Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет Институт педагогики и психологии детства Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Выпускная квалификационная работа Квалификационная работа допущена к защите Завкафедрой МЛ. Кусова
_________ ______________ дата подпись Исполнитель
Рыговская Татьяна Леонидовна, обучающийся БУ-45z группы
______________________ подпись Научный руководитель
Привалова СЕ. канд. пед. наук, доцент
______________________ подпись Екатеринбург 2017
ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет Институт педагогики и психологии детства Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Выпускная квалификационная работа Квалификационная работа допущена к защите Завкафедрой МЛ. Кусова
_________ ______________ дата подпись Исполнитель
Рыговская Татьяна Леонидовна, обучающийся БУ-45z группы
______________________ подпись Научный руководитель
Привалова СЕ. канд. пед. наук, доцент
______________________ подпись Екатеринбург 2017
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………..…………………………………………...…....
4 ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА.
8 1.1. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы 1.2. Роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста 1.3. Жанры детского фольклора и их характеристика. 17 1.4. Анализ программного содержания работы по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
24 1.5. Методические основы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
29 ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА. 37 2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора. 37 2.2. Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора. 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………...…………………………………….….. 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….
64 ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………........
65 ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………….
68
3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………..…..
71 ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………..…..
74 ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………..…………………………..…
76 ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………..……………………………...…
77
4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы заключается в том, что детский фольклор является составной частью народного творчества, формой сохранения народной традиции воспитания, общения ребёнка и взрослого. Исследование детского фольклора, как опыт передачи молодому поколению знаний о средствах и способах адаптации его в окружающем мире, является одной из важнейшей отрасли гуманитарных наук. Актуальность данной темы определяется тем, что в результате глобальных преобразований сначала в. произошли значительные изменения в обществе. Потеря множества культурных традиций, обычаев, межпоколенных связей привела к разрыву преемственности в передаче подрастающему поколению ценностей культурного наследия [19]. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования дословно говорит о необходимости знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы [16]. В примерной образовательной программе дошкольного образования От рождения до школы под редакцией МА. Васильевой, НЕ. Вераксы, Т. С. Комаровой, для среднего возраста детей рекомендуется учить детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок
[8]. Госзаказ дословно предписывает более детально и глубоко изучить направление по созданию условий для повышения у детей уровня владения
5 русскими родным языками и иными коммуникативными компетенциями. Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности русского народа [45]. Изучением детского фольклора и его возникновением занимались многие ученые. В советской фольклористике первым к серьезному изучению произведений детского фольклора подошел выдающийся фольклорист и этнограф ГС. Виноградов. Им опубликован ряд значительных работ, посвященных исследованию детского фольклора
[10]. К ним он причисляет потешки, колыбельные, небылицы, приговорки, забавы, и т. п. произведения, иллюстрирует примерами применение их взрослыми в общении с детьми. Вслед за ГС. Виноградовыми совместно с ним исследует детский фольклор специалист по детской литературе и фольклору О. И. Капица. Она дает характеристику многочисленных жанров детского фольклора в книге Детский фольклор, приводит большой фактический материал [26]. В дошкольном возрасте дети достаточно широко знакомятся с русскими мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, считалок, потешек, пословиц, загадок до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с теми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже. Специалисты различного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Важное значение придается развитию речи, умению делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного, умению правильно и грамотно выражать свои мысли [38]. Важнейшим средством формирования перечисленных навыков становится детский фольклор. Докучные сказки, колыбельные, прибаутки, песенки, легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект.
6 Объектом исследования является процесс организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора. Предмет исследования – комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора. Цель работы теоретически обосновать и подобрать комплекс мероприятий, направленный на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора. Задачи
1. Изучить особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы
2. Определить роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста
3. Рассмотреть характеристику жанров детского фольклора
4. Проанализировать программное содержание в аспекте проблемы
5. Подобрать методические рекомендации по организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора
6. Провести диагностику начального уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора
7. Разработать рекомендации организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора. В данной работе были использованы методы эмпирический наблюдение, беседы теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
7 База исследования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 Ягодка. В исследовании приняли участие 16 детей средней группы ДОУ. Структура ВКР: данная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА
1.1. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы Книга – не учебник, она не даёт готовых способов, как научить ребёнка любить литературу, потому что очень сложно научить непростому искусству чтения и понимания книги. Малыш воображает различные сюжеты, смеётся и плачет, представляет (обоняет и осязает, видит, слышит) прочитанное так ярко, что осознает себя участником событий. Книга знакомит ребёнка с самым трудным в жизни – с миром человеческих чувств, страданий и радостей, поступков, отношений, мыслей, характеров Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную переработку информации, создает основу для развития мышления, содействует развитию речи, памяти и внимания. Восприятие художественного текста это нелегкая, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которую входит восприятие, воображение, мышление, внимание, память, воля эмоции. Каждый из вышеуказанных процессов выполняет свою нужную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности. А. В. Запорожец говорил, что для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок обязан отнестись к нему, как к образу, как к изображению реальных явлений и предметов Восприятие, сточки зрения А. Г. Маклакова, – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную
9 переработку информации, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания Е. А.
Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство чувствующего и мыслящего [53]. Восприятие произведений детской художественной литературы и произведений фольклора представляется как активный волевой процесс, представляющий не пассивное созерцание, а деятельность, которая реализуется во внутреннем содействии, сопереживании героям, мысленном действии, в воображаемом перемещении на себя событий, в результате которых возникает эффект личного участия в событиях, личного присутствия
[21]. Художественная литература – это вид искусства, использующий в качестве единственного материала конструкции и слова естественного языка. О. И. Никифорова указывает натри стадии в развитии восприятия художественного произведения воссоздание и непосредственное восприятие, переживание образов (в основе – работа воображения влияние художественной литературы наличность читателя (через чувства и сознание понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление) На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественного творчества, с легкостью устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, злом, печальном. Эмоционально откликается на изображенные в произведении искусства действия, события, поступки и т. д. У ребенка появляется желание поделиться своими впечатлениями с детьми и взрослыми. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, борется сего врагами, мысленно действует. Е. А. Флерина выделяла и такую особенность,
10 как наивность детского восприятия детине любят плохого конца, герой должен быть удачлив. Художественное восприятие ребенка в течение всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. Л. М.
Гурович на основе личностного исследования и обобщения научных данных изучает возрастные особенности и восприятие дошкольниками литературного произведения, выделяя два этапа в их эстетическом развитии от двух до пяти лет, когда ребенок недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для малыша самоценным [18]. На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. После четырех лету ребенка начинают происходить некоторые изменения в осознании литературного произведения. Это происходит в результате расширения круга его конкретных представлений, увеличением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как сказано в исследованиях А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко дети начинают яснее понимать границы между сказочными и реалистическими жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функции одного предмета на другой [15]. На этом, появляющемся у ребенка умении, возникает возможность формирования первых представлений о некоторых особенностях жанра (сказка, басня, небылица и др. В этом возрасте стремительно развивается воссоздающее воображение. Оно становится более самостоятельным, образуется верное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, помогает проникновению в авторский замысел, воспитывает эстетические чувства. Для того чтобы понять произведение, ребенку зачастую уже не требуется показ картинки к каждому повороту сюжета. Вместе стем совершенствующее
11 воображение нив коей мере не отменяет, не отрицает положительную функцию иллюстрации. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают литературное произведение. Описывая героев, они чаще высказывают верные суждения об их поступках, опираясь при этом на обогатившийся личный опыт и личные представления о нормах поведения. При восприятии художественных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить события или героя. Отношение детей к литературным событиям имеет действенное, жизненное значение. Ребенок четырех-пяти лет активный соучастник изображенных событий он проживает их вместе с героями.
1.2. Роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста Дошкольное детство это совершенно особый период развития ребенка. АН. Леонтьев дает следующее общее определение дошкольному детству Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы развития ребенка устанавливаются и завязываются первые отношения и связи, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе стем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен [24]. В среднем дошкольном возрасте прослеживается период стремительного развития всех функций, сторон и форм речи. Расширяется активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи, слова сочетаются грамматически правильно.
В возрасте четырех-пяти лет перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его восприятие к окружающему миру. Суть данной перестройки состоит в том, что появляется внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка направляется извне и побуждается
12 взрослым или воспринимаемой ситуацией, тов четыре-пять лет ребенок начинает осознавать собственное поведение. В данном возрасте осуществляются некоторые изменения в понимании текста, что связано с приобретением литературного и жизненного опыта ребенка. На пятом году происходит реакция на слово, интерес к нему, желание многократно воспроизводить его, понимать, обыгрывать. В речевом развитии ребёнка средний дошкольный возраст имеет особенное значение. Именно с этого времени начинает проявляться недостаток речевого развития детей и его личностные особенности, идёт образование качественной стороны речи. Речь – одно из важных направлений развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш приобретает широкие возможности общения с другими людьми, понимает окружающий мир. Речь способствует пониманию друг друга, формирует убеждения и взгляды. Речь – волшебный дар природы, она не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить множество усилий, чтобы речь малыша развивалась своевременно и правильно [37]. В дошкольном возрасте речевое развитие непосредственно связано сформированием таких психических процессов как внимание, мышление, память, воображение со становлением сознания и формированием личности ребёнка. В результате этого речевое развитие вынесено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО. Специализированные занятия по художественной литературе, каждодневное чтение детской литературы в детском саду оказывают огромное влияние на развитие словаря детей. Ознакомление детей с детской художественной литературой должно содействовать развитию разных сторон
13 речи детей при верно подобранной художественной литературе в соответствии с интересами и возрастом ребёнка. Хорошая детская книга знакомит ребенка с миром художественных образов, даёт первые и самые сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому ребенок тянется неосознанно, привлечённый его необычайной красотой, мотивирует ребёнка к игре словом, к неоднократному повторению яркого живого слова, в результате чего это становиться достоянием. Книга обогащает и шлифуете форму, совершенствует содержание речи малыша. При помощи речи малыш воспроизводит свои мысли и взгляды, познает мир. Правильное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе. В дошкольном возрасте происходит простое осознание явлений родного языка. Ребенок знакомится с синонимами и антонимами, узнает звуковое строение слова, знакомится со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога, старается освоить правила ведения диалога. Формирование осознания речевых и языковых явлений при помощи чтения развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом) [36]. Особую роль в психическом развитии играет воображение. Воображение – это исключительная способность человеческого сознания создавать образы различных, не присутствующих в данный момент в поле зрения или вовсе реально несуществующих явлений и объектов. Воображение помогает управлять выдуманными явлениями или объектами, создавая для них ситуации [33]. Воображение ребенка дошкольного возраста воссоздающее, образы создаются при чтении, то есть на фоне словесного описания, вовремя просмотра иллюстраций или прослушивания музыки. Вот почему дети так любят слушать сказки.