 лет назад, а в 2001 году в Калифорнии (США) открыл свой первый зал для кроссфита. Он начал продвигать свою методику среди спортсменов, проводил различные семинары. Сегодня по всему миру существует более 4 тысяч спортивных кроссфит залов.




Впервые тренерской деятельностью я занялся в 1974 году в качестве инструктора по гимнастике в Христианском союзе женской молодежи в Пасадене, штат Калифорния. Тогда я был 18-летним студентом колледжа. В течение следующих пятнадцати лет я работал в десятках лучших южно-калифорнийских гимнастических залах, что позволило добиться высокой эффективности моей программы тренировок и приобрести клиентов среди знаменитостей.

Кроссфит сочетает тренировки гимнаста, легкоатлета, тяжелоатлета.

Цель методики кроссфит – совершенствование физического развития человека по таким характеристикам как: выносливость, сила, гибкость, скорость, координация, точность, а также улучшение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, быстроты адаптации к смене нагрузок, что прекрасно подходит для подготовки к непростым испытаниям – сдаче нормативов ГТО.

Привлекательность системы кроссфит упражнений заключается в следующем: возможность занятий как на обязательных занятиях по физической культуре, так и самостоятельно, не требует специального технического оборудования, нагрузки в данном спортивном направлении имеют различную интенсивность, благодаря тому, что существуют программы, как для начинающих, так и для спортсменов высокого уровня.

Кроссфит объединяет 4 типа упражнений:

— «кардио» (бег, скакалка);

— «для мышц ног» (выпады, прыжки, приседания);

— «толкающие» (отжимания, сгибания рук на брусьях, жим грифа штанги);



— «тянущие» (подтягивания и любые тяги гири или блинов штанги).

Необходимо постоянно чередовать упражнения, не выполняя подряд упражнения из одного раздела. Организм ребёнка при таких занятиях учится не только выполнять упражнения с высокой отдачей, но и быстро восстанавливаться от одного упражнения к другому.

Система кроссфит упражнений делится на следующие виды:

1) Метаболические, направленные на улучшение работы сердечно-сосудистой системы и выносливости — бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, прыжки через скакалку.

2) Упражнения основной гимнастики, которые способствуют улучшению контроля над собственным телом (весом) — подтягивания, отжимания обычные и с использование колец и брусьев, стойка на руках, приседания без веса, ходьба выпадами и т. д.

3) Работа с отягощениями, развивающая навыки по приложению силы к внешним объектам — упражнения с набивными мячами, гантелями, гирями, грифами, штангой.

Методика организации и проведения занятий по кроссфиту

из опыта работы Белых Е.В., учителя физической культуры МБОУ «СШ№108 г.Макеевка»

Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно с относительно постоянной интенсивностью. Различают два варианта этого метода:

1. Метод длительной равномерной тренировки;

2. Метод кратковременной равномерной тренировки.

Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интенсивности на протяжении длительного времени. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости. Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Ее продолжительность уменьшается. Он применяется для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости.

Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка.

Метод круговой тренировки.

Метод круговой тренировки - это многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом.  Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств [35].

Повторный метод.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Применение этого метода обеспечивает тренирующее воздействие на организм не только во время выполнения упражнения, а также благодаря суммации утомления организма человека от каждого повторения задания.


Этот тренировочный метод не используется один, а также, как и в других случаях комбинируется .

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Основные признаки соревновательного метода:

  • подчинение всей деятельности задаче победить в соответствие с правилами;

  • стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

  • обеспечение максимальной физической и психической нагрузок.

Соревновательный метод очень хорошо влияет на общий настрой занимающихся, и помогает в состязании друг с другом держать максимальную интенсивность, приучает к преодолению трудностей, соответственно тренирует силу воли[23].

Методика тренировок кроссфит настолько разнонаправленная и развивающая, что может подойти любому ученику.

Главным аргументом в пользу применения кроссфит на занятиях по физической культуре является тот факт, что эта система способствует комплексному развитию физических и психических качеств. В ходе проведения исследований были выявлены следующие характерные особенности кроссфит как вида спорта:

Быстрая смена обстановки выполняемых упражнений и подходов к ним заставляют действовать находчиво, быстро, проявлять самостоятельность;

Благодаря кроссфит, даже в пределах строго лимитированных затрат времени на учебных занятиях, обучающиеся получают больший эффект, выраженный не только в повышении общего уровня работоспособности, но и показателей физической подготовленности, глубинной и эстетической составляющей здоровья.

Поэтому для экспериментальной группы сейчас кроссфит - не сложнее, чем обычный урок физкультуры.

Круг (раунд) – выполнение всех, указанных упражнений друг за другом заданное количество раз 1 подход (раунд).

«На время» – заданное количество упражнений/раундов за минимальное время.

Для оптимизации внедрения кроссфит, на наш взгляд, нужно в начале освоить более простую в освоении методику Табата, затем комплекс круговой тренировки и в заключении программу внедрения кроссфит с разработанными раундами и системой домашних заданий.

Самым популярным методом организации обучающихся для выполнения упражнений является метод Табата.


Схема такова: работа в полную силу 20 секунд, далее 10 секунд отдых. За 4 минуты выполняется 8 циклов. Раундов может быть несколько. Между раундами перерыв 1-2 минуты. Пример: 3-4 раунда, они укладываются в 15-20 минут. Всё очень просто: соотношение 20/10 показало эффективность как в качестве аэробной, так и анаэробной нагрузки, позволяют разогнать обмен веществ более эффективно, чем традиционные продолжительные тренировки.

Комплекс упражнений по системе Табата №1

Таблица 1

  1. 20 сек. Приседания

  2. 10 сек. Отдых

  3. 20 сек. Бёрпи

  4. 10 сек отдых

  5. 20 сек. Скалолаз

  6. 10 сек. Отдых

  7. 20 сек. Прыжки на месте

  8. 10 сек. Отдых

  9. 20 сек. Приседания

  10. 10 сек. Отдых

  11. 20 сек. Бёрпи

  12. 10 сек отдых

  13. 20 сек. Скалолаз

  14. 10 сек. Отдых

  15. 20 сек. Прыжки на месте

  16. 10 сек. Отдых




Комплекс упражнений по системе Табата № 2

В этом комплексе мы также планируем выполнение каждого упражнения на протяжении 20 секунд, а затем 10 секунд отдых. За 20 секунд нужно выполнить максимальное количество повторений. Всего в комплексе четыре простых упражнения:

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

  • подтягивание;

  • подъём корпуса;

  • приседание.

Нужно сделать восемь кругов каждого упражнения, то есть 32 интервала по 20 секунд.

Тренировка анаэробной и аэробной выносливости полезна для всех обучающихся — очевидна польза для спортивных показателей и для жизни. Действие на организм за 4 минуты выполнения системы упражнений Табата можно сравнить с эффектом от часовой кардио тренировки. За 4 минуты тренировки Табата с упражнением присед-прыжок обмен веществ ускоряется вдвое и этот эффект держится полчаса.

Правила тренировок Табата

Чтобы получить максимальный эффект от Табата-тренинга, необходимо соблюдать всего 3 правила:

  • разминка обязательна, так как она прогревает мышцы и повышает пульс;

  • нужно четко соблюдать время;

  • в целях гармоничного развития различных групп мышц целесообразны методы, как динамических усилий, так и статических:

а) преобладать должны упражнения динамического характера.

б) не злоупотреблять упражнениями статического характера.

На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый [гимнастический] спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока. Другое преимущество: ученикам достаточно один раз “пройтись” по всем снарядам (станциям), чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.