Файл: Количество вырабатываемой энергии 35 миллиардов кВтч. Установленная мощность всех станций 8,3 млн кВт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) повышает надёжность и бесперебойность работы электростанции, поэтому обеспечивается стабильное электроснабжение потребителей.
Существуют 2 метода синхронизации генераторов:
1) точная синхронизация а) ручная, б) автоматическая,
2) самосинхронизация.
Способ точной синхронизации состоит в том, что генератор сначала разворачивают турбиной до частоты вращения, близкой к синхронной, а затем возбуждают и при определённых условиях включают в сеть.
Метод самосинхронизации заключается в том, что невозбуждённый генератор посредством первого двигателя
(турбины) разгоняется примерно до синхронной скорости со скольжением


2 3 %
s
 
при разности частот
1 2
1,5
f
f
 
Гц и затем включается в сеть. При этом обмотка возбуждения замыкается на разрядный резистор, используемый для гашения поля, либо на специально предусмотренный для этой цели резистор.
Сразу же после включения генератора в сеть в обмотку возбуждения ротора подаётся возбуждение путём включения
АГП, и Г самостоятельно втягивается в синхронизм.
41
Синхронным компенсатором (СК) называется синхронная машина, работающая в двигательном режиме без нагрузки на валу при изменяющемся токе возбуждения
возб
I
. СК в зависимости от
возб
I
может выдавать реактивную мощность в сеть или потреблять её из сети.
Конструктивно СК похож на СГ, однако выполняется на среднюю частоту


750 1000
f


Гц. Ротор явнополюсный, статор подобен статору СГ.
Основные параметры СК: –
,
,
,
,
,
н
н
н стат
н рот
но
о
е
м
н м р ж
P
S U
I
I
f

Охлаждение синхронных компенсаторов
Используется два вида.
1) Для СК серии КС используется косвенное воздушное охлаждение с замкнутой системой вентиляции.
2) Для КСВ косвенное водородное с охладителями газа, вмонтированными в корпус.
Системы возбуждения в синхронных компенсаторах
Сама распространённая – электромашинная система возбуждения. Применяется для СК с воздушным охлаждением, для всех остальных – бесщёточная система возбуждения (БСВ). Гашение магнитного поля возбуждения СК такое же как и у СГ.
Пуск синхронных компенсаторов
Различают следующие виды пуска СК:
1) пуск с помощью разгонного Д;
2) прямой пуск
- асинхронный с применением реакторов (наиболее распространённый),
- частотный.
Схема пуска
42
Трансформатор (Т) представляет собой электромагнитный аппарат, предназначенный для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты.
Трансформаторы, служащие для преобразования энергии переменного тока в электрических сетях электроэнергетических систем, называются силовыми.
Кроме силовых трансформаторов различают выпрямительные, сварочные, измерительные и др. Трансформаторы бывают: двухобмоточные, трёхобмоточные, многообмоточные; однофазные и трёхфазные.
Основные элементы конструкции трансформатора:
- бак с радиаторами,
- магнитная система (магнитопровод),
- обмотки,
Q
S1
Q
1


- изоляция,
- выводы обмоток (ВН, СН, НН),
- механизм регулирования напряжения,
- защитные и измерительные устройства,
- тележка,
- расширитель,
- термосифонный фильтр,
- охлаждающее устройство,
- устройство контроля изоляции вводов (КИВ) для Т напряжением 330 кВ и выше.
Системы охлаждения силовых трансформаторов
При работе Т происходит нагрев обмоток и магнитопровода за счёт потерь энергии в них. Предельный нагрев частей
Т ограничивается изоляцией, срок службы которой зависит от температуры нагрева. Чем больше мощность трансформатора, тем интенсивнее должна быть система охлаждения.
Охлаждение Т можно разбить на следующие виды: масляное и воздушное (сухие трансформаторы)
Каждый трансформатор имеет условное буквенное обозначение, которое содержит следующие данные в том порядке, как указано ниже:
1 – число фаз ( для однофазных – О, для трёхфазных – Т);
2 – вид охлаждения – в соответствии с пояснениями, приведенными выше;
3 – число обмоток, работающих на различные сети (если оно больше двух), для трёхобмоточного трансформатора Т; для трансформатора с расщепленными обмотками Р (после числа фаз);
4 – буква Н в обозначении при выполнении одной из обмоток с устройством РПН;
5 – буква А на первом месте для обозначения автотрансформатора.
Далее за буквенным обозначением указывается номинальная мощность, кВ·А; класс напряжения обмотки (ВН); климатическое исполнение. Через тире указывается категория размещения.
Схемы и группы соединения обмоток трансформаторов
Обмотки трансформаторов имеют обычно соединения: звезда –
, звезда с выведенной нейтралью – и треугольник –
43
В электрических сетях 110 кВ и выше широкое применение нашли автотрансформаторы (AT). Объясняется это рядом преимуществ, которые они имеют по сравнению с трансформаторами.
АТ представляет собой многообмоточный Т, у которого две обмотки связаны электрически. Существуют двух- и трёхобмоточные, одно- и трёхфазные АТ. Из однофазных можно собрать группу трёхфазных АТ.
Однофазный двухобмоточный АТ имеет 2 электрически связанные обмотки ОВ и ОС.
Часть обмотки, заключенная между выводами В и С, называется последовательной, а между С и О – общей. Вывод
А – вывод обмотки ВН, A
m
- вывод СН.
Режимы работы АТ
В автотрансформаторах с обмоткой НН возможны различные режимы работы:
[1)передача мощности из обмотки ВН в обмотку СН при отключенной обмотке НН;
2)передача мощности из обмотки НН в СН и ВН; передача из обмоток ВН и НН в обмотку СН и другие режимы.
Во всех случаях необходимо контролировать загрузку общей, последовательной обмоток и вывода СН, для этого устанавливают трансформаторы тока ТА1, ТА2, ТА0 для контроля нагрузки.


К особенностям конструкции автотрансформаторов следует отнести необходимость глухого заземления нейтрали, общей для обмоток ВН и СН. Объясняется это следующим. Если в системе с эффективно заземленной нейтралью включить понижающий автотрансформатор с незаземленной нейтралью, то при замыкании на землю одной фазы в сети
СН
1)на последовательную обмотку этой фазы будет воздействовать полное напряжение U
B
3
вместо (U
B
– U
C
)/
3
;
2)напряжение выводов обмотки СН возрастет примерно до U
B
;
3)резко увеличится напряжение, приложенное к обмоткам неповрежденных фаз.
Аналогичная картина наблюдается в случае присоединения повышающего автотрансформатора с незаземленной нейтралью к системе с эффективно заземленной нейтралью.
Такие перенапряжения недопустимы, поэтому нейтрали всех автотрансформаторов глухо заземляются. В этом случае
КЗ на линии со стороны ВН или СН не вызывают опасных перенапряжений, однако в системах ВН и СН возрастают токи однофазного КЗ.
44
При параллельной работе двух или нескольких трансформаторов выводы их обмоток, относящиеся с одноимённым фазам, соединяют между собой как на первичной, там и на вторичной стороне. Если у Т объединены выводы только на первичной стороне напряжения, то такая работа называется совместной.
Достоинства параллельной работы трансформаторов:
1) повышается надёжность электроснабжения потребителей, так как аварийное отключение одного Т не лишает потребителей электроэнергии;
2) обеспечивается экономичный режим в периоды снижения нагрузок за счёт отключения части Т;
3) уменьшается резервная мощность: < чем при питании от одного мощного трансформатора;
4) при появлении новых потребителей их электроснабжение может быть обеспечено путём установки дополнительных
Т, подключаемых параллельно.
Нормальная параллельная работа трансформаторов характеризуется отсутствием уравнительных токов, при этом нагрузка распределяется пропорционально их мощностям и обратно пропорционально Uk%. Токи нагрузки при этом совпадают по фазе.
Для подключения трансформаторов на параллельную работу требуется выполнение следующих условий:
1) Номинальные линейные первичные и вторичные напряжения равны. К1=К2
Отклонение доп. (

0,5 %)
2) напряжение КЗ должны быть равны

10%
U
к1
%= U
к2
%
3) Одинаковые группы соединений (зв-треуг-11)
4) Мощности Т должны быть одинаковы S1=S2 (3:1)
До включения трансформаторов на параллельную работу производится фазировка – проверка совпадения по фазе вторичных напряжений у двух трансформаторов, присоединённых с первичной стороны к одной и той же сети.
Фазировка производится на стороне НН трансформатора.
1   2   3   4   5   6   7

45
Виды схем электрических установок
1. Главная схема электрических соединений электростанции (подстанции) — это совокупность основного электрооборудования (генераторы, трансформаторы, линии), сборных шин, коммутационной и другой первичной аппаратуры со всеми выполненными между ними в действительности соединениями. Выбор главной схемы является определяющим при проектировании электрической части электростанции (подстанции), так как он определяет полный состав элементов и связей между ними. Выбранная главная схема является исходной при составлении принципиальных схем электрических соединений, схем собственных нужд, схем вторичных соединений, монтажных схем и т. д.
2. Оперативные схемы. В условиях эксплуатации, наряду с принципиальной, главной схемой, применяются упрощенные оперативные схемы, в которых указывается только основное оборудование. Дежурный персонал каждой смены заполняет оперативную схему и вносит в нее необходимые изменения в части положения выключателей и разъединителей, происходящие во время дежурства. Действительное положение этих аппаратов (включено/выключено) показывается на схеме дежурным персоналом каждой смены. В оперативной схеме условно показаны разъединители и заземляющие ножи.

3. Структурная схема. При проектировании электроустановки до разработки главной схемы составляется структурная схема выдачи электроэнергии (мощности), на которой показываются основные функциональные части электроустановки (распределительные устройства, трансформаторы, генераторы) и связи между ними. Структурные схемы служат для дальнейшей разработки более подробных и полных принципиальных схем, а также для общего ознакомления с работой электроустановки. На чертежах этих схем функциональные части изображаются в виде прямоугольных треугольников или условных графических изображений. Никакой аппаратуры (выключателей, разъединителей, трансформаторов тока и т.д.) на схеме не показывают.
4. Упрощённая принципиальная схема (без некоторых аппаратов - ТТ, ТН, ОПН).
5. Полная принципиальная схема. На полной принципиальной схеме указывают все аппараты первичной цепи, заземляющие ножи разъединителей и отделителей, указывают также типы применяемых аппаратов. Действительное положение этих аппаратов (включено, отключено) показывается на схеме дежурным персоналом каждой смены.
Требования, предъявляемые к главным схемам электроустановок:
1) надёжность электроснабжения потребителей (обеспечение бесперебойности электроснабжения);
2) приспособленность к проведению ремонтных работ (проведение ремонтных работ без нарушения или ограничения электроснабжения потребителей);
3) оперативная гибкость электрической схемы (определяется её приспособленностью для создания необходимых эксплуатационных режимов и проведения оперативных переключений);
4) экономическая целесообразность (определяется приведёнными затратами, включающими в себя затраты на возведение установки – капиталовложения, её эксплуатацию и возможный ущерб от нарушения электроснабжения).
46
Схема с одной системой сборных шин (одиночная система сборных шин)
Достоинства:
1) простота;
2) наглядность;
3) источники питания и линии присоединяются к сборным шинам, далее и по тексту – СШ, с помощью выключателей и разъединителей;
4) на каждую цепь предусматривается один выключатель, который служит для включения и отключения цепи в нормальных и аварийных режимах,
Q1
QS1
QS2 - откл. ЛЭП


;
5) схема позволяет использовать КРУ, таким образом снижается стоимость монтажа и время сооружения установки;
6) малоаварийность из-за неправильный действий с разъединителями.
Недостатки:
1) для ремонта СШ и шинных разъединителей, необходимо полностью снять напряжение со сборных шин, т.е. отключить источник питания, что приводить к перерыву электроснабжения потребителей;
2) при КЗ в т. К1 отключается выключатель Q4, все остальные присоединения остаются в работе. Однако, при отказе Q4 должны сработать Q5 и Q6 и отключить ИП. Сборные шины останутся без напряжения;
3) КЗ в т К2 также вызовет отключение источников питания.
Данная система сборных шин (РУ) используется на напряжение 6-35 кВ.
Одиночная секционированная система сборных шин
Указанные выше недостатки частично устраняются путем разделения сборных шин на секции, число которых обычно соответствует количеству ИП.


Секционирование может осуществляться с помощью одного выключателя QK или двух выключателей.
Достоинства:
1) простота;
2) наглядность;
3) экономичность;
4) достаточно высокая надёжность.
Недостатки:
1) при повреждении и последующем ремонте одной из секций ответственные потребители, нормально питающиеся от обеих секций, останутся без резерва, а потребители, не резервированные по сети, отключаются на все время ремонта;
2) в этом же режиме ИП, подключенный к ремонтируемой секции, отключается на всё время ремонта. Этот недостаток можно устранить, присоединив ИП одновременно к двум секциям, но это усложняет конструкцию РУ и увеличивает число секций ( по 2 секции на каждый ИП).
Схема применяется:
1. для питания ответственных потребителей;
2. на электрических станциях в качестве РУ СН;
3. в качестве ГРУ с Г до 63 МВт включительно
4. на подстанциях 6, 10, 35 кВ включительно.
На электростанциях секционный выключатель QK в нормальном режиме всегда включен, а на подстанциях выключен.
47
Схема с одной рабочей и одной обходной системами шин
Одним из важных требований, предъявляемых к схемам на стороне ВН, является создание условий для ревизий и опробования выключателей без перерыва работы всей схемы. Этим требованиям отвечает схема с обходной системой шин.
В нормальной режиме обходная си стема шин, (далее по тексту – ОСШ), КВ находится без напряжения. Разъединители QSB, соединяющие линии и трансформаторы с обходной системой шин, отключены.
В схеме предусмотрен обходной выключатель, который может быть присоединён к любой из секций с помощью развилки разъединителей. Секции расположены параллельно друг другу, при этом выключатель QB может заменить любой другой выключатель, для чего необходимо произвести следующие операции в схеме:
1) включить обходной выключатель для проверки исправности ОСШ;
2) если исправна, то отключить QB;
3) включить QSB;

4) включить QB;
5) отключить Q;
6) отключить разъединители QS1, QS2;
7) наложить заземление с обеих сторон выключателя.
Все эти операции производятся без нарушения электроснабжения.
Такая схема рекомендуется для РУ ВН подстанций 110-220 кВ при числе присоединений (линий и трансформаторов) до 6 включительно, когда нарушение параллельной работы линий допустимо и отсутствует перспектива дальнейшего развития сети.
При большом числе присоединений (7-15) рекомендуется схема с отдельными обходными и шиносоединительным QK выключателями.
На электростанциях возможно применение схемы с одной секционированной системой шин, но с отдельными обходными выключателями на каждую секцию.
Достоинства схемы:
1) ревизия выключателя без перерыва работы присоединения;
2) отсутствуют разъединители шинной развилки, что исключает ошибки при переключениях.
Недостатки схемы:
1) необходимость установки обходного и двух секционных выключателей;
2) ревизия основной рабочей СШ невозможна без погашения присоединений;
3) КЗ на РСШ приводит к погашению всех присоединений секций;
Повреждение секционного выключателя приводит к погашению всех присоединений обеих секций (если схема выполнена по старым нормативам).
48
Естественным развитием схемы с одной системой шин является схема с двумя рабочими системами шин.
Наличие шиносоединительного выключателя позволяет осуществлять произвольное разделение присоединений между системами шин при этом создаются различные варианты эксплуатационных схем сети в зависимости от требований системы и работы электростанции.
QK1 и QK2 снижают возможный объём погашений при КЗ на шинах. Шинные разъединители служат для изоляции выключателей от сборных шин при их ремонте, а также для переключения цепей с одной СШ на другую без перерыва в их работе.
Линейные разъединители предусмотрены в присоединениях для безопасного ремонта выключателей.
Достоинства:
1) Возможность быстрого восстановления питания присоединений при КЗ на одной из секций путём переключения их на неповреждённую систему шин;
2) Значительно облегчается ремонт шин и шинных разъединителей;
3) Возможность переключения отдельных присоединений в соответствии с режимом установки с одной системы сборных шин на другую.
Недостатки:
1) При ремонте одной из систем шин нормальная работа на двух системах нарушается. Таким образом, на это время надёжность её снижается.
2) При замыкании в QK3 или QK4 отключают обе СШ.
3) В случае внешнего замыкания и отказе выключателя соответствующего присоединения отключается система шин.
4) Ремонт выключателей и линейных разъединителей связан с отключением на время ремонта соответствующих присоединений;
5) сложность РУ;
6) Частые переключения с помощью разъединителей увеличивают вероятность повреждения в зоне сборных шин по сравнению с устройствами с одной СШ при том же количестве присоединений.
У такой ССШ могут существовать 2 режима работы:
1) Одна СШ – рабочая, 2 –ая резервная. На резервной напряжение нормально отсутствует, а шиносоединительный выключатель ШСВ нормально отключен.
2) обе СШ находятся под напряжением и все присоединения распределены между ними равномерно. Такой режим работы называется работой с фиксированным присоединений цепей. Обычно применяется на шинах повышенного напряжения.